Page 338 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 338
пожеланій, должна вм стѣ съ тѣмъ подчиняться и неразумной
ѣ
лучшей части души, насколько эта лучшая неразумная часть добродѣтель есть добродѣтель вообще, возникающая только
души охраняете душу отъ чувственности,-сл довательно д я- тогда, когда есть въ душ* всѣ прочія добродѣтели; надо быть
ѣ
ѣ
тельность этой самой низшей части души относительно вме- мудрымъ, мужественнымъ, умѣренпымъ, чтобы быть праведнымъ,
нишь частей души есть пассивная, а не активная, есть под- ибо праведность, правда и справедливость есть единство этихъ
чинена имъ. Когда эта самая низшая часть души будетъ по- добродѣтелей: мудрости, мужества и умѣренности; она предпо-
коряться высшимъ частямъ, тогда всѣ части души, вся дѵіпа лагаете ихъ и является вмѣ стѣ основою ихъ, ибо безъ нея
будете въ гармоніи; такая гармонія, единство вс хъ частей он* не были бы добродѣтелями. Эта добродѣтель (правда и спра-
ѣ
с
души состоитъ въ томъ, что разумная часть души должна гос- ведливость, праведность)—говоритъ Платонъ—есть сообразное ъ
подствовать, а неразумная худшая часть повиноваться ей - природою, натурою души совершенство цѣлостной души вообще,
это и есть совершенство низшей части души, которое есті ея есть ея здоровое состояніе, ея красота, стройность, гармонія, един-
добродѣтель, и которая называется самоограниченіемъ само- ство. Но кромѣ этихъ четырехъ главныхъ добродѣтелей Платонъ
обладаніемъ, ум ренностыо, софрозюне. Но изъ этого опредѣ- говорите еще о двухъ другихъ второстепенныхъ: о благочестіи
ѣ
ленте софрозюне прямо видно, что она не есть только осо- и философской любви. Но благочестіе есть не что иное, какъ
бенная доородѣтель, а есть вм стѣ съ тѣмъ и добродѣтель правда и справедливость, праведность, добродѣтель вообще въ
ѣ
р
воооще, или чтЬ все авно-есть единая добродѣтель въ томъ отношсніи къ богамъ. ЧтЬ это значите? Значите, что благо-
смысл* что безъ нея невозможна добродѣтель вообще, ибо честіе есть правда и справедливость, праведность въ отноше-
добродѣтель, т.-е. нравственное совершенство души, невозможна ніи къ божественному, идеальному; верховная же идея есть
безъ того чтобы всѣ ея части не состояли въ согласіи, не добро, слѣдовательно это есть та же добродѣтель вообще, но
умѣрялн бы себя взаимно и не придавали гармоніи всей душ* облечепная въ религіозную форму. Что же касается до фило-
Наконецъ, четвертая главная добродѣтель есть правда и софской любви, то мы уже видѣли, что она есть не что иное,
справедливость, какъ добродѣтель, праведность, въ отличіе отъ какъ стремленіе къ достиженію философскаго знанія, а это
идеи правды и справедливости. Какъ къ ней приходите Пла- знаніе есть знапіе идей, а на знаніи основана добродѣтель
тонъ? -вели каждая часть душа будете на самомъ дѣлѣ испол- вообще; слѣдовательно эта философская любовь есть стремленіе
нять свое дѣло, когда разумная часть души, умъ съ верховною къ добродѣтели вообще. Изъ такого своего ученія о добродѣ-
идеею добра будете повел вать, когда неразумная лучшая часть тели вообще и о добродѣтеляхъ въ особенности Платонъ не
ѣ
души будете д ятельно помогать уму, подчиняя ему неразум- развилъ цѣлой системы, ученія о нравственныхъ обязанностяхъ.
ѣ
ную худшую часть, н когда эта самая низшая часть души бу- 3. Учете Платона о нравственныхъ обязанностяхъ. Изъ
дете повиноваться уму чрезъ посредство средней части души того, что Платонъ не развплъ изъ своего ученія о добродѣтели во-
т.-е. лучшей неразумной части, умѣряя свои чувственныя по- обще и объ особенныхъ добродѣтеляхъ цѣлой системы, ученія о
желайте, тогда во всей душ* будете сохраняться согласіе нравственныхъ обязапностяхъ, изъ этого вовсе не слѣдуетъ, чтобы
гармонте, единство. Такое совершенство всей души, которой онъ пе говорилъ о нравственныхъ обязанностяхъ вообще, а ле-
с
есть ея добродѣтель вообще, всл дствіе котораго всѣ части дуете только то, что онъ не привелъ ихъ въ связь ни между
ѣ
души исиолняютъ свое дѣло, слѣдовательно всл дствіе котораго собою, ни съ добродѣтелями; не показадъ, какія дѣяиія индивида
ѣ
каждая часть души удерживается въ пред лахъ своего назна- вытекаютъ и должны вытекать изъ каждой добродѣтелн въ особен-
ѣ
ченте,—такое совершенство души называется правдою и спра- ности и изъ добродѣтели вообще, даже обусловливаться, опред -
ѣ
ведливостью, въ смысл* добродѣтели, праведностью. Изъ та- ляться ею; не показалъ, какъ обязаиъ поступать индивидъ въ
кого опредѣленія этой добродѣтели прямо слЬдуетъ, что эта различпыхъ обстоятельствахъ жизни. Онъ только представилъ
въ отдѣ льности) нѣ которыя отпошенія между индивидами, въ