Page 339 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 339

ч 2 Г в ' о з Х е  В Ъ  Г  Д Ѣ  Л Ь І Ш Х Ъ  П р И М Ѣ  р а Х Ъ  '  ^ ь ф а з в л ъ  свое  эти-               физическаго       ихъ   совершенства?}      Относительно       супружества      Пла-
                    Г  К   П  п Г   Р              нравственным         обязанности.      ( Ш и в е д е м ъ                       тонъ    остановился       на   общегреческомъ         воззрѣніи,     по    которому
                                                                                                                                                                        физическое
                                                                                                                                                                                         совокупленіе,
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                    ч а т е л ь н і  " "  Р Ы  '  К  ° °  Р Ы е  Д Л Я  Н а Ш е й  д ѣ  л и  « ^ б і о  замѣ -                    супружество       есть   половое,    дѣтей,    гражданъ     полезныхъ     им ющее
                                                   Т
                                                                                                                                                ц ль—рожденіе
                                                                                                                                  внѣ шнюю
                                                                                                                                                                                                              государ-
                                                                                                                                                  ѣ
                                   l
                                                                                               Р
                   meoplÉZ ^u7            Pa9âbl         "   Т  ЫСШ      иСтты     >          п авды                              ству.   Но    это   общегреческое        воззрЬніе     на  супружество        довемъ
                                                                                                                                               въ
                                                                                                                                                    своемъ
                                                                                                                                                                                государств*"
                                                                                                                                                                                                        такой
                                                                                                                                                                                                   до
                                                                                                                                                              „идеальпомъ
                                                                                                °бтяъ
                   Г о л Г о Z Z 4     на   Т         С М 0 Т р Ѣ  л Ъ  себя,  всл дствіе  > н е в * г * т я                      Платонъ    что  совершенно        упичтожилъ       всякій     нравственный     край-
                                                                                  '
                                                                                      л о ж ь
                                                                       н е п р а в д у
                                                                   н а
                                            обманъ
                                                        самого
                              какъ
                   только
                                                                                                                                  ности,
                                                                                                                                                                                                                   ха-
                                                                                ѣ
                   д Г ^ Т д Г а ^ '                В С Л Ѣ  Д С Т В І 6             с о і н Г ^ о Г                              рактеръ      супружества.       (Если    Платонъ      и   старается       возвысить
                                                                                                                                  умственно      и   нравственно       женскій      полъ,    который      на   самомъ
                   д е н н ы х ъ  идеи,   а   потому     в ъ  этомъ     с м ы с л *  оиъ   о т в е р г а е т е
                                                                                                                                  д лѣ    былъ     въ   пренебреженіи;         если    онъ и    возвысился        надъ
                                                                                                                                   ѣ
                   неправд                 обманъ      п р и  в с ѣ х ъ  о б с т о я т е л ь с т в а х ! * "  Гни                 общегреческимъ        воззрѣніемъ     на   женщину,      то  все-таки     онъ   дер-
                  ибо    они     противны       истинному       знанію,     которое      свойственно
                                                                                                                                  жался     его    въ   томъ     отношеніи,        что    придавалъ       собственно
                                                                 о б м а н ъ  д р у г и х ъ  л  ю  д  е  й  =
                  Г т ь   ко T   S                     С Л у Ч а Я Х Ъ '  к 0 г д а  9 1 0  м о ж е т ъ  послу-                   значеніе,    ц ну     для   государства     только    мужской       дѣятольности,
                                                                                                                                                 ѣ
                  жить    ко   благу    этимъ    другимъ,     что    согласно     съ   его   телеою-                              а  не   женской,      а  потому      онъ    старается      ВОЗЕЫСИТЬ      женщину
                                                                                                                                  только    тѣмъ,    что   даетъ   ей   то  же  воспитаніе,     какъ    и  мужчин*,
                  прибѣ гать     Г о 1  Ѣ  а Г  Ъ  -   ^
                  I I I                      У }  Л Ж И ос УД РСтву,    a  слѣдовательно       и  его                             заставляете      ее   даже    участвовать       въ  томъ     лагерномъ       образ*
                                                             а
                                                      г
                  представителям^        правителямъ,       именно     съ  такою    доброю     ц ѣ л ь Г                         жизни,     какой     въ   его   идеальпомъ       государств*      ведутъ      полно-
                 для   блага    государства.      О и ъ  дозволяете      употреблять"      н е п р а в д у '                     правные      граждане,      т.-е.  правители     и   воины;    заставляете     жен-
                 ложь,    обманъ,     к а к ъ  вспомогательное       средство     яри    у н р Х е н / и                         щинъ     участвовать      въ  т хъ   занятіяхъ,    которыя     свойственны      при-
                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                           У
                     У  Д  Г 2 ^    П  Р  -   0 Н Ъ  Д   0  3   в   —    —      я м ъ " о б м а " ъ Т 1                          род*     мужчинъ       и   противны       природ*     женщинъ.        Однако     онъ
                 жпебій    с ъ 2 ™      Г "    Ч е Т  \  1 , а р Ь  '  т  - -  Д °  з в о л я е т ъ  подмѣ нивать                признаетъ      женщину       въ   этомъ   отношеніи       ниже    мужчины,      даже
                                                                  е
                                                                                                  по-
                 Z  7    J L Z       Z   Г  '    Ч Т О б и  '  Ш Ш Р  ' '  индивиды  различныхъ д р ѵ г ѵ                        ниже     относительно      природной       способности   до ея   къ  добродѣтели,
                                                                                                                                 и
                                                                                                                                                                                                         крайности,
                                                                                                                                                                                               такой
                                                                                                                                                             разговор*
                                                                                                                                                   это
                                                                                                                                     доводите
                                                                                                                                                                             „Тимей"
                                                                                                                                                         въ
                                         бракъ,
                                                                                      другъ
                                     въ
                 л о в ъ ,
                                                   наиболѣ е
                                                                соотвѣ тствовали
                         вступая
                TyZZi                 н и х ъ  "  о ж д а л и с ь  и а и л у ч ш і е  г р а ж д а н е  -                         жизни     отъ   добродѣтели,      по   смерти     своей,    при новомъ       земной
                                                                                                                                                                                    уклонившагося
                                                                                                                                       говоритъ,
                                                                                                                                                                                                         въ
                                                                                                                                                     будто
                                                                                                                                                              душа
                                                                                                                                                                      мужчины,
                                                                                                                                 что
                                                                                                                                                                                                               вопло-
                                           къ врагамъ.
                          Отношенье
                                                                                                                                                                   грЬхи
                                                                                                                                 щеніи,
                                                                                                                                                              за
                                                                                                                                            въ
                                                                                                                                                                            принимаете
                      б)
                                                             П л а т о н ъ
                                                                           призналъ
                               :
                                                                                                  Я
                S " іг°г                         ъ   далеко    ПеРеСТуПИЛЪ        «      за   истинѵ                             телъности.     наказаніе  къ физическому          труду,    форму     женщины}
                                                                                                                                      г)
                                                                                                                                                                                               физической
                                                                                                                                          Отношенье
                                                                                                                                                                                                               дьъя-
                                                                                                                                                  Платонъ
                                                                                                                                                                            придерживается
                                                                                                                                                              не только
                                                                                                                                                                                                  общегреческаго
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                                            Т ѣ  м ъ  '  Т Г 0  п р ^ д н ы й ,  добродѣ тельный  обя-                           воззр*нія     на  трудъ,     но   даже    усиливаете      къ   нему     презр ніе.
                иначе    нельзя    б ы Т ^      Н а З В а Т Ь  е г 0   '   Н °  И  в р а г а м ъ >  ибо                          Тѣ   занятія,    которыя     греки    пятнали     именемъ      „банавзіа",     счи-
                                                            Д Р У З Ь Я М Ъ
                 Г
                         ™
                                                                 Добродѣтельнымъ,
                                             Ы
                                                                                               ™ *
                ибо   добрый     ничего    ° не  можетъ     сдѣлать     злого    никому  добрымъ                                 таете    Платонъ      потому    унизительными,         что   они     направляютъ
                                                                                             а
               довательио      даже    и   врагамъ.                                     У '                                     челов ка     къ   чувственному,       вмѣсто    того,   чтобы   обращать      его   къ
                                                                                                                                       ѣ
                     в)  Отношенье        между    индивидами        различныхъ       половъ    осо-                            идеальному.       Банавзіа    значите     собственно      работа    у  печки,   тре-
                  чГы ::°ztt -                    ®  а  о т  г  е н і я  м е ж д у             р°  -                            бующая      сидячей     жизни,     а  потому    нездоровая      работа,    грязная.
                                mu
                                                                                                                               (Сидячей      яге  жизни     терпѣть     не  могли    свободные     греки.    Дал е,
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
               РОНЫ     a  HP   Г          Т 0 Н Ъ  С М 0 Т р Ѣ  л Ъ  Т 0 Л Ь К 0  с ъ  Физической  б о -
               роны,    а  не   со  стороны    нравственности.        О н ъ  о г р а н и , и в а л ъ  раз-                      банавзіа     значите    тѣ   работы,    которыя      не  требуютъ       особеннаго
               ч е Т а Г т Г  У  и Т  И Н а М И  И  Ж  е  н  ^  й  « ь  К о   ф " і з и , е с Г й  " к а -                      ума,    образованности;       наконецъ,     это   тѣ работы,     которыя     сопря-
               чествами     гоіо   или   другого    пола,    с т е п е н ь ю  физичесішхъ     силъ,
                                                                                                                                жены     съ  корыстными        цѣлямн,      любостяжательныя          работы,    гдѣ
   334   335   336   337   338   339   340   341   342   343   344