Page 335 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 335
это подчинить ихъ себ , а подчинял-господствовать чрезъ
ѣ
в о надъ всею душою, управлять ею, указывать ей что для ности, противъ худшей неразумной части души, и въ томъ,
нея есть истинно - доброе, идея добра къ которой душа чтобы побеждать ее, ибо лучшая неразумная часть души лю-
бить победы; она должна охранять умъ; она есть бдительная
С Т ь н С о Г Т ъ ' И С Ш т е е І И Й Д Я ' ~ Ь — 2 3 часть души. Эта лучшая неразумная часть души должна охра-
рабства
отъ
деятельности. Съ другой стороны умъ долженъ ш п ш т . нять душу чего сл дуетъ ея чувственности. Разумная часть души
отъ
и
искать
чего
чего
решает®,
отвращаться,
ДУШѢ на противоположность, чтЬ длЯ У нея е Х з л о і кото сл дуетъ опасаться ѣ и чего не следует®, а лучшая неразумная
раго она должна избегать, бояться. Ясное у р у м Т н Е зна ѣ
ѣ
н е истиннаго добра н составляет® нравственное совершенство часть души должна эти р іненія разумной части души при-
ѵ
разумной части души, ума; совершенство этой части ДУШИ водить въ исполненіе, охраняя душу отъ всяких® б йствъ, ко-
ѣ
и называется мудростью. Безъ такого знанія истиннаго добна торыя не уважают® ничего божественна™, добраго, и вм стѣ
и основанной на немъ истинной, философской Х е д ѣ Х отъ презрѣнной робости, трусости, которая трепещет® пред®
n p a ~ r a — Н 0 Л Ю б ° М У Д Р І е В Ъ теоретическом®' всякою опасностью. Вообще лучшая неразумная часть души
обру Д П о л п Ш Я Х Ъ ' Т -" - С Т р Ш Л е Н І е К Ъ и с ™нному исполняет® веленія разумной части души, пе побеждая«, ни-
е
доору, идеь доора и осуществленіе ея въ деятельности ТГчя- какими оболыценіями со стороны чувственныхъ удовольствій,
этого недостаточно нредставленія объ стинноедоброГ ибо прм- чувственности, а напротивъ, побѣждая ихъ, какъ любящая по-
и
ставлеше не будучи укрѣплено знаніемъ, уразумѣніемъ при- беды и не робеющая пред® ужасами страданій, какъ безстраш-
чин® своей деятельности, можетъ быть в ы т е с Г н о С Х ю ми- ная часть души. Этимъ-то она и сохраняет® душу отъ нераз-
нуту ошибкою, заблужденіемъ или н е в ѣ д е н і е м ъ , - с Х а т е л ь н о умной чувственности, является посредствующею между умомъ
оно не можетъ заменить знанія. Въ этомъ е Х Г и чувственностью чрезъ подчиненіе чувственности уму. Такое
ростн невозможна добродѣтель вообще, или мудрость не сто совершенство этой лучшей неразумной части души; это со-
въ этом® смыслѣ только особенная іоброд тель но вершенство и есть ея добродѣтель, называемая мужеством®.
ѣ
добродетель вообще, единая добродетель ' И Но и мужество, какъ и мудрость, не есть только особенная
Вторая главная добродетель есть мужество. Какъ Пла- добродѣтель, а есть вмѣ стѣ съ тѣмъ и добродѣтель вообще,
той® приходит® къ нему? Другая часть души есть нераз- или—чт0 все равно—есть единая добродѣтель въ томъ смыслѣ,
умная; она должна подчиняться разумной части. Ш эта не- что безъ нея невозможна добродѣтель вообще, ибо мужество
разумная часть души бываетъ лучшая и худшая; лучшая Не- охраняет® душу отъ чувственности, даетъ ей возможность быть
разумная часть души есть сила возвышенных'® портов® совершенною, добродетельною и тѣмъ приводит® всѣ части
страстей, гнѣ ва, ярости, борьбы против® чувственности e m души въ гармонію, согласіе.
сила, люоящая побеждать чувственность, победоносная 'часть
ѣ
души, охраняющая умъ. Но и она, несмотря на это ее то Третья главная добродѣтель есть ум ренность, самообла-
даніе, самоограниченіе. Какъ къ ней приходит® Платонъ?
3 Ï Ï S Т Г Г т о г Г т о Г о ' о н Г ° М У о н а ~ - Худшая неразумная часть души, сила чувственныхъ поже-
Подчиненіе /я' уму ланій долита подчиняться уму, разумной части души, т.-е.
сознаваемой умомъ идеѣ, какъ верховной идеѣ добра; худшая
Х Т о р Г Т Т И е Я ' 1 ° 0 Н а е С Т Ь ^ - ь н а я сила ~ £ неразумная часть души должна опредѣляться этою мѣрою, умѣ-
' б 0 р ь о ы П Р°™ В Ъ неблагородна™, недостойна™ человека ряться, подчинять ей всѣ свои чувственныя пожелапія такъ,
T Z Z Х Г Б 0 Т Ъ Э Т °- Т 0 м Д ѣ Л 0 и Д° но состоять чтобы душа ограничивала свою чувственность, чувственныя по-
л ж
въ том®, чтобы быть помощницею разумной части души въ желанія и чрезъ это вполнѣ обладала сама собою. Покоряясь
борьбѣ ума против® силы чувственныхъ пожеланій, чувстве^ уму, эта неразумная худшая часть души, сила чувственныхъ