Page 335 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 335

это   подчинить       ихъ    себ ,    а   подчинял-господствовать              чрезъ
                                                     ѣ
                    в  о  надъ    всею    душою,      управлять      ею,    указывать     ей    что   для                      ности,    противъ      худшей      неразумной       части     души,    и  въ   томъ,

                    нея    есть    истинно    -  доброе,    идея     добра      къ    которой       душа                       чтобы    побеждать      ее,   ибо   лучшая     неразумная       часть    души    лю-
                                                                                                                               бить   победы;      она   должна     охранять      умъ;   она   есть    бдительная

                     С Т ь н   С  о Г Т ъ    '  И С Ш т  е е    І И Й Д Я  '  ~  Ь         —        2 3                        часть   души.     Эта   лучшая     неразумная       часть   души    должна     охра-
                                                                                                                                                     рабства
                                                                                                                                               отъ
                    деятельности.        Съ    другой     стороны       умъ    долженъ        ш п ш т .                        нять   душу   чего   сл дуетъ    ея   чувственности.      Разумная     часть   души
                                                                                                                                                                               отъ
                                                                                                                                                                            и
                                                                                                                                                                  искать
                                                                                                                                                                                                               чего
                                                                                                                                                                                     чего
                                                                                                                               решает®,
                                                                                                                                                                                            отвращаться,
                   ДУШѢ     на   противоположность,           чтЬ   длЯ У  нея    е Х з л о і      кото                        сл дуетъ     опасаться  ѣ  и   чего   не   следует®,     а  лучшая     неразумная
                   раго    она   должна     избегать,     бояться.     Ясное      у р у м Т н Е     зна                          ѣ
                                                                                                                                                                    ѣ
                   н  е  истиннаго      добра    н  составляет®      нравственное       совершенство                           часть    души     должна     эти   р іненія     разумной      части    души     при-
                                                                                                                                                                                                      ѵ
                   разумной       части    души,     ума;    совершенство        этой    части    ДУШИ                         водить    въ  исполненіе,      охраняя     душу     отъ   всяких®    б йствъ,     ко-
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                   и  называется       мудростью.      Безъ    такого    знанія    истиннаго      добна                        торыя    не   уважают®      ничего     божественна™,        добраго,     и   вм стѣ
                   и  основанной        на   немъ     истинной,      философской          Х е д ѣ      Х                      отъ    презрѣнной       робости,      трусости,    которая     трепещет®       пред®
                      n p a ~      r  a    —     Н    0      Л Ю б ° М У Д Р І е  В Ъ  теоретическом®'                        всякою     опасностью.        Вообще      лучшая      неразумная       часть    души
                    обру       Д  П о л п            Ш Я Х Ъ '  Т -" -  С Т р Ш Л е Н І е  К Ъ  и с ™нному                    исполняет®       веленія    разумной      части    души,    пе   побеждая«,       ни-
                                                                  е
                  доору,     идеь     доора    и  осуществленіе       ея   въ   деятельности       ТГчя-                      какими      оболыценіями        со   стороны     чувственныхъ         удовольствій,
                  этого   недостаточно      нредставленія      объ стинноедоброГ            ибо   прм-                        чувственности,       а  напротивъ,       побѣждая     ихъ,   какъ   любящая       по-
                                                                    и
                  ставлеше       не   будучи     укрѣплено       знаніемъ,     уразумѣніемъ       при-                        беды    и   не  робеющая        пред®   ужасами     страданій,    какъ   безстраш-
                  чин®   своей   деятельности,       можетъ    быть   в ы т е с Г н о С Х ю         ми-                       ная    часть   души.    Этимъ-то      она    и  сохраняет®      душу    отъ   нераз-
                  нуту   ошибкою,      заблужденіемъ       или    н е в ѣ д е н і е м ъ , - с Х а т е л ь н о                 умной     чувственности,       является     посредствующею          между     умомъ
                  оно   не   можетъ     заменить     знанія.    Въ    этомъ     е           Х         Г                       и   чувственностью       чрезъ    подчиненіе       чувственности       уму.    Такое
                  ростн    невозможна      добродѣтель       вообще,     или    мудрость     не     сто                       совершенство        этой     лучшей      неразумной       части   души;     это   со-

                  въ  этом®     смыслѣ     только     особенная       іоброд тель        но                                   вершенство        и   есть   ея  добродѣтель,        называемая       мужеством®.
                                                                              ѣ
                 добродетель       вообще,     единая    добродетель                  '               И                       Но    и  мужество,      какъ    и  мудрость,     не   есть    только     особенная
                       Вторая     главная     добродетель       есть    мужество.      Какъ      Пла-                         добродѣтель,      а  есть    вмѣ стѣ     съ   тѣмъ    и  добродѣтель        вообще,
                 той®    приходит®       къ   нему?     Другая      часть    души      есть    нераз-                         или—чт0       все   равно—есть       единая    добродѣтель      въ  томъ    смыслѣ,
                 умная;     она   должна     подчиняться       разумной      части.    Ш     эта   не-                        что   безъ   нея    невозможна      добродѣтель       вообще,      ибо    мужество
                 разумная      часть   души     бываетъ     лучшая     и   худшая;     лучшая     Не-                         охраняет®     душу    отъ   чувственности,       даетъ    ей  возможность       быть

                 разумная       часть    души      есть   сила     возвышенных'®          портов®                             совершенною,        добродетельною          и  тѣмъ     приводит®       всѣ    части
                 страстей,     гнѣ ва,   ярости,     борьбы     против®     чувственности         e m                         души    въ   гармонію,      согласіе.
                 сила,    люоящая      побеждать      чувственность,        победоносная       'часть
                                                                                                                                                                                      ѣ
                души,     охраняющая        умъ.    Но    и  она,    несмотря       на   это     ее  то                            Третья     главная    добродѣтель       есть    ум ренность,        самообла-
                                                                                                                              даніе,    самоограниченіе.         Какъ     къ    ней     приходит®       Платонъ?
                3 Ï Ï S      Т Г Г т о г Г т о Г о '            о н Г °  М У  о н а  ~              -                         Худшая      неразумная       часть     души,     сила    чувственныхъ         поже-
                Подчиненіе      /я'  уму                                                                                     ланій     долита      подчиняться       уму,    разумной      части    души,     т.-е.
                                                                                                                             сознаваемой       умомъ     идеѣ,   какъ    верховной      идеѣ    добра;    худшая
                Х Т о р Г Т         Т  И    е Я '  1 °  0 Н а  е С Т Ь  ^ - ь н а я  сила     ~     £                        неразумная       часть   души    должна     опредѣляться       этою   мѣрою,    умѣ-
                       '  б 0 р ь о ы  П Р°™  В Ъ  неблагородна™,      недостойна™       человека                            ряться,      подчинять     ей   всѣ   свои   чувственныя        пожелапія       такъ,

               T Z Z       Х        Г          Б 0 Т Ъ  Э Т °- Т 0  м  Д ѣ  Л 0  и  Д° но  состоять                          чтобы     душа    ограничивала       свою    чувственность,      чувственныя      по-
                                                                                  л ж
               въ   том®,    чтобы     быть    помощницею          разумной      части    души    въ                         желанія     и   чрезъ   это   вполнѣ     обладала     сама    собою.     Покоряясь

               борьбѣ     ума   против®     силы    чувственныхъ        пожеланій,       чувстве^                            уму,   эта   неразумная       худшая     часть    души,     сила    чувственныхъ
   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339   340