Page 326 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 326

изъ  этого  чувственна™,  злого  міра  возвыситься  къ  себѣ  самой  ченіе;  a  слѣдовательно  въ  этомъ  отношении  онъ  смотрите  и

 б Л а Ж ° П Н О ё  Ф °  Р М Ѣ  С В О е ™  ло-земного  су-  на  верховное  добро  какъ  на  осуществленіе  въ  нравственной
 л Г ш  и Г '  Д  °  Н а  С 0 з е р д а л а  и Д е и  »  верховную  идею  д ятельности  челов ка,  какъ  индивида  и  какъ  гражданина,  а
                                       ѣ
               ѣ
 в а т е л ь н о Т  К Ъ  Л И Ц У '  В Ъ  Ч И С Т 0 Т Ѣ  '  и  б ы л а  счастлива<^і до  съ  тѣмъ  вмѣ стѣ  и  какъ  на  осуществленіе  его  въ  этической  сфер*
 ѣ
                         въ
             вообще,
                              государств*.
                                                Какъ
                                                        онъ
                                                               можетъ
                                                                          придти
 илеи  П  1 Г  Г  1  Ж  Ь  В Ъ  °  б Л а С Т И   положительному  воззр нію?)  Мы  видѣли,  что хотя  къ  такому
                                                                                          ученію
                                                                                     по
 тлько  идеи,  а  въ области  практической  только  идеальная  жизнь  Платона  только  идея  ѣ есть  истинно-сущее,  a  матерія  не  есть
 a  еі довательно  возвышеніе  къ  идеямъ,  и въ  жизни,  иТмышле-'  истинно-суіцее,  однако  мы  также  видѣли,  что  идея  все-таки
 ѣ
 нш,  есть  единственный  „у Т Ь  человѣ ка  къ  верховному  Гбпѵ  выражается  въ  чувственпомъ  мірѣ,  проявляется  въ  немъ.  Именно,
 олагу  блаженству.  Съ  этимъ  воззрѣніемъ  Платана  на"  верхов-'  когда  верховная  идея  добра  выражается  въ чувственномъ  мірѣ,
 то
 ~ й
 истинно-сущаго
 и
 мудрости,
 философъ
 410  Г и Г с о Г °  Д И Т С Я  ?  Н е П  °  С р е д знанія  связи  та его  Г с л ,   дѣйствительности,  то  она  и дѣлаетъ  его идеальнымъ,  возводите
 И Щ У І Щ Й
 осуществляющій  это  въ  жизни  не  вынужденно  нисходите  съ  его  къ  идеямъ,  д лаетъ  его  благимъ,  такъ  что  идея  верховна™
                                    ѣ
 ВЫСОТЫ  философскаго,  умозрительна™  созерцанія  и  идей  къ  блага  есть  причипа  всего  добраго  въ  чувственномъ  мірѣ,  а
 Міру  чувственному  жизни  къ  занятію  государственными  Х а м и  елѣдовательно  и  въ  государств*.  Отсюда-то  Платонъ  и  вы-
 Ибо-говоритъ  ПлатонъЭтолько  тѣло  философа  живете  въ  велъ,  что  въ  составь  верховна™  блага  входите  не  только
 государств*,  душа  же  его  все  презираете,  7  народныя  собранія  умозрительное  созерцаніе  идей,  познаніе  ихъ въ  чистотѣ,  но
             и  вложеніе      ихъ,    осуществленіе        ихъ   въ   чувственномъ        бытіи,
 у  Ж ™ м Т  о н о д  Т  ь н ы я  '  и  с у д е б н ы я  '  и  дѣйствительности,  отчего  и  проистекаете  для  человѣка  удоволь-
 Щ ы  видимъ,  что  здѣсь,  въ  ученіи  о  верховномъ  добр*  все  ствіе,  самоудовлетвореніе  видимымъ,  чувственнымъ,  въ  ко-
 1 ~ 1 , Г ' "  М И З И Р 0 Н а П І Ю  П Р 0 ™  В Ъ  Т О Т 0 '  ч т й  представляли  горомъ  уже  проявляется  идеальное.  Только  такая  дѣятельность
 т і ъ  Т ,  °  М Ъ  о д н о с ; ° Р  о и н і е  сократики  и  софисты,
                   ѣ
 такъ  что  и  здѣсь  все  еще  преобладаетъ  отрицательное  напшг-  челов ка,  стремящаяся  къ  тому,  чтобы  вложить,  осуществить
            идею    въ   чувственномъ       и даже    наслажденіе      чувственно-прекрас-
 Ё 5 ы Т л Г Г  Ь Н О е  Ж е  Н а П р а В Л е Н І е  ™  ь к о  п Ро1дываете.  нымъ,  въ  которомъ  идея  красоты  соединяется  съ  идеею  добра,
 гіслибы  Платонъ  остановился  на  такомъ  отрицательномъ  по-  есть  условіе  истиннаго  счастія,  верховнаго  блага.  (Шэтому

 нятш  о  верховномъ  благ ,  то  въ  результат*  мы  п о ™ бы   этическое  требованіе  Платона  отъ  человѣ ка,  чтобы  онъ"  воз-
 ѣ
 только  отрицательное  его  ученіе  о  верховномъ  б Г Г  нрав-  вышался  надъ  чувственнымъ  міромъ,  становится  теперь  только
 ~ с ' ъ  с  П Р е А М е Т Ѣ  Э Т И К И ;  Н °  Э Т °  б н л °  б ы  противорѣ-  указаніемъ  на  верховную,  конечную  цѣль  всѣ хъ  его  стремле-
 и  с ъ  с а м ы м ъ  духомъ  греческой  древности  и  съ  лѵ -  ній.  Объ этомъ  Платонъ  говоритъ  въ  разговорЕ  „Филебъ".
 хомъ  Платоновой  философіи,  съ  положительны!  ея  напра-
 вленіемъ:  съ  духомъ  греческой  древности  потому,  что  греки  результат!  котораго  таковъ.  а) Для  полнаго  истиннаго  счастья,
 не  иначе  понимали  нравственность,  какъ  осуществляющуюся  верховнаго  добра  необходимы  слѣдующіе  элементы:  jxéxpov  —
 государств*,  какъ  политическую,  общественную  нрГв  мЕра,  jiExpiov  —  умѣренность,  самоограниченіе.  Чтб это  зна-
           читъ?      Каждому       существу       присуща       извѣстная      идея,     какъ
 ШатонХна  Т  Ж  *  ™  —  "  ь  і  его  сущность;  эта-то  идея  и  есть  его  мѣра,  его  умѣряющая

 Платону  на  томъ,  что  душа  философа  должна  жить  внѣ  госу-  сила;  поэтому  эту  мѣру  можно  назвать  идеальностью  существа;
 дарства,  а  только  тѣло  его  живете  въ  государств*?  !  !  !   слѣдовательно  для  счастья  человЕка  необходимо  причастіе  его
 и  не  остановился  на  такомъ  отрицательном"  в о з з р ѣ н Г 1  существа  къ  этой  мЕрЕ,  т.-е.  необходима  такая  его  теорети-
 2 2 7 1  Z : ^  0  О Т № л ь н о е  воззр*ніе  онъ  восполняете  ческая  и  практическая  дЕятельность,  которая  соотвЕтствовала
 нымъ  U  Т  '  Ѵ  г 0 р Ы М И  0 Н Ъ  п Р  и д а е т ъ  и  занятію  чувствен-  бы  этой  мЕрЕ,  его  идеальной  сущности,  б)  Необходима  сим-
 нымъ,  и  дѣйствительному  міру,  государству  положительное на-
 з
   321   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331