Page 317 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 317

шенство,     добродѣтель      цѣлой     души.     Эту-то    добродѣтель      цѣлой
                      души    и  называет®       Платон®       праведностью,        правдою      и  спра-                       бы    Платонъ       подъ     этими     тремя    частями     души    разумел®       TÖ,
                      ведливостью       (Кхсюѵ).     Низшая        изъ   этихъ     частей    души      не-                       чтЬ  называют®       теперь    силами     души:     чувствованіями,       умом®    и
                      разумная    худшая     часть,  сила   пожеланій,      находится     впрочем       не                      волею;     нет®,     совсем®      другое:     воли    здесь    у  Платона      нет®,
                     въ   одном®      только     челов к ,     но   и   въ  прочих®      животных®       и                      чувствованіе      есть,   но   оно   принадлежит®        всем®    трем®     частям®
                                                        ѣ
                                                           ѣ
                     даже   въ  растеніяхъ,     ибо  во  вс хъ   ихъ   есть   влеченіе    къ  самоудов-                         души,     умъ   же   принадлежит®        только     одной   части   души,    разум-
                                                            ѣ
                     летворенію       и   къ   отысканію      средств®     для   физической       жизни                         ной.   После    того   какъ    новейшая      философія      перестала      говорить
                     такъ    что   это  напоминает®         ІПопенгауерову         „волю",      которую                         объ   отдельных®       силахъ     души,    можно    подумать,     что  подъ   этими
                     онъ    приписывает®         всѣмъ     физическим®        существам®.       Лучшая                          тремя    частями     души     Платонъ    разумеет®      TÖ,  чтЬ  некоторые       на-
                     неразумная       часть   души,    мужественная,        бдительная,      находится                          зывают®     теперь     различными       формами      душевной       деятельности;
                     во  вс хъ    животных®,       а  не   только    въ   человѣческой       душ ;    ибо                       нет®,   у  Платона     это   просто    части   души.   Но    при  этомъ    спраши-
                            ѣ
                                                                                                  ѣ
                     не  только    люди,     но    и  прочія    животныя       имѣютъ     влеченіе     къ                       вается:    как®    же   при   такой    тройственности        души,    при   составе
                    бдѣшю      надъ    своимъ     сохраненіемъ.        У   всѣ хъ   животных®        есть                       ея   изъ   трехъ   частей,    возможно     было    всецелое     единство     душев-
                    гнѣ въ,   ярость,    властолюбіе.     Притомъ      даже    въ   самих®      людях®                          ной    жизни?      Какъ    это    Платонъ      разрешает®?       Это   есть   такой
                    эти   три   части    души    распределены         неравномѣрно:         въ   одних®                         вопросъ,     котораго     Платонъ      вовсе  не  задавал®     себе   и  для  р ше-
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                    людях®     преобладает®       одна    сила,   въ   других®    другая,    одни   спо-                        нія   котораго     ровно     ничего    не   сделал®.     То   же   самое    должно
                    собны   къ  одной    добродѣтели,      a  другіе   къ  другой,    и  притомъ     это                        сказать    и  о   другомъ      вопросе.      Мы     сказали,     что   у   Платона
                    относится     не   только    къ   какимъ-либо       людям®,    но   и  къ  цѣлымъ                           нет®   воли  въ  этихъ   трехъ    частях®    души.    Спрашивается:        КаКЪ   Ж6
                                                                                                                                                                                    ѣ
                    классам®     граждан®      и   даже    къ  народам®.      Нанрим ръ         одним®                          Платонъ     думалъ     о   волѣ,   которая     нын ,    какъ    воля    свободная,
                                                                                        ѣ
                    людям®,     цѣлому     правительственному          классу,    эллинамъ      вообще                          полагается      въ   основу    ученія    о  душѣ ,    такъ    что  этимъ     вопро-
                    свойственна,      говорит®     Платонъ,     мудрость,      ибо   въ   них®     пре-                         сомъ   много    занимались       теологи    и   философы,      и  многіе     теперь
                   обладает®     умъ,   сила  мынгленія.     Другим®     людям®,     цѣлому     классу                          занимаются,      именно     объ   отношеніи     свободной     воли   и  необходи-
                   воинам®     и  Цѣлымъ     народам®,     с вернымъ      варварам®      свойственно                            мости?     Что    Платонъ      понималъ      свободу     въ   смыслѣ     того,   чтЬ
                                                            ѣ
                   мужество,      ибо   въ   нихъ   преобладает®      неразумная      лучшая     часть                          теперь    мы   называемъ      произволомъ—въ          смыслѣ    свободы     выбора
                   сила   возвышенных®        порывов®.     Третьему     разряду    людей,     цѣлому                           изъ    многаго—въ         этомъ    сомнѣваться       нельзя.     Самъ     Платонъ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                   промышленному          классу    и  земледѣльческому,       цѣлымъ      народам®                             часто   говорите     о  произвольности       и  непроизвольности         челов че-
                   финикіянамъ       и   египтянам®      свойственна       добродѣ тель-умерен-                                 скихъ    дѣяній,   не  давая    и  повода     думать,    что   подъ    произволь-
                   ность   въ   чувственныхъ       желаніяхъ,       ибо   въ  нихъ     преобладает®                             ностью    разум етъ      что-либо     другое,    а  не   свободу    выбора:    Пла-
                                                                                                                                                  ѣ
                   сила  желательная,      любостяжательная,         такъ  какъ   это   промышлен-                             тонъ    даже    прямо      говорите,     что   человѣ ческая      воля    свободна,
                  ные   народы.    Но   въ  ком®   есть  высшая     часть  души,    въ  томъ    всегда                         т.-е.   им еіъ     свободу    выбора,     какъ     свою    сущность.      Но    какъ
                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                  есть   и   низшая     часть   души;     следовательно       въ   ком®    есть   умъ                          это   онъ    понимаете?      Мы    видѣли,     что   душа     челов ка,     какъ    и
                  мудрость,     въ   томъ   всегда    есть   и   мужество,    и   умеренность       Въ                         душа    животныхъ       и  растеній,   сначала   жила    жизнью     предшествую-
                  ком®    есть    мужество,      въ   томъ    есть   умеренность;       но  въ   ком®                          щею     земной    жизни,    до-земною     жизнью;     сперва    она  состояла    изъ
                  есть    умеренность,       в®    том®    только     и  есть   эта   умеренность                              двухъ     элементовъ      и  жила     до-земною        жизнью     до  т хъ     поръ,
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                                 ѣ
                  ибо,   наоборот®,      нельзя    сказать,    что  въ  ком®    есть  умеренность'                             пока     не   вселилась      въ    тѣло    челов ка,     т.-е.   выбрала     своимъ
                  въ   том®   есть   и   мужество,    и  умъ,   мудрость.    Мы    видим®    отсюда,'                          пребываніемъ        тѣло     челов ка.      Вотъ    эту-то    свободу    выбора     и
                                                                                                                                                                   ѣ
                  что  въ  Платоновой     физике,    со  включепіемъ      въ  нее  психологіи      на-                         относите     Платонъ     къ  душѣ     въ  ея  до-земной     жизни;    тамъ,  въ   до-
                 ходятся     корни   этики.    Но    не   следует®    отсюда    заключать,      будто                          земной     жизни    она   могла    избирать    себѣ   все,  такъ   что  отъ  произ-
                                                                                                                               воленія    человѣческой      души    въ  до-земной     ея   жизни   Платонъ     ста-
   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321   322