Page 341 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 341

совершенно       господствуем        сила    чувственным         пожеланій;     по-
                       этому-то     отъ  низшаго     класса,    занимающагося        такими     работами                         ровъ,    которые     по   самой    сущности      своей    рабы.    Наконецъ,      въ
                       Платонъ      и   требовалъ      умѣренности.        Наконецъ,        Платонъ      не                      виду    опасности     государству      отъ   рабовъ,     ГІлатопъ     предостере-
                      только     запрещаем        стражамъ,       пользующимся         въ   его   идеаль-                        гаетущтъ       большого     накопленія       одноплеменныхъ         рабовъ.

                      номъ    государств^     политическою       полноправностью,         самостоятель-                              СТакова     сущность       Платоновой       этики    въ   т сномъ       смысл!;,
                                                                                                                                                                                                ѣ
                      ностью,     занятья    всякими     работами,      которыя      относятся     къ  ба-                       ученія    о  нравственности        индивида,     объ   осуществленіи       въ немъ
                      навзьа,    но  даже    желаем       отклонить     ихъ   отъ   т хъ    занятій   ко-                        идеи   добра,     правды      и   справедливости.        Щ )   индивидъ       имѣлъ
                                                                                     ѣ
                      торыя     считались      въ   Греціи     благородными-отъ            земледѣльче-                          значеніе    ѵ   Платона     не   какъ    челов къ,      а~  какъ     гражданину
                                                                                                                                                                                 ѣ
                      скихъ.    Поэтом^     въ   своемъ     „идеальномъ      государствЬ"        Птатонъ                         поэтому    (Платонъ       развивалъ      систематически         учепіе    о   нрав-

                      считаем      ремесленниковъ         и  земледѣльцевъ       не   только    низшимъ                          ственности      не    въ   томъ    смыслѣ,     что    мы    теперь      называемъ
                      классомъ,    но   и  лишаетъ      ихъ   даже    полноправности.       Мало     того-                       этикою     въ  тѣсномъ      смыслѣ,    ученіемъ     о   нравственности        инди-
                      онъ   даетъ   общественное        воспитаніе     въ своемъ      „идеальномъ      го-                      вида    вообще,      которой    онъ    не   зналъ,    а   въ   смыслѣ      ученія   о
                     сударств-!;      только    стражамъ      государства      (воинамъ     и   правите-                        государствѣ ,      политики,       такъ    что/   этика    въ  т сномъ       смь.слѣ
                                                                                                                                                                                                 ѣ
                     лям^,      ыоо онъ      считаем      нестоющимъ         труда    со   стороны    го-                       входить      у    него     въ   составь     "политики,     /чтб     замѣтно     уже
                     сударства     заниматься     воспитаніемъ      этого   низшаго     класса    (Этотъ                        при    ызложеніи       того,    что мы      отнесли     къ   Іэтикѣ   въ    тѣсномъ
                     классу     говоритъ      Платонъ,      не  важенъ      для   государства;       если                       смыслѣ,      ибо    во   вс хъ     ея   ученіяхъ      индивидъ      слитъ    съ  го-
                                                                                                                                                           ѣ
                     какои-либо       башмачникъ        не   будетъ     добродѣтельнымъ,          то это                        сударствомъ.       В ъ    самомъ      дѣлѣ,    только     въ    политикѣ      разви-
                     вовсе   не  причиним       государству     вреда.    Напротивъ,      если   стражи                         ваем      Платонъ      всѣ    ученія,     составляющія        содержаніе       этики
                                                                                                      -
                     государства      не  будутъ     такими,    какими     они должны       быть     т е                        въ  тѣсномъ     смыслѣ,     именно     ученіе   о   верховномъ      добрѣ,     благѣ
                     добродѣтельными,        нравственными,        а  будутъ    только    казаться    та-                       о  добродѣтели      и о  нравственныхъ       обязанностяхъ.        Спрашивается:
                    кими,   то  государству     причинится       большой    вреду    ибо  отъ   нихъ-то                         какъ    же   вводить     Платонъ     въ   составь    своей    политики     всѣ    эти

                    и   зависим,      чтобы    государство      было    счастливо!)                                             ученія,    относящіяся       собственно     къ   этыкѣ    въ   тѣсномъ     смыслѣ,
                          д)  Отношеніе       господина     кг рабамъ. ^подобной             же    точки                        или,   другими     словами,     въ   чемъ   состоитъ     у  Платона       переходъ
                                                                           (
                                                                                                                                                                                         ѣ
                    зр нія,    съ   какой   Платонъ      смотрѣлъ      на  #зичесісій     трудъ    смо-                         отъ   того,    что   мы     назвали     этикою     въ   т сномъ      смыслѣ,     къ
                       ѣ
                    трѣлъ    онъ    и  на   рабство,    которое     признавалъ        справедли'вымъ                            тому,   чтб   онъ     называем       политикою,       заключающею          въ  себѣ
                                                                                                                                                ѣ
                    говоря,    что  политикъ,     истинный     правитель     государства,      долженъ                         этику     въ    т сномъ      смыслѣ?      Разсмотримъ,         какъ     переходам
                                                                                                    н
                    низводить      въ   пабство      всѣ хъ    неблагородно-мыслящихъ             и е-                         всѣ    вышеупомянутая          три   ученія    въ  политику.               "    -*"
                    в ждъ.     В о о б щ е Ѵ ъ    смотрѣлъ      на   рабство     какъ    на   учрежде-                               Переходъ     ученія    о  верховномъ добрѣ, блат.          Мы    видѣлы, что
                     ѣ
                   нье   столь     естественное,       что его     справедливость        не   требуем                          конечная     цѣль   дѣятельности      человѣка    есть  обладаніе     верховнымъ

                   защиты,      оправданія..Впроче тъ          онъ    допускалъ,     что   па   самомъ                         добромъ,      благомъ.      Такое     обладаніе     имъ     Платоыъ      называем
                   д лѣ     и  рабы     иногда     являются       добродѣтельными;         даже    онъ                         истиннымъ       счастіемъ,     блаженствомъ,       и  потому     требуем,     чтобы
                     ѣ
                   старается     умѣрить      зло,    проистекающее         изъ    рабства,      разум-                        настоятельно        было     обращено       вниманіе      на    такое     состояніе
                   нымъ     и  справедливыиъ         обхожденіемъ        съ   рабами      со  стороны                          индивида      и  настроеніе     его   души,     которыя      могли    бы    сдѣлать
                   ихъ   господъ,     но говоритъ,      что   такое  обращенье     съ   ними   должно                          жизнь     челов ка     счастливою,      т.-е.   чтобы    было    обращено     вни-
                                                                                                                                               ѣ
                   соединяться      съ   надлежащею        строгостью,      чтобы    рабы    не   бало-                        маніе    на   нравственное       совершенство,        добродѣтель        индивида.

                   вались     отъ    фамильярности         съ    нишС      Платонъ       запрещаетъ                            Слѣдовательно        верховный        принципъ       нравственности        у  Пла-
                  также     отдавать     въ рабство      эллинову      по самой     сущности     своей                         тона   есть   счастіе     въ   этомъ    смыслѣ,      или,    другими      словами,
                  свооодныхъ,        а  дозволяем       отдавать    въ   рабство     только     варва-                         этическое     ученіе    Платона     вообще     есть    эвдемонизмъ.        Но   его
                                                                                                                               эвдемонизмъ        несравненно        выьне    эвдемонизма        его    современ-
   336   337   338   339   340   341   342   343   344   345   346