Page 338 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 338

пожеланій,  должна  вм стѣ  съ  тѣмъ  подчиняться  и  неразумной
 ѣ
 лучшей  части  души,  насколько  эта  лучшая  неразумная  часть  добродѣтель  есть  добродѣтель  вообще,  возникающая  только
 души  охраняете  душу  отъ  чувственности,-сл довательно  д я-  тогда,  когда  есть  въ  душ*  всѣ  прочія  добродѣтели;  надо  быть
 ѣ
 ѣ
 тельность  этой  самой  низшей  части  души  относительно  вме-  мудрымъ,  мужественнымъ,  умѣренпымъ,  чтобы  быть  праведнымъ,
 нишь  частей  души  есть  пассивная,  а  не  активная,  есть  под-  ибо  праведность,  правда  и  справедливость  есть  единство  этихъ
 чинена  имъ.  Когда  эта  самая  низшая  часть  души  будетъ  по-  добродѣтелей:  мудрости,  мужества  и  умѣренности;  она  предпо-

 коряться  высшимъ  частямъ,  тогда  всѣ  части  души,  вся  дѵіпа  лагаете  ихъ и  является  вмѣ стѣ  основою  ихъ, ибо безъ  нея
 будете  въ  гармоніи;  такая  гармонія,  единство  вс хъ  частей  он*  не  были  бы  добродѣтелями.  Эта  добродѣтель  (правда  и  спра-
 ѣ
                                                                                                с
 души  состоитъ  въ  томъ,  что  разумная  часть  души  должна  гос-  ведливость,  праведность)—говоритъ  Платонъ—есть  сообразное ъ
 подствовать,  а  неразумная  худшая  часть  повиноваться  ей  -  природою,  натурою  души  совершенство  цѣлостной  души  вообще,
 это  и  есть  совершенство  низшей  части  души,  которое  есті  ея  есть  ея  здоровое  состояніе,  ея  красота,  стройность,  гармонія,  един-

 добродѣтель,  и  которая  называется  самоограниченіемъ  само-  ство.  Но кромѣ  этихъ  четырехъ  главныхъ  добродѣтелей  Платонъ
 обладаніемъ,  ум ренностыо,  софрозюне.  Но  изъ  этого  опредѣ-  говорите  еще  о  двухъ  другихъ  второстепенныхъ:  о  благочестіи
 ѣ
 ленте  софрозюне  прямо  видно,  что  она  не  есть  только  осо-  и  философской  любви.  Но  благочестіе  есть  не  что  иное,  какъ
 бенная  доородѣтель,  а  есть  вм стѣ  съ  тѣмъ  и  добродѣтель  правда  и  справедливость,  праведность,  добродѣтель  вообще  въ
 ѣ
 р
 воооще,  или  чтЬ  все авно-есть  единая  добродѣтель  въ  томъ  отношсніи  къ  богамъ.  ЧтЬ это  значите?  Значите,  что  благо-
 смысл*  что  безъ  нея  невозможна  добродѣтель  вообще,  ибо  честіе  есть  правда  и  справедливость,  праведность  въ  отноше-
 добродѣтель,  т.-е.  нравственное  совершенство  души,  невозможна  ніи  къ  божественному,  идеальному;  верховная  же  идея  есть

 безъ  того  чтобы  всѣ  ея  части  не  состояли  въ  согласіи,  не  добро,  слѣдовательно  это  есть  та  же  добродѣтель  вообще,  но
 умѣрялн  бы себя  взаимно  и  не  придавали  гармоніи  всей  душ*  облечепная  въ  религіозную  форму.  Что же  касается  до  фило-
 Наконецъ,  четвертая  главная  добродѣтель  есть  правда  и  софской  любви,  то  мы уже  видѣли,  что  она  есть  не что  иное,
 справедливость,  какъ  добродѣтель,  праведность,  въ  отличіе  отъ  какъ  стремленіе  къ  достиженію  философскаго  знанія,  а  это
 идеи  правды  и  справедливости.  Какъ  къ  ней  приходите  Пла-  знаніе  есть  знапіе  идей,  а  на  знаніи  основана  добродѣтель

 тонъ?  -вели  каждая  часть  душа  будете  на  самомъ  дѣлѣ  испол-  вообще;  слѣдовательно  эта  философская  любовь  есть  стремленіе
 нять  свое  дѣло,  когда  разумная  часть  души,  умъ  съ  верховною  къ  добродѣтели  вообще.  Изъ  такого  своего  ученія  о  добродѣ-
 идеею  добра  будете  повел вать,  когда  неразумная  лучшая  часть  тели  вообще  и  о  добродѣтеляхъ  въ  особенности  Платонъ  не
 ѣ
 души  будете  д ятельно  помогать  уму,  подчиняя  ему  неразум-  развилъ  цѣлой  системы,  ученія  о  нравственныхъ  обязанностяхъ.
 ѣ
 ную  худшую  часть,  н  когда  эта  самая  низшая  часть  души  бу-  3.  Учете  Платона  о  нравственныхъ  обязанностяхъ.  Изъ
 дете  повиноваться  уму  чрезъ  посредство  средней  части  души  того,  что  Платонъ  не  развплъ  изъ  своего  ученія  о добродѣтели  во-
 т.-е.  лучшей  неразумной  части,  умѣряя  свои  чувственныя  по-  обще  и  объ  особенныхъ  добродѣтеляхъ  цѣлой  системы,  ученія  о

 желайте,  тогда  во  всей  душ*  будете  сохраняться  согласіе  нравственныхъ  обязапностяхъ,  изъ  этого  вовсе  не слѣдуетъ,  чтобы
 гармонте,  единство.  Такое  совершенство  всей  души,  которой  онъ  пе  говорилъ  о нравственныхъ  обязанностяхъ  вообще,  а ле-
                                                                                            с
 есть  ея  добродѣтель  вообще,  всл дствіе  котораго  всѣ  части  дуете  только  то,  что  онъ  не  привелъ  ихъ въ  связь  ни  между
 ѣ
 души  исиолняютъ  свое  дѣло,  слѣдовательно  всл дствіе  котораго  собою,  ни  съ добродѣтелями;  не показадъ,  какія  дѣяиія  индивида
 ѣ
 каждая  часть  души  удерживается  въ  пред лахъ  своего  назна-  вытекаютъ  и должны  вытекать  изъ  каждой  добродѣтелн  въ  особен-
 ѣ
 ченте,—такое  совершенство  души  называется  правдою  и  спра-  ности  и изъ добродѣтели  вообще,  даже  обусловливаться,  опред -
                                                                                                ѣ
 ведливостью,  въ  смысл*  добродѣтели,  праведностью.  Изъ  та-  ляться  ею;  не  показалъ,  какъ  обязаиъ  поступать  индивидъ  въ
 кого  опредѣленія  этой  добродѣтели  прямо  слЬдуетъ,  что  эта  различпыхъ  обстоятельствахъ  жизни.  Онъ только  представилъ
            въ   отдѣ льности)     нѣ которыя      отпошенія       между     индивидами,       въ
   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342   343