Page 323 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 323

разъединить      то,   что   по    самой    сущности      соединено      т  -е   ,ь„
                                                                                                                                цѣлыо,      съ  этимъ     всрховнымъ       добромъ,      полемизируя        противъ
                                                                                                                                взгляда     гедониковъ      и  другихъ      подобиыхъ       совремеиныхъ         ему
                     -         Ä         Ä            —                                              'Рвзъ                      взглядовъ;     слѣдовательно       тутъ   еще   преобладаете       отрицательное
                                                                                                                                его    направлен!^)      Въ    разговорѣ       „ эететъ"       Платонъ      уже     и
                                                                                                                                                                                Ѳ
                                                                                                                                положительно         іщсказываетъ        свое    мн ніе,    воззрѣніе      на   вер-
                                                                                                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                ховное     добро.   (Мы    видѣли,      что    по   ученію      Платона      только
                                                                                                                                идея     есть    истинно-сущее,         a   матерія     есть    среднее      между
                                                                                                                                истинно-сущимъ           и   неистинно-сущимъ,           а   потому      чувствен-
                                                            '
                                                        У Т Ь
                     благѣ    какъ     Г о Г        ?   счастіи-    У  ч е ш е  0  верховномъ  *  добрѣ,                        ный     міръ,   основа     котораго      есть    матерія,     есть    міръ     несо-
                                                                         wem*
                                                                                   ?
                                       блаженствѣ,
                              какъ
                          ъ,
                                                                    2)
                     ujj.di
                                                                                                                                                                                                        не
                                                                                                                                                                                                              един-
                                                                                                                                                                                                            -
                    llir 0                                 о " — '            Г                                                 вершенный,        гдѣ    въ    несовершенной          чистотѣ,     въ чувственный
                                                                                                                                                                 Будучи
                                                                                                                                                                            несовершенным^
                                                                                                                                       проявляются
                                                                                                                                                         идеи.
                                                                                                                                ствѣ
                    смыслѣ          М Ы   "                                     » « У    »         j     ;                      міръ   есть   міръ   зла;    зло   же,—говоритъ         Платонъ,—не         можетъ
                                                                                                                                исчезнуть,      ибо   необходимо,      чтобы    всегда    была    противополож-
                    и                       »     Г    Г    Г     Г    н     ^    —     Г     Г    "    -                       ность   добру,     а  эта    необходимость        противоположности           добра
                                                                                                                                состоите    въ   несовершенствѣ        чувственнаго.       А    потому)главная,
                                                                                                                                                                                       ѣ
                   r      Ä       1      ?         "  в 0                  «    —        »        н Л :                        существенная         нравственная       цѣль     челов ка,      какъ     индивида,
                                                                                                                               состоите     въ   томъ,    чтобы   возвыситься     надъ    даимъ    злымъ,     песо-
                                                                                                                               вершеннымъ,         чувственнымъ         міромъ,      обратиться      и   въ  самой
                                                                                                                               дѣятельности,       жизни,    отъ   жизни    чувственной       къ  жизни    идеаль-
                                                                                                                               ной,    какъ   чистому     созерцанію      идей;     ибо   душа    человѣка     есть
                                                                                                                               свободная      отъ   чувственности        субстанція,      которой      назначеніе
                                                                                                                               созерцать      идеи,    т.-е.    средство     къ    достиженію       такой     цѣли
                                                                                                                               есть   уподобленіе      божеству,      котораго      не  касается     ничто    злое,
                  тельное     направленіе,       выраженное       въ   полеангі      , , « , „      „                                 стремленіе      къ   верховной      идеѣ   добра,    которая     не  имѣетъ

                                                                                                                                                                             уподоблсніе
                                                                                                                                                                   Такое
                                                                                                                                                                                                               есть
                                                                                                                                                                                               божеству
                  S Ä '      с   о  ф   г  а   ,  ъ  ' "    т  о     «                 «     ж         :                       Эебѣ   противополояшости.         блаженство?}      Еще    опредѣленнѣе      и  Пла-
                                                                                                                                              добро,
                                                                                                                               верховное
                                                                                                                                                        благо,
                  тельнаго     воззрѣнш      на   верховное      благо,    то  оно     поедет»*™™                              тонъ    говоритъ     о  верховномъ       добрѣ,    благ ,                   въ  раз-
                                                                                                                                                                                           блаженствѣ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                  Платономъ      только     въ  самыхъ     общихъ,     г.  авныхъ    ч е Т а х ъ Т -                                      „Федонъ".      Конечная,      нравственная      задача,   цѣль   должна
                  1ІЪ  подробностях»,.      Сообщил,       и х /                       Р      '  а  Н е                        говорѣ
                             "
                 говонахъ ' и ?      8 0  '  8  Ф  н л 0 о ФскоіГд я те л ыі о сти  въ  нервыхъ  раз-                          быть    освобожденіе        его   души     отъ   тѣ ла,   a  слѣдовательно       отъ
                                                   с
                                                               Ѣ
                  то    не   '  ?            Д О В О л ь с т в о в а л с я  ™лько  доказательствами                            всего   чувственнаго,      неразумнаго,      неразд льнаго       съ  тѣломъ,    очи-
                                                                                                                                                                                     ѣ
                 что    не  чувственное       удовольствіе      и  не   своеволіе     и   щюичвГт                              щеніе    души,    какъ    разумной,      безсмертной,      божественной       части
                 индивида,     дозволяющіе       себѣ    все  для   своего    ч у в с т в і Г о   Ѵ  Г                         челов ка,      отъ    всякаго    чувственнаго       воспріятія,      ощущенія      и
                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                               отъ
                                                                                                                                                                                    мнѣній
                в Е к о й '    г  в е р х о в н о е  б л а г о '  к а к г  «          X          » -                          тому  основанныхъ      на  нихъ    представленій,    самой,     и желаній,    а   по-
                                                                                                                                                                     въ
                                                                                                                                      сосредоточеніе
                                                                                                                                                                                               въ
                                                                                                                                                            души
                                                                                                                                                                                                    спокойномъ,
                                                                                                                                                                           себѣ
                в ческои       деятельности,       но   что    только     софрозюне         самооб                             умозрительномъ         познаваніи       идей,     которое     не   имѣетъ      д ла
                  ѣ
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                 S Ä r        д   ѣ  л   а   е  т   ъ      —        и           —        ;                                    съ   чувственнымъ,       а  только   съ  истинно-вѣчнымъ        бытіемъ,    идеями.
                S   i        Гопгій«      7 °    С Ч а С Т Ш Ш М Ъ -  Ф   особенности       въ  раз-
                     р Ь    "  1 о р г , и  Платонъ      старается      опровергнуть          т о ?                           Только     такое    освобожденіе     души     изъ   подъ    власти   чувственнаго
                ственность     чувственнаго       удовольсгвія,     п о с т а і е Г г о  конечною                             міра   и  есть  для  души   единственный       путь  къ  тому,   чтобы   она   могла
   318   319   320   321   322   323   324   325   326   327   328