Page 314 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 314
верховной идеи добра въ государстве, челов*ческомъ обществ*
и въ связи съ этимъ въ деятельности человека, какъ члена всл*дствіе котораі'0 міръ, какъ состоящій изъ идей и матеріи,
государства; а въ разговор* „Тимей" Платонъ продолжай* есть міръ живой, которому присущи умъ, душа, идеи, есть
представлять осуществленіе этой самой верховной идеи добра живое существо. Словомъ, міровая душа есть воплощенная
уже во всемъ мір* и вм*ст* въ человек*, какъ части природы идея, есть идея, вошедшая въ матерію. Всл*дствіе всего
а не какъ член* государства. Въ „Тиме*" Платонъ развиваетъ этого міръ, какъ космосъ, всеединое, изображеніе самой луч-
ту мысль, что міръ есть изображение в*чнаго. самаго лучшаго шей идеи, невидимаго, вЬчпаго божества, верховной идеи,
первообраза, такъ какъ Деміургъ, образовать міра, умъ, есть этотъ чувственный міръ, какъ и идеальный міръ, никогда
самое лучшее изъ всего, ибо онъ тождественъ у Платона съ вер- не преходить; онъ, правда, им*етъ начало, но не им*егъ
ховною идеею добра, блага, которая есть самая лучшая изъ с*хъ конца; идеальный же міръ не им*етъ ни начала, ни конца.
в
идеи. Поэтому міръ есть самое совершенное произведете ума Дал*е, этотъ міръ довл*етъ самъ себ*, ибо настолько въ немъ
насколько дозволяетъ это матерія, какъ стройный міръ ц * л е - идеи воплощаются, насколько это дозволяетъ матерія; а потому
сообравно устроенный ко благу, какъ художественное, эстети- онъ не нуждается ни въ чемъ другомъ, идетъ ко благу, какъ
ческое произведете, которое составляло сущность и мышленія конечной ц*ли, живетъ въ блаженств*; онъ есть видимое
И жизни грековъ вообще. Божество, будучи абсолютно благимъ блаженство, верховная идея блага, ставшее единое божество.
в
и независимым^ захот*ло устроить міръ ко благу и устроило Между т*мъ какъ онъ есть самое лучшее изъ с*хъ существъ,
по в*чнымъ первообразамъ, идеямъ. Но прежде ч*мъ міръ зв*зды и прочія небесныя т*ла суть только ставгаіе низшіе
былъ устроенъ божествомъ, прежде ч*мъ произошелъ міръ боги. Другими словами, идея верховнаго добра, блага про-
явленш, существовали уже идеи и матерія, какъ два перво- является во всемъ мір*, какъ ц*лости; прочія же идеи, низ-
б ы т н а его элемента. Идеи были тогда неподвижны, а мате- шія, проявляются въ отд*льныхъ явленіяхъ, существахъ; оттого
р и безкачественна, безобразна, текуча, подвижна. Изъ меха- • идей множество, и, несмотря на то, есть одно божество, одна
ническаго ихъ смешенія, вслеДствіе того, что свойство ма- верховная идея добра. Дал*е, Платонъ продолжаетъ: поел* обра-
зованія міровой души Деміургъ еще разъ см*шалъ т * эле-
3 Г Г - J T ^ И З Ъ С М � ш е Н І Я и д е й и м а т е Р і и » возникъ менты, изъ которыхъ образовалъ міровую душу, т.-е. см*шалъ
Z L „ T М р ъ и д е а л ь н ы й > и д е и > и міръ матеріальный, идеи и матерію, и образовалъ столько единичныхъ душъ, сколько
матерія, были самостоятельны, отдельны другъ отъ друга между было зв*здъ, небесныхъ т*лъ, которыя суть видимые низшіе
ними прежде не было перехода. Какъ же произошло 'смѣ ие- боги, a Деміургъ есть верховное, невидимое божество. Каждую
ніе между ними? Нужно было для этого нечто посредствую- душу Деміургъ поселилъ на особую зв*зду, чтобы она узнала
щее между идеями и матеріею, посредствомъ чего могло бы про- тамъ законы высшаго порядка міра, созерцала идеи лицомъ
с
изойти м е т е т е этихъ двухъ нервобытныхъ элементовъ міра Это- къ лицу, и потомъ, чрезъ посредство этихъ видимыхъ боговъ,
то посредствующее есть міровая душа. Она есть не только мыс и - онъ вселилъ души въ смертныя т*ла, дабы образовался родъ
Щій принципъ, но такой принципъ, который и матеріи даетъ смертныхъ существъ, одаренныхъ душою и тѣломъ, дабы обра-
жизнь, органическую расчлененность; а потому Платонъ говоритъ зовался родъ челов*ческій, ибо и онъ столько же необходимъ
что прежде всего Деміургъ образовалъ міровую душу, т акъ что для гармонической ц*лости, полноты видимаго міра, какъ не-
міровая душа соединила оба нервобытныхъ элемента м ра, идеи и обходимы и видимые, низшіе боги.
матерш. Зат*мъ міровая душа есть сила, приведшая и продол-
жающая все приводить въ становленіе, есть сила, движущая къ Вложивъ въ душу людей самъ отъ себя беземертный умъ,
конечной цели-добру. Въ этомъ смысл* міровая душа есть онъ, единое верховное божество, предоставилъ дальнейшее обра-
принципъ мірового порядка, связь міра, міровое самосознаніе, зованіе людей низшимъ, видимымъ богамъ, отъ которыхъ люди,
кром* ума, получили неразумную, смертную часть души. Такъ
2 0 *