Page 312 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 312
)идеи и м,ръ чувственный, міръ явленій,-и для каждаго міра
ѣ
принимает® особый принцип®. Слѣдовательно его философія вспомогательныя средства ц лесообразныхъ причин®; божество
не есть философія монистическая, с® одним® принципом® а беретъ себѣ въ помощь механическія причины, чтобы идти къ
дуалистическая с® двумя принципами. Этотъ-то дуализм® Пла- верховной идеѣ добра, блага. Слѣдовательно умъ, божество,
тоновой философ] и и послужил® Аристотелю одним® из® глав- верховная идея добра цѣлесообразно формирует® матерію, чув-
ных® аргументов® противъ Платоновой философіщфюнно Ари- ственныя существа, которыя происходят® изъ матеріи, влагает®
стотель нападал® на Платонову философію за ея шмопротиво- въ нихъ идеи, которыхъ они суть только тѣни; умъ форми-
р чіе, за то, что она допускала дуализм®, два начала, не рует® весь міръ; всѣ существа обусловливаются умом®, идеями.
ѣ
возводя ихъ къ одному. Но поскольку они происходят® изъ матеріи, они обусловливаются
не
есть
не
сознаваемое,
есть
а
что
a
умом®,
такимъ^
чѣ мъ-то
Но хотя Платонъ и отказывает® нриродѣ въ истинном® слѣпое, безеознательное. Итакъ)вотъ каковы у Платона д ятель-
ѣ
бытіи, однакоже — такъ какъ въ природѣ, въ чувственном® ныя причины міра: а) сознательно дѣйствуюіція причины—умъ,
М,рѣ проявляются идеи, у м ъ - о н ъ и чувственный міръ при- идеи; и б) безеознательныя—матерія, необходимость; /так® что
знает® стройным® міромъ, космосом® еще и въ томъ смыстЬ само божество не можетъ образовать міръ абсолютнсГсовер-
что все въ немъ устроено ко благу, - благо есть конеч- шеннымъ, как® міръ идеальный, а только относительно-совер-
ная цѣль міра; признаетъ его благимъ міромъ настолько на- шенным®, самым® лучшимъ, как® говорит® Платонъ, совершен-
сколько этотъ міръ можетъ быть такимъ, насколько это дозво- ным® настолько, насколько дозволяет® это матерія, необходи-
ляет® матерія, противящаяся тому, чтобы идея въ немъ осу- мость, которая противится всякому ограниченію, формированію,
ществилась, цѣлесообразно устроила міръ. Въ этомъ смыслѣ) ибо сущность матеріи состоит® въ томъ, что матерія безгранична'
м.ръ чувственный есть цѣлесообразно устроенный міръ. ф а ю неопред ленна. Какъ произведете ума, чувственныя существа
того: если разсматривать порознь каждое единичное суще- должны ѣ быть объясняемы идеями, особенно верховною идеею
ство, то оно представится существующим® для осуществ те- добра, блага, такъ что можно сказать, для какой цѣли существа
т я верховной конечной цѣли, такъ что всѣ существа въ эти существуют®, къ чему они стремятся, къ добру или злу. Но
мірѣ находятся въ цѣлесообразной связи между собою вос- тЬ, чтЬ въ чувственном® существѣ не допускает® никакого
ходя до высшей цѣли - добра, блага:, Словомъ, Платонъ телеологическаго объясненія, о чемъ мы не можемъ сказать, для
смотрѣлъ па міръ съ телеологической точки зрѣнТя 'Гвъ про- чего оно существует®, то должно быть разематриваемо как®
тивоположность той механической точкѣ зр нія, съ какой смо- произведете нецѣлесообразныхъ, телеологических® причин®,
ѣ
трѣли на міръ всѣ прежніе натурфилософы, исключая Анакса- произведете необходимости, а не ума. Съ такимъ телеоло-
гора. По и его Платонъ признаетъ остановившимся на поіъ- гическим® воззрѣніемъ Платона на міръ находится въ связи
пути, ибо хотя онъ и принял® за принципъ міра умъ та его основная мысль, которую онъ проводит® въ единствен-
но затѣмъ все объяснял® механическими причинами, вмѣсто ном® разговорѣ , имѣющемъ предметом® своимъ чувственный
того, чтобы доказывать целесообразное устройство міра Во міръ, физику,—въ „Тимей", названном® такъ по
всеобразующемъ умѣ -говорит® Платонъ,-въ немъ лежит® имени пиѳагорейца разговорѣ у котораго учился Платонъ, но
Тимея,
основа порядка въ мірѣ, въ немъ содержится понятіе верхов- которому онъ влагает® въ уста натурфилософскія мысли. Этому
ной причины міра. Умъ въ этомъ смыслѣ тождествен® у Пла- разговору предшествует®—чтЬ мы знаемъ изъ самого „Тимея" —
тона съ верховною идеею добра, блага, божеством®; Бог® есть разговоръ „Государство", так® что въ „Тимеѣ " прямо го-
мѣра всего. Напротивъ, въ матеріи заключаются механическія ворит® Платонъ: „день тому назад® мы говорили о государ-
причины міра, которыя не суть первовладычествующія, а суть ств , а теперь будемъ говорить о природ ". Въ
разговорѣ
ѣ
ѣ
сопричииы, т.-е, суть сопричины цѣ лесообразныхъ причин® „Государство" Платонъ хотѣ лъ представить осуществленіе
ш 20