Page 314 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 314

верховной  идеи  добра  въ  государстве,  челов*ческомъ  обществ*
 и  въ  связи  съ  этимъ  въ  деятельности  человека,  какъ  члена  всл*дствіе  котораі'0  міръ,  какъ  состоящій  изъ  идей  и  матеріи,
 государства;  а  въ  разговор*  „Тимей"  Платонъ  продолжай*  есть  міръ  живой,  которому  присущи  умъ,  душа,  идеи,  есть
 представлять  осуществленіе  этой  самой  верховной  идеи  добра  живое  существо.  Словомъ,  міровая  душа  есть  воплощенная

 уже  во  всемъ  мір*  и  вм*ст*  въ  человек*,  какъ  части  природы  идея,  есть  идея,  вошедшая  въ  матерію.  Всл*дствіе  всего
 а  не  какъ  член*  государства.  Въ  „Тиме*"  Платонъ  развиваетъ  этого  міръ,  какъ  космосъ,  всеединое,  изображеніе  самой  луч-
 ту  мысль,  что  міръ  есть  изображение  в*чнаго.  самаго  лучшаго  шей  идеи,  невидимаго,  вЬчпаго  божества,  верховной  идеи,
 первообраза,  такъ  какъ  Деміургъ,  образовать  міра,  умъ,  есть  этотъ  чувственный  міръ,  какъ  и  идеальный  міръ,  никогда
 самое  лучшее  изъ  всего,  ибо  онъ  тождественъ  у  Платона  съ  вер-  не  преходить;  онъ,  правда,  им*етъ  начало,  но  не  им*егъ

 ховною  идеею  добра,  блага,  которая  есть  самая  лучшая  изъ с*хъ  конца;  идеальный  же  міръ  не  им*етъ  ни  начала,  ни  конца.
 в
 идеи.  Поэтому  міръ  есть  самое  совершенное  произведете  ума  Дал*е,  этотъ  міръ  довл*етъ  самъ  себ*,  ибо настолько  въ  немъ
 насколько  дозволяетъ  это  матерія,  какъ  стройный  міръ  ц * л е -  идеи  воплощаются,  насколько  это  дозволяетъ  матерія;  а  потому
 сообравно  устроенный  ко  благу,  какъ  художественное,  эстети-  онъ  не  нуждается  ни  въ  чемъ  другомъ,  идетъ  ко  благу,  какъ
 ческое  произведете,  которое  составляло  сущность  и  мышленія  конечной  ц*ли,  живетъ  въ  блаженств*;  онъ  есть  видимое
 И  жизни  грековъ  вообще.  Божество,  будучи  абсолютно  благимъ  блаженство,  верховная  идея  блага,  ставшее  единое  божество.
                                                                            в
 и  независимым^  захот*ло  устроить  міръ  ко  благу  и  устроило  Между  т*мъ  какъ  онъ  есть  самое  лучшее  изъ с*хъ  существъ,
 по  в*чнымъ  первообразамъ,  идеямъ.  Но  прежде  ч*мъ  міръ  зв*зды  и  прочія  небесныя  т*ла  суть  только  ставгаіе  низшіе
 былъ  устроенъ  божествомъ,  прежде  ч*мъ  произошелъ  міръ  боги.  Другими  словами,  идея  верховнаго  добра,  блага  про-
 явленш,  существовали  уже  идеи  и  матерія,  какъ  два  перво-  является  во  всемъ  мір*,  какъ  ц*лости;  прочія  же  идеи, низ-
 б ы т н а  его  элемента.  Идеи  были  тогда  неподвижны,  а  мате-  шія,  проявляются  въ  отд*льныхъ  явленіяхъ,  существахъ;  оттого
 р и  безкачественна,  безобразна,  текуча,  подвижна.  Изъ  меха-  •  идей  множество,  и,  несмотря  на  то,  есть  одно  божество,  одна

 ническаго  ихъ  смешенія,  вслеДствіе  того,  что  свойство  ма-  верховная  идея  добра.  Дал*е,  Платонъ  продолжаетъ:  поел*  обра-
             зованія     міровой     души      Деміургъ      еще    разъ   см*шалъ      т * эле-

 3  Г Г  - J T ^  И З Ъ  С М �  ш е Н І Я  и д е й  и  м а т е Р  і и  »  возникъ  менты,  изъ  которыхъ  образовалъ  міровую  душу,  т.-е.  см*шалъ
 Z L „ T  М р ъ  и д е а л ь н ы й >  и д е и >  и  міръ  матеріальный,  идеи  и  матерію,  и  образовалъ  столько  единичныхъ  душъ,  сколько
 матерія,  были  самостоятельны,  отдельны  другъ  отъ  друга  между  было  зв*здъ,  небесныхъ  т*лъ,  которыя  суть  видимые  низшіе
 ними  прежде  не  было  перехода.  Какъ  же  произошло  'смѣ  ие-  боги,  a  Деміургъ  есть  верховное,  невидимое  божество.  Каждую
 ніе  между  ними?  Нужно  было  для  этого  нечто  посредствую-  душу  Деміургъ  поселилъ  на  особую  зв*зду,  чтобы  она  узнала
 щее  между  идеями  и матеріею,  посредствомъ  чего  могло  бы  про-  тамъ  законы  высшаго  порядка  міра,  созерцала  идеи  лицомъ
 с
 изойти м е т е т е  этихъ  двухъ  нервобытныхъ  элементовъ  міра  Это-  къ  лицу,  и  потомъ,  чрезъ  посредство  этихъ  видимыхъ  боговъ,
 то  посредствующее  есть  міровая  душа.  Она  есть  не  только  мыс  и -  онъ  вселилъ  души  въ  смертныя  т*ла,  дабы  образовался  родъ
 Щій  принципъ,  но  такой  принципъ,  который  и  матеріи  даетъ  смертныхъ  существъ,  одаренныхъ  душою  и  тѣломъ,  дабы  обра-

 жизнь,  органическую  расчлененность;  а потому  Платонъ  говоритъ  зовался  родъ  челов*ческій,  ибо и  онъ  столько  же  необходимъ
 что  прежде  всего  Деміургъ  образовалъ  міровую  душу,  т акъ  что  для  гармонической  ц*лости,  полноты  видимаго  міра,  какъ  не-
 міровая  душа  соединила  оба  нервобытныхъ  элемента  м ра,  идеи  и  обходимы  и  видимые,  низшіе  боги.
 матерш.  Зат*мъ  міровая  душа  есть  сила,  приведшая  и  продол-
 жающая  все  приводить  въ  становленіе,  есть  сила,  движущая  къ  Вложивъ  въ  душу  людей  самъ  отъ  себя  беземертный  умъ,

 конечной  цели-добру.  Въ  этомъ  смысл*  міровая  душа  есть  онъ,  единое  верховное  божество,  предоставилъ  дальнейшее  обра-
 принципъ  мірового  порядка,  связь  міра,  міровое  самосознаніе,  зованіе  людей  низшимъ,  видимымъ  богамъ,  отъ  которыхъ  люди,
            кром*     ума,   получили      неразумную,      смертную      часть   души.    Такъ

                                                                                       2 0 *
   309   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319