Page 345 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 345
Эту-то идею, эту-то правду и справедливость политикъ въ
ѣ
ѣ
истинном* смыслѣ и осуществляетъ въ государств^ водво- вс хъ этихъ добродѣтелей (мудрости, мужества и ум ренности\
ряя и сохраняя ее въ немъ, водворяя и сохраняя чрезъ т.-е. праведность. И такъ, нравственное совершенство инди-
то въ душѣ индивидовъ, какъ членовъ госѵ дарства, пра- вида и совершенство государственнаго устройства и управления
ведность, т.-е. добродѣтель вообще, нравственность вообще. развивается у Платона изъ одного принципа, изъ правды и
Поэтому не сл дуетъ смѣшивать праведности съ идеею правды справедливости, какъ верховной цѣли для дѣятельности и инди-
ѣ
и справедливости, или просто съ правдою и справедли- вида, и государства, слѣдовательно изъ общей имъ верховной
востью. Въ этомъ смысл } Платонъ не отдѣлялъ отъ поли- цѣли. Отсюда слѣ дуетъ, что государство не можетъ, по ученію
ѣ
тики того, чтб мы отъ нея отдѣлили для легчайшаго обозрѣ- Платона, состояться въ истинномъ смыслѣ и существовать безъ
шя, назвавъ учеше о нравственности индивида этикою въ правды и справедливости; наоборотъ, правда и справедливость
тѣсномъ смыслѣ, ибо слово: „этика", не было Платономъ вовсе не можетъ осуществиться безъ государства. Въ этомъ смыслѣ
употребляемо. Это потому, что этика въ тѣсномъ смыслѣ вхо- ученіе о правдѣ и справедливости, или такъ-называемая диксо-
дила у него въ составь политики, а причина этому та что логія, у Платона также нераздѣльна съ его политикою, какъ
онъ не отдѣлялъ нравственности индивида отъ нравствен'вости и этика въ тѣсномъ смыслѣ, или—чтб все равно—дикеологія у
члена государства, государства. О п ъ говорилъ: а) Все раз- него входить въ составь его политики. Наконецъ, отъ пади-
(
лише индивида и государства въ этомъ отношеніи состоитъ въ тики не отдѣляетъ Платонъ и того, чтб у Ксенофонта называется
томъ, что правда и справедливость представляются въ круп- экономикою, ученіемъ о домѣ, семействѣ , домашнемъ, семей-
с
н ы м чертахъ, т.-е. ясн е, полнѣе и овершение въ государ- номъ обществѣ, ибо между искусствомъ, основаннымъ на зна-
ѣ
ств , нежели въ индивидѣ, въ которомъ она представляется въ нш, править государствомъ, политикою, и между искусствомъ
ѣ
мелкихъ чертахъ. Правду и справедливость, начертанную въ править домомъ Платонъ не видитъ существеннаго разли-
индивидѣ, такъ сказать, малыми буквами, трудн е прочитать чи; большой домъ и небольшое государство нимало не роз-
ѣ
распознать, нежели правду и справедливость, начертанную нятся другъ отъ друга, относительно своего правленія, какъ
въ государствѣ большими буквами, б) Различіе государств не отличается правитель, глава государства отъ правителя,
т.-е. ихъ правленія и формы, образы правленія, ихъ устрой- главы дома. И такъ мы нашли, что Платонова политика со-
ства и управленхя находятся въ неразрывной связи съ разли- стоитъ изъ слѣдующихъ неразрывно соединенныхъ у него со-
чіемъ индивидовъ, какъ гражданъ, т.-е. съ различіемъ образа ставныхъ частей, элементовъ: а) изъ ученія о государственномъ
ихъ души. Чѣмъ праведн е граждане, чѣмъ болѣе они осуще- правленш или государственномъ устройствѣ и управленіи, чтб
ѣ
ствляют правду и справедливость въ своей душ , какъ пра- нынѣ называютъ политикою въ тѣсномъ смыслѣ, или же ' раз-
ѣ
ведность, a слѣдовательно и въ своей дѣятельности, чѣмъ лучше сматривая это ученіе какъ философское ученіе, назы'ваютъ
они исполняютъ свой нравственный долгъ, соотвѣтственно этой философіей государства; б) изъ этики въ тѣсномъ смыслѣ-
правдѣ и справедливости, тѣмъ праведн е и само государство в) изъ дикеологіи, или ученія о правдѣ и справедливости,'
ѣ
котораго они суть члены. Праведный челов къ,—говоритъ Пла- философш права въ собственномъ смыслѣ, и г) изъ экономики,
ѣ
тонъ,—въ праведномъ государствѣ не отличается отъ него какъ ее называли и сами греки, или изъ ученія о домаш-
ѣ
относительно своей сущности, праведности, а напротивъ, по- немъ, семейномъ обществ , или философіи общества, но въ
добенъ государству. А потому и наоборотъ, если государство ограниченномъ смыслѣ, т.-е. разсматривающей только род-
будетъ праведно, т.-е. мудро, мужественно и умѣренно то и ственные общественные союзы, а не соціальные. Приступая
граждане его будутъ имѣть въ душѣ своей тѣ же добродѣтели послѣ такого опредѣленія Платоновой политики къ ея изло-
будутъ праведны, будутъ имѣть въ душѣ своей и единство жение и именно въ такомъ обшириомъ значеніи ея, обни-
мающемъ всѣ эти составныя части, мы прежде всего должны
22*