Page 319 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 319

вить    въ  зависимость       послѣдующую        внѣ шнюю      судьбу    челов че-                        онъ    совершенно      преданъ      чувственности,      т.-е.  преходящему,       не-
                                                                                                       ѣ
                       скои   души    на   землѣ   со  вс мъ,   чтЬ  непосредственно        съ   нею   свя-                      истинно      сущему,    неистинному       бытію,    не  идеямъ,     какъ    истинно
                                                         ѣ
                       зано,  а  равно   и  тотъ  видъ,  который     душа     принимаете,      вступая   въ                      сущему,      слѣдовательно       не           добра.    Наконецъ,       хотя    Пла-

                       земную    жизнь.    Въ   до-земной      жизни    она   была    безразлична;      отъ                      тонъ   и  говоритъ,    что  главная   идеѣ         порочности     челов ка,      без-
                                                                                                                                                                        причина
                      нея    зазисѣло,     въ   кого    войти.   Дал е,     отъ   нея   же   завис лъ     и                      нравственности,        есть   болѣзненное      состояніе     его  т ла,  ѣ  или   не-
                                                                      ѣ
                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                      образъ      жизни,     какой    она   будете      вести   на   землѣ;     наконецъ                         достаточное,     дурное    воспитапіе    и дурныя     государственныя        учреж-
                      Ч Р І Г  Я  7    :Ж  Т        И  Т °-  4 T Ö  м о ж е т ъ  с ъ  н е ю  случиться  на                       денія,    но  онъ    прибавляете,       что   это   такъ   бываетъ      только     въ
                               всл дствіе     образа    ея  жизни     и  формы.     Все    это   зависите                        бЬлыпей       части   случаевъ,     а  не   всегда;     слѣдовательно       онъ   не
                                   ѣ
                      отъ   того,   что   душа      имѣя    свободу     выбора,     вошла,     вселилась                         устраняете      и   абсолютно       собственной      вины    человѣка,     возмож-

                           т ѣ  л о  ч е л о в ѣ  к а -  ^ к ъ  это  понять?  Это  значить,    что   Пла-                        ности    быть    добродѣтелыіымъ        для   т хъ    людей,   которые      постав-
                                                                                                                                                                                ѣ
                      тонъ    допускалъ      необходимость,         именно     что   внѣ шняя      судьба                        лены    въ   невыгодное      положеніе      дурнымъ      воспитаніемъ,       болѣз-
                      челов ка     необходимо       обусловливается      тѣмъ,   чтб   отъ   него    неза-                       неннымъ      состояніемъ     т ла   и  дурными     государственными         учреж-
                             ѣ
                                                                                                                                                               ѣ
                     висимо      уже   въ   самой     земной     жизни.    Вотъ    какъ     надо    пони-                        деніями.      Но,    несмотря      на    то,   что    такимъ     образомъ      Пла-
                     мать    эту   миѳическую       форму    образованія      души.     Но   отсюда     не                       тонъ   отличаетъ     свободу    отъ   необходимости,       онъ   часто    впадаете,
                     должно     заключать,      какъ    это    д лаютъ     иные    философы,        будто                        въ   самопротиворѣчіе,          a   слѣдовательно        онъ    не    разр шаетъ
                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                     бы   въ   этомъ    ученіи     Платона     о   душѣ    видно     ученіе    о  предо-                         удовлетворительно        вопроса     о  соотпошеніи      необходимости       и  сво-
                     предѣленіи,      предетерминизм*.          Дѣйствительно,        необходимостью                             боды.    А   чтЬ  касается      вопроса     о  возможности       свободы,     само-
                     многое    обусловливается       въ   жизни    человѣ ка,    но   не  все;  мы   ска-                        опредѣленія      челов ка      при   божьемъ      управленіи      міромъ     и  при
                                                                                                                                                         ѣ
                     зали    что   ею   обусловливается,        опредѣляется       именно      вн шняя                           существованіи      причинной      связи    между    явлепіями     міра,    то  Пла-
                                                                                                  ѣ
                     судьба    челов ка,     а  не   добродѣтель,       не   нравственность,        и  не                        тонъ   вовсе    и  не   подымалъ      этого    вопроса,    занимавшаго        фило-
                                      ѣ
                    безнравственность,        порочность,     и   слѣдовательно      не   то    что   по-                        софовъ    и  теологовъ      въ  новѣйшее      время;    ибо   Платонъ     не   могъ
                    средствомъ       добродѣтели       ведете     къ   счастію,    ибо    добродѣтель                            его   ноднять,      всл дствіе      самой     сущности       его   философскаго
                                                                                                                                                         ѣ
                    есть   средство     къ   достиженію      счастія;    ибо   какова    бы    ни   быш                         ученія:     его    ученіе    видѣло     въ    божеств*      не    столько    личное

                    вн шняя       судьба    челов ка       на  землѣ,     человѣкъ     можетъ       быть                         существо,     сколько    безличную,      верховную      идею    добра,   a  вмѣсто
                                                   ѣ
                       ѣ
                    добродѣтеленъ,        добронравственъ,         это     совершенно       отъ     него                        причинной       связи    между     явленіями      міра   Платонъ       признавалъ
                    зависите      и  какъ    бы   ни   была   дурна    внѣ шняя     судьба    человѣ ка                         связь   телеологическую,        цѣлесообразную,        которая     не   имѣетъ     ни
                    на   землѣ,    отъ   челов ка      зависите     быть     счастливымъ      или    не-                         характера     необходимости,         ни   характера      свободы.      Продолжая
                                                ѣ
                    счастливыми       Правда,    рядомъ    съ  этою    зависимостью      добродѣтели                            далѣе,    Платонъ      говорите     опять   въ   миѳической      форм*,     что   всѣ

                    челов ка    отъ   его  свободы,     самоопредѣленія,        Платонъ     повторилъ                           воплощенныя        души      людей,    по   смерти     ихъ,    возвращаются        въ
                           ѣ
                   г Г Г л Г °    П  7  ж е н і е  '  ч т о  ™   н е  дѣлаетъ     зла   добровольно,                            свое   первобытное,       до-земное     состояніе;     въ  этомъ    смыслѣ      Пла-
                   свободно,     a  дѣлаетъ     невольно;     но   этимъ    не   уничтожается      сво-                         тонъ    признаетъ      то,  что   теперь    называютъ       безсмертіемъ      души;
                   бода    быть   добродѣтельнымъ;         это  значить     только    то,  что   никто                          объ   этомъ    онъ   говоритъ      въ  разговорѣ      „Федонъ".      Изъ    его   же
                   не   д лаетъ     зла,   сознавая,     что    это   зло,  a   д лаетъ     такъ    по-                         ученія    о  безсмертіи     души     для   насъ,   имѣющихъ        дѣло   съ   Пла-
                                                                                 ѣ
                         ѣ
                   тому,    что  не   знаете    истиннаго      добра.    Слѣдовательно        это   по-                         тоновою     этикою,     важно   особенно     то,  что  прежде     всего    Платонъ
                   ложеніе     вовсе   н й  уничтожаетъ      свободы     человѣческой       воли-   ибо                         представляете       себѣ   безсмертіе     души    какъ    этическій     постулате,
                   знаніе   истиннаго      добра,    по   ученію    Платона,     зависите     отъ   че-                         т.-е.   какъ   необходимое       требованіе,     условіе   для   нравственности.
                  ловѣ ка;     онъ   можете      знать    и  не   знать;    онъ    самъ     виноватъ                            Все    стараніе    философа      должно     быть,    по  ученію     Платона,     на-
                  если    по  незнание     д лаетъ     зло;  а   это  происходите      тогда,    когда                          правлено     къ   тому,    чтобы    высвободить      душу     изъ   подъ    зависи-
                                             ѣ
   314   315   316   317   318   319   320   321   322   323   324