Page 312 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 312

)идеи  и  м,ръ  чувственный,  міръ  явленій,-и  для  каждаго  міра
                                                       ѣ
 принимает®  особый  принцип®.  Слѣдовательно  его  философія  вспомогательныя  средства  ц лесообразныхъ  причин®;  божество
 не  есть  философія  монистическая,  с®  одним®  принципом®  а  беретъ  себѣ  въ  помощь  механическія  причины,  чтобы  идти  къ

 дуалистическая  с®  двумя  принципами.  Этотъ-то  дуализм®  Пла-  верховной  идеѣ  добра,  блага.  Слѣдовательно  умъ,  божество,
 тоновой  философ] и  и  послужил®  Аристотелю  одним®  из®  глав-  верховная  идея  добра  цѣлесообразно  формирует®  матерію,  чув-
 ных®  аргументов®  противъ  Платоновой  философіщфюнно  Ари-  ственныя  существа,  которыя  происходят®  изъ  матеріи,  влагает®
 стотель  нападал®  на  Платонову  философію  за  ея  шмопротиво-  въ  нихъ  идеи,  которыхъ  они  суть  только  тѣни;  умъ  форми-
 р чіе,  за  то,  что  она  допускала  дуализм®,  два  начала,  не  рует®  весь  міръ;  всѣ  существа  обусловливаются  умом®,  идеями.
 ѣ
 возводя  ихъ  къ  одному.  Но  поскольку  они  происходят®  изъ  матеріи,  они  обусловливаются
                 не
                                                                     есть
                                                                 не
                                                                            сознаваемое,
                                                                                                 есть
                                                                                              а
                                                           что
                                a
                     умом®,
                                               такимъ^
                                   чѣ мъ-то
 Но  хотя  Платонъ  и  отказывает®  нриродѣ  въ  истинном®  слѣпое,  безеознательное.  Итакъ)вотъ  каковы  у  Платона  д ятель-
                                                                                             ѣ
 бытіи,  однакоже  —  такъ  какъ  въ  природѣ,  въ  чувственном®  ныя  причины  міра:  а)  сознательно  дѣйствуюіція  причины—умъ,
 М,рѣ  проявляются  идеи,  у м ъ - о н ъ  и  чувственный  міръ  при-  идеи;  и  б)  безеознательныя—матерія,  необходимость;  /так®  что
 знает®  стройным®  міромъ,  космосом®  еще  и  въ  томъ  смыстЬ  само  божество  не  можетъ  образовать  міръ  абсолютнсГсовер-
 что  все  въ  немъ  устроено  ко  благу,  -  благо  есть  конеч-  шеннымъ,  как®  міръ  идеальный,  а  только  относительно-совер-
 ная  цѣль  міра;  признаетъ  его  благимъ  міромъ  настолько  на-  шенным®,  самым®  лучшимъ,  как®  говорит®  Платонъ,  совершен-
 сколько  этотъ  міръ  можетъ  быть  такимъ,  насколько  это  дозво-  ным®  настолько,  насколько  дозволяет®  это  матерія,  необходи-
 ляет®  матерія,  противящаяся  тому,  чтобы  идея  въ  немъ  осу-  мость,  которая  противится  всякому  ограниченію,  формированію,
 ществилась,  цѣлесообразно  устроила  міръ.  Въ  этомъ  смыслѣ)  ибо  сущность  матеріи  состоит®  въ  томъ,  что  матерія  безгранична'
 м.ръ  чувственный  есть  цѣлесообразно  устроенный  міръ.  ф а ю  неопред ленна.  Какъ  произведете  ума,  чувственныя  существа
 того:  если  разсматривать  порознь  каждое  единичное  суще-  должны  ѣ  быть  объясняемы  идеями,  особенно  верховною  идеею
 ство,  то  оно  представится  существующим®  для  осуществ те-  добра,  блага,  такъ  что  можно  сказать,  для  какой  цѣли  существа
 т я  верховной  конечной  цѣли,  такъ  что  всѣ  существа  въ  эти  существуют®,  къ  чему  они  стремятся,  къ  добру  или  злу.  Но

 мірѣ  находятся  въ  цѣлесообразной  связи  между  собою  вос-  тЬ,  чтЬ  въ  чувственном®  существѣ  не  допускает®  никакого
 ходя  до  высшей  цѣли  -  добра,  блага:,  Словомъ,  Платонъ  телеологическаго  объясненія,  о  чемъ  мы  не  можемъ  сказать,  для

 смотрѣлъ  па  міръ  съ  телеологической  точки  зрѣнТя  'Гвъ  про-  чего  оно  существует®,  то  должно  быть  разематриваемо  как®
 тивоположность  той  механической  точкѣ  зр нія,  съ  какой  смо-  произведете  нецѣлесообразныхъ,  телеологических®  причин®,
 ѣ
 трѣли  на  міръ  всѣ  прежніе  натурфилософы,  исключая  Анакса-  произведете  необходимости,  а  не  ума.  Съ  такимъ  телеоло-
 гора.  По  и  его  Платонъ  признаетъ  остановившимся  на  поіъ-  гическим®  воззрѣніемъ  Платона  на  міръ  находится  въ  связи
 пути,  ибо  хотя  онъ  и  принял®  за  принципъ  міра  умъ  та  его  основная  мысль,  которую  онъ  проводит®  въ  единствен-
 но  затѣмъ  все  объяснял®  механическими  причинами,  вмѣсто  ном®  разговорѣ ,  имѣющемъ  предметом®  своимъ  чувственный

 того,  чтобы  доказывать  целесообразное  устройство  міра  Во  міръ,  физику,—въ  „Тимей",  названном®  такъ  по
 всеобразующемъ  умѣ -говорит®  Платонъ,-въ  немъ  лежит®  имени  пиѳагорейца  разговорѣ  у  котораго  учился  Платонъ,  но
                                          Тимея,
 основа  порядка  въ  мірѣ,  въ  немъ  содержится  понятіе  верхов-  которому  онъ  влагает®  въ  уста  натурфилософскія  мысли.  Этому
 ной  причины  міра.  Умъ  въ  этомъ  смыслѣ  тождествен®  у  Пла-  разговору  предшествует®—чтЬ  мы  знаемъ  изъ  самого  „Тимея"  —
 тона  съ  верховною  идеею  добра,  блага,  божеством®;  Бог®  есть  разговоръ  „Государство",  так®  что  въ  „Тимеѣ "  прямо  го-

 мѣра  всего.  Напротивъ,  въ  матеріи  заключаются  механическія  ворит®  Платонъ:  „день  тому  назад®  мы  говорили  о  государ-
 причины  міра,  которыя  не  суть  первовладычествующія,  а  суть  ств ,  а  теперь  будемъ  говорить  о  природ ".  Въ
                                                                                       разговорѣ
                  ѣ
                                                                           ѣ
 сопричииы,  т.-е,  суть  сопричины  цѣ лесообразныхъ  причин®  „Государство"  Платонъ  хотѣ лъ  представить  осуществленіе
                      ш                                                                   20
   307   308   309   310   311   312   313   314   315   316   317