Page 336 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 336

это  подчинить  ихъ  себ ,  а  подчинял-господствовать  чрезъ
 ѣ
 в  о  надъ  всею  душою,  управлять  ею,  указывать  ей  что  для  ности,  противъ  худшей  неразумной  части  души,  и  въ  томъ,

 нея  есть  истинно  -  доброе,  идея  добра  къ  которой  душа  чтобы  побеждать  ее,  ибо  лучшая  неразумная  часть  души  лю-
           бить    победы;     она   должна     охранять      умъ;   она    есть   бдительная

 С Т ь н  С  о Г Т ъ  '  И С Ш т  е е  І И Й Д Я  '  ~  Ь  —  2 3  часть  души.  Эта  лучшая  неразумная  часть  души  должна  охра-
                                 рабства
                           отъ
 деятельности.  Съ  другой  стороны  умъ  долженъ  ш п ш т .  нять  душу чего  сл дуетъ  ея  чувственности.  Разумная  часть  души
           решает®,
                                                                         отвращаться,
                                                                                            чего
                                                                  чего
                                                        и
                                              искать
                                                            отъ
 ДУШѢ  на  противоположность,  чтЬ  длЯ У  нея  е Х з л о і  кото  сл дуетъ  опасаться ѣ  и  чего  не  следует®,  а  лучшая  неразумная
 раго  она  должна  избегать,  бояться.  Ясное  у р у м Т н Е  зна  ѣ
                                                ѣ
 н  е  истиннаго  добра  н  составляет®  нравственное  совершенство  часть  души  должна  эти  р іненія  разумной  части  души  при-
                                                                                  ѵ
 разумной  части  души,  ума;  совершенство  этой  части  ДУШИ  водить  въ  исполненіе,  охраняя  душу  отъ  всяких®  б йствъ,  ко-
 и  называется  мудростью.  Безъ  такого  знанія  истиннаго  добна  торыя  не  уважают®  ничего  божественна™,  добраго,  и  вмѣ стѣ
 и  основанной  на  немъ  истинной,  философской  Х е д ѣ  Х  отъ  презрѣнной  робости,  трусости,  которая  трепещет®  пред®
 n p a ~  r  a  —  Н  0  Л Ю б ° М У Д Р І е  В Ъ  теоретическом®'  всякою  опасностью.  Вообще  лучшая  неразумная  часть  души
 обру  Д  П о л п  Ш Я Х Ъ '  Т -" -  С Т р Ш Л е Н І е  К Ъ  и с ™нному  исполняет®  веленія  разумной  части  души,  пе  побеждая«,  ни-
 е
 доору,  идеь  доора  и  осуществленіе  ея  въ  деятельности  ТГчя-  какими  оболыценіями  со  стороны  чувственныхъ  удовольствій,
 и
 этого  недостаточно  нредставленія  объ стинноедоброГ  ибо  прм-  чувственности,  а  напротивъ,  побѣждая  ихъ,  какъ  любящая  по-
 ставлеше  не  будучи  укрѣплено  знаніемъ,  уразумѣніемъ  при-  беды  и  не  робеющая  пред®  ужасами  страданій,  какъ  безстраш-
 чин®  своей  деятельности,  можетъ  быть  в ы т е с Г н о С Х ю  ми-  ная  часть  души.  Этимъ-то  она  и  сохраняет®  душу  отъ  нераз-
 нуту  ошибкою,  заблужденіемъ  или  н е в ѣ д е н і е м ъ , - с Х а т е л ь н о  умной  чувственности,  является  посредствующею  между  умомъ
 оно  не  можетъ  заменить  знанія.  Въ  этомъ  е  Х  Г  и  чувственностью  чрезъ  подчиненіе  чувственности  уму.  Такое
 ростн  невозможна  добродѣтель  вообще,  или  мудрость  не  сто  совершенство  этой  лучшей  неразумной  части  души;  это  со-

 въ  этом®  смыслѣ  только  особенная  іоброд тель  но  вершенство  и  есть  ея  добродѣтель,  называемая  мужеством®.
 ѣ
 добродетель  вообще,  единая  добродетель  '  И  Но  и  мужество,  какъ  и  мудрость,  не  есть  только  особенная
 Вторая  главная  добродетель  есть  мужество.  Какъ  Пла-  добродѣтель,  а  есть  вм стѣ  съ  тѣмъ  и  добродѣтель  вообще,
                                           ѣ
 той®  приходит®  къ  нему?  Другая  часть  души  есть  нераз-  или—чт0  все  равно—есть  единая  добродѣтель  въ  томъ  смыслѣ,
 умная;  она  должна  подчиняться  разумной  части.  Ш  эта  не-  что  безъ  нея  невозможна  добродѣтель  вообще,  ибо  мужество
 разумная  часть  души  бываетъ  лучшая  и  худшая;  лучшая  Не-  охраняет®  душу  отъ  чувственности,  даетъ  ей  возможность  быть

 разумная  часть  души  есть  сила  возвышенных'®  портов®  совершенною,  добродетельною  и  тѣмъ  приводит®  всѣ  части
 страстей,  гн ва,  ярости,  борьбы  против®  чувственности  e m  души  въ  гармонію,  согласіе.
 ѣ
 сила,  люоящая  побеждать  чувственность,  победоносная  'часть
                                                                   ѣ
 души,  охраняющая  умъ.  Но  и  она,  несмотря  на  это  ее  то  Третья  главная  добродѣтель  есть  ум ренность,  самообла-
          даніе,     самоограниченіе.        Какъ      къ    ней    приходит®       Платонъ?
 3 Ï Ï S  Т Г Г т о г Г т о Г о '  о н Г °  М У  о н а  ~  -  Худшая  неразумная  часть  души,  сила  чувственныхъ  поже-
 Подчиненіе  /я'  уму  ланій  долита  подчиняться  уму,  разумной      части    души,     т.-е.
          сознаваемой      умомъ     идеѣ,   какъ    верховной      идеѣ    добра;    худшая
 Х Т о р Г Т  Т  И  е Я '  1 °  0 Н а  е С Т Ь  ^ - ь н а я  сила  ~  £  неразумная  часть  души  должна  опредѣляться  этою  мѣрою,  умѣ-
 '  б 0 р ь о ы  П Р°™  В Ъ  неблагородна™,  недостойна™  человека  ряться,  подчинять  ей  всѣ  свои  чувственныя  пожелапія  такъ,

 T Z Z  Х  Г  Б 0 Т Ъ  Э Т °- Т 0  м  Д ѣ  Л 0  и  Д° но  состоять  чтобы  душа  ограничивала  свою  чувственность,  чувственныя  по-
 л ж
 въ  том®,  чтобы  быть  помощницею  разумной  части  души  въ  желанія  и  чрезъ  это  вполнѣ  обладала  сама  собою.  Покоряясь

 борьбѣ  ума  против®  силы  чувственныхъ  пожеланій,  чувстве^  уму,  эта  неразумная  худшая  часть  души,  сила  чувственныхъ
   331   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341