Page 326 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 326
изъ этого чувственна™, злого міра возвыситься къ себѣ самой ченіе; a слѣдовательно въ этомъ отношении онъ смотрите и
б Л а Ж ° П Н О ё Ф ° Р М Ѣ С В О е ™ ло-земного су- на верховное добро какъ на осуществленіе въ нравственной
л Г ш и Г ' Д ° Н а С 0 з е р д а л а и Д е и » верховную идею д ятельности челов ка, какъ индивида и какъ гражданина, а
ѣ
ѣ
в а т е л ь н о Т К Ъ Л И Ц У ' В Ъ Ч И С Т 0 Т Ѣ ' и б ы л а счастлива<^і до съ тѣмъ вмѣ стѣ и какъ на осуществленіе его въ этической сфер*
ѣ
въ
вообще,
государств*.
Какъ
онъ
можетъ
придти
илеи П 1 Г Г 1 Ж Ь В Ъ ° б Л а С Т И положительному воззр нію?) Мы видѣли, что хотя къ такому
ученію
по
тлько идеи, а въ области практической только идеальная жизнь Платона только идея ѣ есть истинно-сущее, a матерія не есть
a еі довательно возвышеніе къ идеямъ, и въ жизни, иТмышле-' истинно-суіцее, однако мы также видѣли, что идея все-таки
ѣ
нш, есть единственный „у Т Ь человѣ ка къ верховному Гбпѵ выражается въ чувственпомъ мірѣ, проявляется въ немъ. Именно,
олагу блаженству. Съ этимъ воззрѣніемъ Платана на" верхов-' когда верховная идея добра выражается въ чувственномъ мірѣ,
то
~ й
истинно-сущаго
и
мудрости,
философъ
410 Г и Г с о Г ° Д И Т С Я ? Н е П ° С р е д знанія связи та его Г с л , дѣйствительности, то она и дѣлаетъ его идеальнымъ, возводите
И Щ У І Щ Й
осуществляющій это въ жизни не вынужденно нисходите съ его къ идеямъ, д лаетъ его благимъ, такъ что идея верховна™
ѣ
ВЫСОТЫ философскаго, умозрительна™ созерцанія и идей къ блага есть причипа всего добраго въ чувственномъ мірѣ, а
Міру чувственному жизни къ занятію государственными Х а м и елѣдовательно и въ государств*. Отсюда-то Платонъ и вы-
Ибо-говоритъ ПлатонъЭтолько тѣло философа живете въ велъ, что въ составь верховна™ блага входите не только
государств*, душа же его все презираете, 7 народныя собранія умозрительное созерцаніе идей, познаніе ихъ въ чистотѣ, но
и вложеніе ихъ, осуществленіе ихъ въ чувственномъ бытіи,
у Ж ™ м Т о н о д Т ь н ы я ' и с у д е б н ы я ' и дѣйствительности, отчего и проистекаете для человѣка удоволь-
Щ ы видимъ, что здѣсь, въ ученіи о верховномъ добр* все ствіе, самоудовлетвореніе видимымъ, чувственнымъ, въ ко-
1 ~ 1 , Г ' " М И З И Р 0 Н а П І Ю П Р 0 ™ В Ъ Т О Т 0 ' ч т й представляли горомъ уже проявляется идеальное. Только такая дѣятельность
т і ъ Т , ° М Ъ о д н о с ; ° Р о и н і е сократики и софисты,
ѣ
такъ что и здѣсь все еще преобладаетъ отрицательное напшг- челов ка, стремящаяся къ тому, чтобы вложить, осуществить
идею въ чувственномъ и даже наслажденіе чувственно-прекрас-
Ё 5 ы Т л Г Г Ь Н О е Ж е Н а П р а В Л е Н І е ™ ь к о п Ро1дываете. нымъ, въ которомъ идея красоты соединяется съ идеею добра,
гіслибы Платонъ остановился на такомъ отрицательномъ по- есть условіе истиннаго счастія, верховнаго блага. (Шэтому
нятш о верховномъ благ , то въ результат* мы п о ™ бы этическое требованіе Платона отъ человѣ ка, чтобы онъ" воз-
ѣ
только отрицательное его ученіе о верховномъ б Г Г нрав- вышался надъ чувственнымъ міромъ, становится теперь только
~ с ' ъ с П Р е А М е Т Ѣ Э Т И К И ; Н ° Э Т ° б н л ° б ы противорѣ- указаніемъ на верховную, конечную цѣль всѣ хъ его стремле-
и с ъ с а м ы м ъ духомъ греческой древности и съ лѵ - ній. Объ этомъ Платонъ говоритъ въ разговорЕ „Филебъ".
хомъ Платоновой философіи, съ положительны! ея напра-
вленіемъ: съ духомъ греческой древности потому, что греки результат! котораго таковъ. а) Для полнаго истиннаго счастья,
не иначе понимали нравственность, какъ осуществляющуюся верховнаго добра необходимы слѣдующіе элементы: jxéxpov —
государств*, какъ политическую, общественную нрГв мЕра, jiExpiov — умѣренность, самоограниченіе. Чтб это зна-
читъ? Каждому существу присуща извѣстная идея, какъ
ШатонХна Т Ж * ™ — " ь і его сущность; эта-то идея и есть его мѣра, его умѣряющая
Платону на томъ, что душа философа должна жить внѣ госу- сила; поэтому эту мѣру можно назвать идеальностью существа;
дарства, а только тѣло его живете въ государств*? ! ! ! слѣдовательно для счастья человЕка необходимо причастіе его
и не остановился на такомъ отрицательном" в о з з р ѣ н Г 1 существа къ этой мЕрЕ, т.-е. необходима такая его теорети-
2 2 7 1 Z : ^ 0 О Т № л ь н о е воззр*ніе онъ восполняете ческая и практическая дЕятельность, которая соотвЕтствовала
нымъ U Т ' Ѵ г 0 р Ы М И 0 Н Ъ п Р и д а е т ъ и занятію чувствен- бы этой мЕрЕ, его идеальной сущности, б) Необходима сим-
нымъ, и дѣйствительному міру, государству положительное на-
з