Page 345 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 345

Эту-то    идею,     эту-то     правду     и   справедливость        политикъ      въ
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                      ѣ
                    истинном*      смыслѣ      и   осуществляетъ         въ   государств^        водво-                            вс хъ    этихъ    добродѣтелей       (мудрости,     мужества     и  ум ренности\
                    ряя    и   сохраняя      ее   въ    немъ,     водворяя      и   сохраняя      чрезъ                            т.-е.   праведность.       И   такъ,    нравственное       совершенство        инди-
                   то    въ    душѣ      индивидовъ,       какъ     членовъ     госѵ дарства,     пра-                             вида    и  совершенство       государственнаго        устройства     и управления

                   ведность,      т.-е.   добродѣтель       вообще,     нравственность         вообще.                             развивается       у  Платона      изъ   одного     принципа,       изъ   правды     и
                   Поэтому      не   сл дуетъ     смѣшивать      праведности       съ идеею     правды                             справедливости,       какъ    верховной      цѣли   для   дѣятельности     и  инди-
                                       ѣ
                   и    справедливости,         или    просто      съ   правдою       и    справедли-                              вида,   и  государства,      слѣдовательно        изъ   общей     имъ   верховной
                   востью.      Въ   этомъ     смысл }    Платонъ       не   отдѣлялъ      отъ   поли-                             цѣли.    Отсюда     слѣ дуетъ,    что   государство      не  можетъ,    по   ученію
                                                       ѣ
                   тики   того,    чтб мы     отъ нея      отдѣлили     для   легчайшаго       обозрѣ-                             Платона,     состояться     въ   истинномъ      смыслѣ     и  существовать      безъ

                   шя,    назвавъ      учеше      о  нравственности         индивида      этикою     въ                           правды      и  справедливости;       наоборотъ,      правда    и   справедливость
                   тѣсномъ     смыслѣ,     ибо  слово:    „этика",     не было    Платономъ       вовсе                           не   можетъ      осуществиться       безъ   государства.      Въ    этомъ    смыслѣ
                   употребляемо.       Это   потому,     что  этика    въ  тѣсномъ      смыслѣ    вхо-                            ученіе    о  правдѣ     и  справедливости,       или  такъ-называемая        диксо-
                  дила    у  него    въ  составь      политики,      а  причина      этому    та   что                            логія,   у  Платона      также    нераздѣльна       съ  его   политикою,        какъ
                  онъ    не  отдѣлялъ      нравственности       индивида      отъ   нравствен'вости                               и  этика    въ  тѣсномъ     смыслѣ,    или—чтб       все  равно—дикеологія          у
                  члена    государства,       государства. О п ъ         говорилъ:      а)  Все    раз-                           него   входить     въ   составь    его   политики.       Наконецъ,      отъ    пади-
                                                               (
                  лише     индивида     и  государства      въ этомъ     отношеніи      состоитъ    въ                            тики   не отдѣляетъ      Платонъ     и  того,  чтб  у  Ксенофонта       называется
                  томъ,    что   правда    и   справедливость       представляются         въ   круп-                             экономикою,       ученіемъ     о  домѣ,    семействѣ ,    домашнемъ,         семей-
                                                                      с
                  н ы м   чертахъ,     т.-е.   ясн е,    полнѣе    и овершение           въ  государ-                             номъ    обществѣ,     ибо   между     искусствомъ,       основаннымъ       на   зна-
                                                   ѣ
                  ств ,   нежели     въ   индивидѣ,      въ которомъ      она  представляется       въ                            нш,    править     государствомъ,       политикою,      и   между     искусствомъ
                      ѣ
                  мелкихъ     чертахъ.      Правду     и   справедливость,        начертанную       въ                           править      домомъ      Платонъ       не   видитъ      существеннаго         разли-
                  индивидѣ,      такъ    сказать,    малыми     буквами,     трудн е      прочитать                              чи;     большой      домъ   и   небольшое      государство       нимало     не   роз-
                                                                                     ѣ
                  распознать,      нежели       правду     и   справедливость,        начертанную                                нятся    другъ    отъ   друга,     относительно       своего    правленія,      какъ
                  въ   государствѣ       большими      буквами,      б)  Различіе      государств                                не   отличается      правитель,       глава    государства       отъ    правителя,
                 т.-е.   ихъ    правленія     и  формы,     образы     правленія,     ихъ    устрой-                             главы    дома.     И   такъ   мы    нашли,     что  Платонова       политика     со-
                 ства   и   управленхя      находятся     въ   неразрывной       связи    съ   разли-                            стоитъ    изъ   слѣдующихъ        неразрывно       соединенныхъ        у  него   со-
                 чіемъ    индивидовъ,      какъ    гражданъ,      т.-е.   съ   различіемъ     образа                             ставныхъ      частей,   элементовъ:      а)   изъ  ученія   о  государственномъ
                 ихъ   души.     Чѣмъ     праведн е      граждане,     чѣмъ    болѣе    они   осуще-                             правленш      или государственномъ           устройствѣ      и  управленіи,     чтб
                                                    ѣ
                 ствляют      правду     и  справедливость       въ   своей   душ ,      какъ  пра-                              нынѣ    называютъ       политикою      въ тѣсномъ      смыслѣ,     или же '     раз-
                                                                                    ѣ
                 ведность,    a   слѣдовательно       и въ своей    дѣятельности,      чѣмъ   лучше                              сматривая      это    ученіе    какъ     философское        ученіе,    назы'ваютъ
                 они   исполняютъ       свой   нравственный        долгъ,   соотвѣтственно       этой                           философіей        государства;      б)   изъ    этики     въ   тѣсномъ      смыслѣ-

                правдѣ     и   справедливости,       тѣмъ    праведн е      и  само   государство                               в)   изъ дикеологіи,        или   ученія     о   правдѣ      и   справедливости,'
                                                                       ѣ
                котораго     они   суть  члены.     Праведный      челов къ,—говоритъ           Пла-                            философш       права    въ собственномъ        смыслѣ,     и  г)  изъ  экономики,
                                                                          ѣ
                тонъ,—въ       праведномъ       государствѣ       не    отличается      отъ    него                             какъ    ее  называли      и  сами     греки,     или    изъ    ученія    о  домаш-
                                                                                                                                                                   ѣ
                относительно       своей    сущности,      праведности,       а  напротивъ,      по-                            немъ,     семейномъ      обществ ,      или философіи         общества,      но   въ
                добенъ     государству.       А   потому    и   наоборотъ,     если    государство                              ограниченномъ         смыслѣ,     т.-е.    разсматривающей          только    род-
                будетъ    праведно,      т.-е.  мудро,    мужественно        и  умѣренно        то  и                           ственные      общественные         союзы,     а  не   соціальные.      Приступая
                граждане      его   будутъ    имѣть    въ  душѣ    своей    тѣ же    добродѣтели                                послѣ     такого    опредѣленія      Платоновой        политики     къ   ея   изло-
                будутъ     праведны,       будутъ    имѣть     въ   душѣ    своей     и   единство                              жение     и  именно     въ   такомъ     обшириомъ        значеніи      ея,    обни-
                                                                                                                               мающемъ        всѣ  эти   составныя      части,    мы   прежде     всего    должны


                                                                                                                                                                                                          22*
   340   341   342   343   344   345   346   347   348   349   350