Page 348 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 348
отличить въ политикѣ Платона слѣдующія два главныхъ ѵченія-
во-нерВЬІХЪ) уьеніе объ идеальномъ, божественн Г г о с у д і р З ' умъ, божество, правда и справедливость владычествуетъ во
всемъ мірѣ, и идеальномъ, и чувственномъ, видимомъ; поэтому
'
Ш ) Л о в ™ С В О е Г 0 С У Д а р С Т В ° И А в і у с т и н ъ Блаженней civ S она владычествуетъ въ каждой части этого міра, следовательно
" ™ Рыхъ
и в о в учете о подзаконномъ государстве П н Г и въ дуьпе человека. Поэтому уму божественному, этой идее
ваго рода Платоново ученіе объ идеальномъ государствѣ и Г добра, правды и справедливости приыадлежитъ, по ученію Пла-
ж е Г е Г ы Г Г е Т ' У М ° « " - Г у ш - - тона, верховное владычество и въ самомъ государстве: владыче-
жесівеннымъ, т.-е. божествомъ въ Платоновомъ смысле т -е въ ство же идеи добра въ государстве можетъ быть или непо-
смыслѣ верховной идеи добра, получающей у него по' отнопГ средственное, или посредственное. Непосредственное владыче-
нш къ государству значеніе правд/ и с н р а в е ^ остн прави-" ство этой идеи добра, божественна™ ума въ государстве
вяіелеи этой идеи, этой правды и справедливости т -е М Ѵ Ж Р Й было бы тогда, когда бы въ государстве правили по своему
законовъ,
благоусмотренію,
не
чрезъ
посредство
Г х Г ™ * В М Ѣ С Т Ѣ Д О б р о д ѣ т е л ьныхъ, 'праведных/ м у ж е с т С лица, совершенный а по своей праведности, основанной философы,
на
исгин-
Г е н н а ш К 0 Т ° Р Ы е ' 6 У Д У Ч Й п Р е д с т а в и т е л я м н ума боже- номъ знаььіи, знающія идею добра, практически умѣющія осу-
дТрствоТъ бета Г П р а В Д Ы й с п Р А В Е Д л и в ости правятъ госу- ществлять ее въ государстве, владеющія искусствомъ государ-
^ в Г Г д ^ — ственна™ правленія, истинно государственные люди, политики.
добра,
идеи
г
ВОСТЬ въ государствѣ и его членахъ. ражданах/ Б Г Э Г О Т Т О Посредственное же владычество божественна™ ума, происходить
uZtoTZT Ш а Т В 0 ^ посредствомъ такихъ законовъ, которые суть не что иное какъ
справедливости
въ
государстве
и
правды
можетъ
о
Г Г е а ' ь ь н а
б
государства
идеаломъ
съ
эгоіо идеальна™ г / " " ' ° Ж е с Т в е н ™ - Не должно смѣшивать веленія того же божественна™ ума, проявленія той же идеи
Идеа rr
государства
добра, правды и справедливости, и также чрезъ посредство
Ж Г Г д е е Т " 1 " Ш а Т 0 Н Ъ * Ä философовъ, какъ законодателей. Следовательно, и тотъ, и дру-
том ко въ e n ' Ä Г ° С у Д а р С Т В а ^ р а ж е н ъ ГІлатономъ не гой способъ, образъ правленія государства основывается у
'
только въ его идеальномъ государетвѣ, но и въ ползать Платона на одномъ и томъ же принципе идеи добра, правды
номъ. И подзаконное государство кчкъ и нодзакон-
было гпѵягитт. „ 11 У Д Г ' К<1КЪ и идеальное, должно и справедливости. Но умъ, правящій государствомъ непосред-
с Г ю ш а ™ ъ У , Л а Т Ш і а ° б р а З Ц 0 М Ъ д л я государства, суще- ственно, можетъ обнимать все частныя и обьцественныя потреб-
ч ю Г ; Г Действительности, съ тѣмъ только различіемъ ности въ государстве, всегда приспособляться въ каждый дан-
вю идеальное государство отдаленнѣе отъ этихъ изображеній ный моментъ времени, въ каждомъ данномъ случай ко веймъ
государствъ, существующихъ въ действительности 7 Г обстоятельсгвамъ и времени, и мйста. Напротивъ, законы, по
нимъ государство подзаконное. Подзаконное оедарстао есть своей сущности, будучи общими, не имеютъ такой гибкости,
второго рода государство, которое есть предмет/ 1 г рода чтобы приспособляться ко всему единичному. Отсюда, по уче-
ученья о государств!;, изображающаго государство^ правиле нію Платона, слѣдуетъ, что совершеннейшее государство, самый
совершенный образъ правленія былъ бы тотъ, при которомъ умъ
z ~ z r h И 0 т а і ш е -
добра нпавлѵ и Р Ш И Г 0 С у д а р с ™ ® ' в н ^Щими идею владычествовалъ бы непосредственно. Но какъ при настоящему
0
2 и ' ч р е з / L £ Р а В е Д Л И В С Т Ь ' И П 0 Т ° М у практически умйю- политическомъ бытй людей это совершенное состояніе ихъ,
°
Такое ? £ І Ю С р е д с т в о з а к о я о в ъ осуществить ее въ государстве такой совершенный образъ жизни, правленія невозможеиъ,
акое двойственное Платоново ученіе о государстве не есть поэтому Платонъ хотя и отдаетъ преимущество своему идеаль-
д н Г ' а ™ Г О р 7 Ч е і І І Я Ч Т Р О ™ В Ъ ' ° й 0 " Р — L со о ному государству, однако для действительнаго состоянія лю-
единство. Въ самомъ д ле, какъ идея добра, божественный дей, государства находить возможнымъ только подзаконное
ѣ