Page 341 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 341
совершенно господствуем сила чувственным пожеланій; по-
этому-то отъ низшаго класса, занимающагося такими работами ровъ, которые по самой сущности своей рабы. Наконецъ, въ
Платонъ и требовалъ умѣренности. Наконецъ, Платонъ не виду опасности государству отъ рабовъ, ГІлатопъ предостере-
только запрещаем стражамъ, пользующимся въ его идеаль- гаетущтъ большого накопленія одноплеменныхъ рабовъ.
номъ государств^ политическою полноправностью, самостоятель- СТакова сущность Платоновой этики въ т сномъ смысл!;,
ѣ
ностью, занятья всякими работами, которыя относятся къ ба- ученія о нравственности индивида, объ осуществленіи въ немъ
навзьа, но даже желаем отклонить ихъ отъ т хъ занятій ко- идеи добра, правды и справедливости. Щ ) индивидъ имѣлъ
ѣ
торыя считались въ Греціи благородными-отъ земледѣльче- значеніе ѵ Платона не какъ челов къ, а~ какъ гражданину
ѣ
скихъ. Поэтом^ въ своемъ „идеальномъ государствЬ" Птатонъ поэтому (Платонъ развивалъ систематически учепіе о нрав-
считаем ремесленниковъ и земледѣльцевъ не только низшимъ ственности не въ томъ смыслѣ, что мы теперь называемъ
классомъ, но и лишаетъ ихъ даже полноправности. Мало того- этикою въ тѣсномъ смыслѣ, ученіемъ о нравственности инди-
онъ даетъ общественное воспитаніе въ своемъ „идеальномъ го- вида вообще, которой онъ не зналъ, а въ смыслѣ ученія о
сударств-!; только стражамъ государства (воинамъ и правите- государствѣ , политики, такъ что/ этика въ т сномъ смь.слѣ
ѣ
лям^, ыоо онъ считаем нестоющимъ труда со стороны го- входить у него въ составь "политики, /чтб замѣтно уже
сударства заниматься воспитаніемъ этого низшаго класса (Этотъ при ызложеніи того, что мы отнесли къ Іэтикѣ въ тѣсномъ
классу говоритъ Платонъ, не важенъ для государства; если смыслѣ, ибо во вс хъ ея ученіяхъ индивидъ слитъ съ го-
ѣ
какои-либо башмачникъ не будетъ добродѣтельнымъ, то это сударствомъ. В ъ самомъ дѣлѣ, только въ политикѣ разви-
вовсе не причиним государству вреда. Напротивъ, если стражи ваем Платонъ всѣ ученія, составляющія содержаніе этики
-
государства не будутъ такими, какими они должны быть т е въ тѣсномъ смыслѣ, именно ученіе о верховномъ добрѣ, благѣ
добродѣтельными, нравственными, а будутъ только казаться та- о добродѣтели и о нравственныхъ обязанностяхъ. Спрашивается:
кими, то государству причинится большой вреду ибо отъ нихъ-то какъ же вводить Платонъ въ составь своей политики всѣ эти
и зависим, чтобы государство было счастливо!) ученія, относящіяся собственно къ этыкѣ въ тѣсномъ смыслѣ,
д) Отношеніе господина кг рабамъ. ^подобной же точки или, другими словами, въ чемъ состоитъ у Платона переходъ
(
ѣ
зр нія, съ какой Платонъ смотрѣлъ на #зичесісій трудъ смо- отъ того, что мы назвали этикою въ т сномъ смыслѣ, къ
ѣ
трѣлъ онъ и на рабство, которое признавалъ справедли'вымъ тому, чтб онъ называем политикою, заключающею въ себѣ
ѣ
говоря, что политикъ, истинный правитель государства, долженъ этику въ т сномъ смыслѣ? Разсмотримъ, какъ переходам
н
низводить въ пабство всѣ хъ неблагородно-мыслящихъ и е- всѣ вышеупомянутая три ученія въ политику. " -*"
в ждъ. В о о б щ е Ѵ ъ смотрѣлъ на рабство какъ на учрежде- Переходъ ученія о верховномъ добрѣ, блат. Мы видѣлы, что
ѣ
нье столь естественное, что его справедливость не требуем конечная цѣль дѣятельности человѣка есть обладаніе верховнымъ
защиты, оправданія..Впроче тъ онъ допускалъ, что па самомъ добромъ, благомъ. Такое обладаніе имъ Платоыъ называем
д лѣ и рабы иногда являются добродѣтельными; даже онъ истиннымъ счастіемъ, блаженствомъ, и потому требуем, чтобы
ѣ
старается умѣрить зло, проистекающее изъ рабства, разум- настоятельно было обращено вниманіе на такое состояніе
нымъ и справедливыиъ обхожденіемъ съ рабами со стороны индивида и настроеніе его души, которыя могли бы сдѣлать
ихъ господъ, но говоритъ, что такое обращенье съ ними должно жизнь челов ка счастливою, т.-е. чтобы было обращено вни-
ѣ
соединяться съ надлежащею строгостью, чтобы рабы не бало- маніе на нравственное совершенство, добродѣтель индивида.
вались отъ фамильярности съ нишС Платонъ запрещаетъ Слѣдовательно верховный принципъ нравственности у Пла-
также отдавать въ рабство эллинову по самой сущности своей тона есть счастіе въ этомъ смыслѣ, или, другими словами,
свооодныхъ, а дозволяем отдавать въ рабство только варва- этическое ученіе Платона вообще есть эвдемонизмъ. Но его
эвдемонизмъ несравненно выьне эвдемонизма его современ-