Page 317 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 317
шенство, добродѣтель цѣлой души. Эту-то добродѣтель цѣлой
души и называет® Платон® праведностью, правдою и спра- бы Платонъ подъ этими тремя частями души разумел® TÖ,
ведливостью (Кхсюѵ). Низшая изъ этихъ частей души не- чтЬ называют® теперь силами души: чувствованіями, умом® и
разумная худшая часть, сила пожеланій, находится впрочем не волею; нет®, совсем® другое: воли здесь у Платона нет®,
въ одном® только челов к , но и въ прочих® животных® и чувствованіе есть, но оно принадлежит® всем® трем® частям®
ѣ
ѣ
даже въ растеніяхъ, ибо во вс хъ ихъ есть влеченіе къ самоудов- души, умъ же принадлежит® только одной части души, разум-
ѣ
летворенію и къ отысканію средств® для физической жизни ной. После того какъ новейшая философія перестала говорить
такъ что это напоминает® ІПопенгауерову „волю", которую объ отдельных® силахъ души, можно подумать, что подъ этими
онъ приписывает® всѣмъ физическим® существам®. Лучшая тремя частями души Платонъ разумеет® TÖ, чтЬ некоторые на-
неразумная часть души, мужественная, бдительная, находится зывают® теперь различными формами душевной деятельности;
во вс хъ животных®, а не только въ человѣческой душ ; ибо нет®, у Платона это просто части души. Но при этомъ спраши-
ѣ
ѣ
не только люди, но и прочія животныя имѣютъ влеченіе къ вается: как® же при такой тройственности души, при составе
бдѣшю надъ своимъ сохраненіемъ. У всѣ хъ животных® есть ея изъ трехъ частей, возможно было всецелое единство душев-
гнѣ въ, ярость, властолюбіе. Притомъ даже въ самих® людях® ной жизни? Какъ это Платонъ разрешает®? Это есть такой
эти три части души распределены неравномѣрно: въ одних® вопросъ, котораго Платонъ вовсе не задавал® себе и для р ше-
ѣ
людях® преобладает® одна сила, въ других® другая, одни спо- нія котораго ровно ничего не сделал®. То же самое должно
собны къ одной добродѣтели, a другіе къ другой, и притомъ это сказать и о другомъ вопросе. Мы сказали, что у Платона
относится не только къ какимъ-либо людям®, но и къ цѣлымъ нет® воли въ этихъ трехъ частях® души. Спрашивается: КаКЪ Ж6
ѣ
классам® граждан® и даже къ народам®. Нанрим ръ одним® Платонъ думалъ о волѣ, которая нын , какъ воля свободная,
ѣ
людям®, цѣлому правительственному классу, эллинамъ вообще полагается въ основу ученія о душѣ , такъ что этимъ вопро-
свойственна, говорит® Платонъ, мудрость, ибо въ них® пре- сомъ много занимались теологи и философы, и многіе теперь
обладает® умъ, сила мынгленія. Другим® людям®, цѣлому классу занимаются, именно объ отношеніи свободной воли и необходи-
воинам® и Цѣлымъ народам®, с вернымъ варварам® свойственно мости? Что Платонъ понималъ свободу въ смыслѣ того, чтЬ
ѣ
мужество, ибо въ нихъ преобладает® неразумная лучшая часть теперь мы называемъ произволомъ—въ смыслѣ свободы выбора
сила возвышенных® порывов®. Третьему разряду людей, цѣлому изъ многаго—въ этомъ сомнѣваться нельзя. Самъ Платонъ
ѣ
промышленному классу и земледѣльческому, цѣлымъ народам® часто говорите о произвольности и непроизвольности челов че-
финикіянамъ и египтянам® свойственна добродѣ тель-умерен- скихъ дѣяній, не давая и повода думать, что подъ произволь-
ность въ чувственныхъ желаніяхъ, ибо въ нихъ преобладает® ностью разум етъ что-либо другое, а не свободу выбора: Пла-
ѣ
сила желательная, любостяжательная, такъ какъ это промышлен- тонъ даже прямо говорите, что человѣ ческая воля свободна,
ные народы. Но въ ком® есть высшая часть души, въ томъ всегда т.-е. им еіъ свободу выбора, какъ свою сущность. Но какъ
ѣ
ѣ
есть и низшая часть души; следовательно въ ком® есть умъ это онъ понимаете? Мы видѣли, что душа челов ка, какъ и
мудрость, въ томъ всегда есть и мужество, и умеренность Въ душа животныхъ и растеній, сначала жила жизнью предшествую-
ком® есть мужество, въ томъ есть умеренность; но въ ком® щею земной жизни, до-земною жизнью; сперва она состояла изъ
есть умеренность, в® том® только и есть эта умеренность двухъ элементовъ и жила до-земною жизнью до т хъ поръ,
ѣ
ѣ
ибо, наоборот®, нельзя сказать, что въ ком® есть умеренность' пока не вселилась въ тѣло челов ка, т.-е. выбрала своимъ
въ том® есть и мужество, и умъ, мудрость. Мы видим® отсюда,' пребываніемъ тѣло челов ка. Вотъ эту-то свободу выбора и
ѣ
что въ Платоновой физике, со включепіемъ въ нее психологіи на- относите Платонъ къ душѣ въ ея до-земной жизни; тамъ, въ до-
ходятся корни этики. Но не следует® отсюда заключать, будто земной жизни она могла избирать себѣ все, такъ что отъ произ-
воленія человѣческой души въ до-земной ея жизни Платонъ ста-