Page 348 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 348

отличить  въ  политикѣ  Платона  слѣдующія  два  главныхъ  ѵченія-

 во-нерВЬІХЪ)  уьеніе  объ  идеальномъ,  божественн  Г  г о с у д і р З '  умъ,  божество,  правда  и  справедливость  владычествуетъ  во
               всемъ    мірѣ,   и  идеальномъ,      и  чувственномъ,       видимомъ;      поэтому
 '
 Ш )  Л о в ™  С В О е  Г 0 С У Д а р С Т В °  И  А в і у с т и н ъ  Блаженней  civ  S  она  владычествуетъ  въ  каждой  части  этого  міра,  следовательно
 " ™ Рыхъ
 и  в о в  учете  о  подзаконномъ  государстве  П н Г  и  въ  дуьпе  человека.  Поэтому  уму  божественному,  этой  идее
 ваго  рода  Платоново  ученіе  объ  идеальномъ  государствѣ  и  Г  добра,  правды  и  справедливости  приыадлежитъ,  по ученію  Пла-
 ж е Г е Г ы Г Г е Т '  У М ° « "  - Г у ш -  -  тона,  верховное  владычество  и  въ  самомъ  государстве:  владыче-

 жесівеннымъ,  т.-е.  божествомъ  въ Платоновомъ  смысле  т  -е  въ  ство  же  идеи  добра  въ  государстве  можетъ  быть  или  непо-

 смыслѣ  верховной  идеи  добра,  получающей  у  него  по'  отнопГ  средственное,  или посредственное.  Непосредственное  владыче-
 нш  къ государству  значеніе  правд/  и  с н р а в е ^  остн  прави-"  ство  этой  идеи  добра,  божественна™  ума  въ  государстве
 вяіелеи  этой  идеи,  этой  правды  и  справедливости  т  -е  М Ѵ  Ж Р Й  было  бы  тогда,  когда  бы  въ  государстве  правили  по  своему
                                                                        законовъ,
              благоусмотренію,
                                          не
                                              чрезъ
                                                       посредство
 Г х Г ™ *  В М Ѣ  С Т Ѣ  Д О б р о д ѣ т е л ьныхъ,  'праведных/  м у ж е с т С  лица,  совершенный а  по своей  праведности,  основанной  философы,
                                                                                       на
                                                                                           исгин-
 Г е н н а ш  К 0 Т °  Р Ы е '  6 У Д У Ч Й  п Р  е д с т а в и т е л я м н  ума  боже-  номъ  знаььіи,  знающія  идею  добра,  практически  умѣющія  осу-
 дТрствоТъ  бета  Г  П р а В Д Ы  й  с п Р А В Е Д л и в ости  правятъ  госу-  ществлять  ее  въ  государстве,  владеющія  искусствомъ  государ-
 ^  в  Г  Г  д  ^  —   ственна™  правленія,  истинно   государственные        люди,    политики.
                                                                                           добра,
                                                                                    идеи
 г
 ВОСТЬ  въ  государствѣ  и  его  членахъ. ражданах/  Б Г Э Г О Т Т О  Посредственное  же владычество  божественна™  ума,  происходить
 uZtoTZT  Ш а  Т  В 0  ^  посредствомъ  такихъ  законовъ,  которые   суть   не что    иное   какъ
                            справедливости
                                                 въ
                                                      государстве
                         и
              правды
                                                                        можетъ
 о
 Г Г е а ' ь ь н а
 б
 государства
 идеаломъ
 съ
 эгоіо  идеальна™  г / " " ' °  Ж е с Т в е н  ™ -  Не должно  смѣшивать  веленія  того  же  божественна™  ума,  проявленія  той же  идеи
 Идеа rr
 государства
             добра,    правды      и   справедливости,         и   также    чрезъ    посредство
 Ж Г Г д е е Т "  1  "  Ш а Т 0 Н Ъ  *  Ä  философовъ,  какъ  законодателей.  Следовательно,  и  тотъ,  и  дру-
 том ко въ  e n '  Ä  Г ° С у Д а р С Т В а  ^ р а ж е н ъ  ГІлатономъ  не   гой  способъ,  образъ  правленія  государства  основывается  у
 '
 только  въ  его  идеальномъ  государетвѣ,  но  и  въ  ползать  Платона  на  одномъ  и  томъ  же  принципе  идеи  добра,  правды
 номъ.  И  подзаконное  государство  кчкъ  и  нодзакон-
 было  гпѵягитт.  „  11  У Д  Г  '  К<1КЪ  и  идеальное,  должно  и  справедливости.  Но  умъ,  правящій  государствомъ  непосред-
 с Г ю ш а ™  ъ  У  ,  Л а Т Ш і а  ° б р а З Ц 0 М Ъ  д л я  государства,  суще-  ственно,  можетъ  обнимать  все частныя  и  обьцественныя  потреб-
 ч  ю  Г ; Г  Действительности,  съ  тѣмъ  только  различіемъ  ности  въ  государстве,  всегда  приспособляться  въ  каждый  дан-
 вю  идеальное  государство  отдаленнѣе  отъ  этихъ  изображеній  ный  моментъ  времени,  въ  каждомъ  данномъ  случай  ко  веймъ
 государствъ,  существующихъ  въ  действительности  7  Г   обстоятельсгвамъ  и  времени,  и  мйста.  Напротивъ,  законы,  по
 нимъ  государство  подзаконное.  Подзаконное  оедарстао  есть  своей  сущности,  будучи  общими,  не  имеютъ  такой  гибкости,
 второго  рода  государство,  которое  есть  предмет/  1  г  рода  чтобы  приспособляться  ко  всему  единичному.  Отсюда,  по  уче-
 ученья  о  государств!;,  изображающаго  государство^  правиле  нію  Платона,  слѣдуетъ,  что  совершеннейшее  государство,  самый
            совершенный       образъ    правленія     былъ    бы  тотъ,   при   которомъ     умъ
 z  ~  z  r  h  И  0  т а і ш е  -
 добра  нпавлѵ  и  Р  Ш И  Г 0 С у д а р с ™ ® '  в н ^Щими  идею  владычествовалъ  бы  непосредственно.  Но какъ  при  настоящему
 0
 2 и ' ч р е з / L  £  Р а В е Д Л И В С Т Ь '  И  П 0 Т °  М у  практически  умйю-  политическомъ  бытй  людей  это  совершенное  состояніе  ихъ,
 °
 Такое  ?  £  І Ю С р е д с т в о  з а к о я о в ъ  осуществить  ее въ  государстве  такой  совершенный  образъ  жизни,  правленія  невозможеиъ,
 акое  двойственное  Платоново  ученіе  о  государстве  не  есть  поэтому  Платонъ  хотя  и  отдаетъ  преимущество  своему  идеаль-

 д  н  Г '  а ™  Г О р 7  Ч е і І І Я Ч Т  Р О  ™  В Ъ '  °  й 0  "  Р  —  L  со  о  ному  государству,  однако  для  действительнаго  состоянія  лю-
 единство.  Въ  самомъ  д ле,  какъ  идея  добра,  божественный  дей,  государства  находить  возможнымъ  только  подзаконное
 ѣ
   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352   353