Page 333 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 333

въ
                                                                                                                                                          народахъ.
                                                                                                                                                                                                    примирить
                                                                                                                                                                                                                   съ
                                                                                                                                                                        в)
                                                                         ^Р°Дѣ'гель
                                                                                        независима отъ
                      Г г п а д Г ™        Н а Г р а Д У ;  настоящей  ' и будущей  жизни    Г Ѵ г Т      Т                     дарства    и  даже ученіемъ     о  единой   Платонъ     старался    различіе    мно-
                                                                       Д0
                                                        І Ш П Р 0 Т И В Ъ
                                                   въ
                      награды
                                  и наказанья
                                                                                                                                Сократовымъ
                                                                                                                                                                                               то
                                                                                                                                                                              добродѣтели
                      тонъ    въ   этомъ    отношеніи      далеко    воз/ьшьГеі       надъ    Ж н о ф о н "                     гихъ   добродѣтелей,      которое    принимала      и Сократъ;      но  эти   добро-
                                                                                                                                дѣтели     не    были    у  него    связаны     съ   единствомъ      добродѣтели.
                      Г л                   =                                                                                   Платонъ      призналъ     въ   этомъ    отношеніи,      что   добродѣтель       сама
                                                                                                                                по   себѣ    едина,     ибо    она    есть   нравственное       совершенство,       а
                                                                                                                                все    совершенное        едино;     но   съ    тѣмъ    вм стѣ     призналъ,     что
                                                                                                                                                                                           ѣ
                     I Z             ' ZZ'T" '             ДУХІ    С т т 0   "    У еВІ      -    исгив-                        добродѣтель      имѣетъ     различныя      части,    формы,    ибо   человѣческая
                                                                                   ' "'
                                               1
                                                                                                                                душа    имѣетъ     различныя       части,   a   добродѣтель      есть   нравствен-
                                                                                                                                ное  совершенство,       соотв тствующее         той  или   другой    части   души,
                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                                                или   всей    душѣ.     Эти    формы,      стороны      добродѣтели,       соотвѣ т-
                                                                                                                                ствующія      частямъ    души    челов ка,      суть  особенный      добро дѣте ли,
                                                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                но  всѣ   онѣ    не болѣе,    какъ    часть   единой    добродѣтели,      такъ   что
                                                                                                                                всѣми    ими выражается         всесторонне      одна    и  та же    добродѣтель.
                                                                                                                                Какая?    Это—правда         и  справедливость       или  праведность      въ смы-
                                                                                                                                слѣ   добродѣтели.       Она-то    и   есть   единая;     въ   ней то,    какъ    въ
                                                                                                                                единой,    слѣдовательно       совершенной,        поэтому     и  вполнѣ     созна-
                                                                                                                               тельной,    разумной,     философской       добродЬтели,—въ          ней,   правдѣ,
                                                                                                                               праведности       и  справедливости,       соединяются       всѣ   ея   части;   ибо
                                                                                                                               такая    совершенная,        философская       добродѣтель      основывается      на
                                                                                                                               знаніи,    a  знаніе    едино,   совершенно.      Въ    этомъ   смыслѣ     мудрость
                                                                                                                               хотя    и  можетъ     быть   разсматриваема         какъ   особенная      добродѣ-
                                                                                                                               тель,   но   она    есть    также     единая      добродѣтель,      ибо   мудрость
                                                                                                                               есть  совершенство       ума,—все     же   совершенное      едино.   Вотъ    почему

                                                                                                                               философъ      есть   и  любомудрый,       и добродѣтельный.        Всѣ хъ    такихъ
                                                                                                                               особенныхъ       главныхъ,      кардинальныхъ          добродѣтелей       Платонъ,
                                                                                                                               какъ   и Сократъ,      признавалъ       четыре,    но выводила       ихъ   уже  изъ
                                                                                                                               высшаго       принципа,       изъ   частей     дуіпи     челов ка      (этимъ онъ
                                                                                                                                                                                               ѣ
                     ОНЪ   признавалъ     благомъ,    нравственнымъ        добромъ       ÎT  вообш^     в .                    отличается     отъ    Сократа);     а  съ   другой      стороны      онъ    опредѣ-

                                                                                                                               ляетъ   ихъ   ближайгаимъ      образомъ.      Первая,     главная     добродѣтель
                                                                                                                               есть   мудрость.     Какъ     ІТлатонъ    къ   ней    приходить?       Нравствен-
                                                                                                                               ное   совершенство        души     состоитъ     въ   ея  здоровомъ       состояніи,
                                                                                                                               въ   гармоническомъ        соотношения       ея   частей,    выражающемся         въ
                                                                                                                               надлежащемъ        отправленіи      каждою      частью     души    только    своего
                                                                                                                               дѣла,   призванія,     назначенія.      А   изъ   этого   слѣдуетъ,    что   разум-

                                                                                                                               ная    часть    души,     какъ     высшая,      безсмертная,       божественная,
                                                                                                                               содержаніе      которой     есть   идея   добра,   или    умъ   долженъ      указы-
                                                                                                                              вать    прочима     частямъ     души     это  ихъ   собственное     дѣло,   и  чрезъ









                             Г

                                                                                 ,
                                                                                   г
                                                                                    Г
                                           "
                                                  -
                                                                       ™ «
                                                                                               Т
                                                                                                 о
                                                                                                   с
                                                                                               '
                                                                                      а
                                                                                       ж
                                                                                          д
                         и п д а в , д а
                                      і
                 ВЛІЯЮТЪ            В Ъ '  Т 0 М Ъ ' »  »  Ч Т 0  Э Т И  р а з л и к  способностиан людейу-
   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338