Page 310 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 310

прочія  идеи  отличны  отъ  нея;  идея  проявляется  раздроблен-  ваетъ  материю  {ЬЦ),т  не  въ смыслѣ  еще  научнаго  термина
 ною  на  множество  существъ  одноимешшхъ  съ  нею  (прекрас-  какимъ  является  слово  матерія  у  Аристотеля,  который  подъ

 ный  человѣкъ,  прекрасная  картина):  такъ  идея  красоты  одна, но   нею  разумѣетъ  безкачественное  вещество,  положительный  суб-
 раздробляется  на  множество  прекрасныхъ  существъ.  Отъ это eg)   стратъ,  основу  видимаго  міра,  а  слово  „матерія"  употреб-
 чувственное  существо,  явлепіе  есть  только  т нь  идеи,  получен-  ляете  Платонъ  въ  томъ  смыслѣ,  въ  какомъ  употребляли  его
 ѣ
 J e  изображеніе  истинно-сущаго,  своего  первообраза,  идеи,  въ  то  время  греки.  Матерія  у  Платона  есть  всякій  грубый

 ікая  же  причина  такого  обезображенія  первообраза,  идеи  сырой  матеріалъ,  необдѣланный,  необработанный,  песформи-
 въ  чувственномъ  существ!;,  явленіи?  Въ  самой  идеѣ  этой  при-  рованный,  но  который  можетъ  быть  обдѣланъ,  обработана
 чины  искать  нельзя;  ибо если  идея  и соединяется  съ  чувствен-  Но  обыкновенно  Платонъ  называете  ті>,  что  Аристотель  упо-
 нымъ  существомъ  и  съ  другими  идеями  (идея  добра  съ  идеею  требляете  въ  смыслѣ  научнаго  термина—матерію—разными
                                              і
 красоты),  но  всегда  такъ,  что  остается  себѣ  в рною,  и  такъ,  другими  словами:  или -^5 ТеІоѵ ,-чт0  означаете  всякую  массу
 ѣ
 что  опа  соединяется  съ  тѣмъ  только,  чтб  согласно  съ  нею  и  которая  способна  принять  всякую  форму  и  на  которой  можете
 именно  потому,  что  идеи  образовались  изъ  понятій,  a  нонятія  быть  сдѣлано  всякое  изображеніе,  отиечатлѣно  все  (гигісъ
 соединимы  только  съ  согласными  съ  собою  понятіями;  доброе  воскъ),  слѣдовательно  можете  отпечатлѣться  и  идея  Или
 несоединимо  съ  дурнымъ.  Напротивъ,  чувственныя  суще-  иазываетъ  Платонъ  матерію  безобразнымъ,  не  имѣющимъ
 ства  соединимы  и  съ  противоположностями;  н тъ  чувственна™  определенна™  образа;  или  всеобъемлемымъ, .-е.  способ-
                                                                                  т
 ѣ
 существа,  которое  было  бы  только  доброе,  а  всегда  оно  смѣ-  нымъ  обнять  все;  или  невидимымъ,  т.-е.  пепосприиимае-
 шано,  соединено  и съ  дурнымъ.  Слѣдоватедык^чувственньш  суще-  мымъ  внѣшними  чувствами,  ибо матерія  no  ммѣетъ  образа
 ства,  заключающія  въ  себѣ  и  идею,  и  ея  противоположность,  качества;  или неопрсдѣленнымъ, безграничнымъ,  ибо  границу'
 являются  чѣмъ-то  несовершенными  (А*если  такъ,  то  не  можетъ  мѣру  даетъ  только  идея,  или протяженнымъ,  т.-е.  простран-
 быть  причины  несовершенства  идей;  ибо  идея  не  можетъ  быть  ствомъ,  которое,  будучи  само  безконечно,  даетъ  въ  себѣ  мѣсто
 соединима  съ  противоположностью.  Поэтому)  для  объяснепія  всему,  всѣмъ  существамъ.  Но  Платонъ  хотя  и  опред тате
                                                                                             ѣ
 неистинна™  бытія  чувственныхъ  существъ,  явленій,  ихъ  раз-  такимъ  образомъ  матерію,  однакоже  иашелъ,  что  этого  мало
 дробленности,  изменяемости,  ихъ несовершенства,  нужно при-  а  потому  оиъ  говорите,  что  трудно  словами  опредѣлить  матерію'

 нять  другой  принципъ  бытія,  не-идеальный.  Этоть  принципъ  ибо  трудно  и  мыслить  о  ней,  а  следовательно  трудно  и  познать
 бытія  чувственна™  міра,  какъ  несовершенна™  бытія,  долженъ  ее,  ибо мы все  познаемъ  только  двояко:  или  умозрительнымъ
 быть  ст.  одной  стороны  самостоятеленъ  относительно  бытія  мышленіемъ,  какъ  познаемъ  идеи,  или чувственнымъ  воспрія-
 идей,  т.-е.  долженъ  быть  независимъ  отъ  бытія  идей;  ибо  если  тіемъ  и  основаннымъ  на  немъ  представленіемъ,-такъ  мы  по-
 бы  идеи  были  принципами  чувственна™  міра,  то и  онъ  имѣлъ  знаемъ  все  чувственное;  по  матерія  пе  есть  ни идеальное,  пи

 бы  истинное  бытіе,  какъ  и  идеи.  Такой  принципъ,  который  чувственное.  Познать  матерію  можно  посредствомъ  только  ,о-
 служите  основою  другой  формы  бытія,  формы  чувственной,  гизма  (ХоТ1зр.о;),  особа™  умозаключенія,  которое  есть  среднее
 несовершенной,  долженъ  быть  съ  другой  стороны  несамостоя-  между  умозрительнымъ  ваключеніемъ  и  чувственнымъ  воспрія-
 теленъ;  ибо въ  чувственной  формѣ  бытія  проявляется  идея,  тіемъ.  Всякая  единичная  вещь  есть  не  что  иное,  какъ  продукта
 слѣдовательно  этотъ  принципъ  зависимъ  отъ  нея,  иначе  чув-  смъшенія  двухъ  нервобытныхъ  элементовъ  всего  истинно-су-
 ственное  существо  было  бы  абсолютно-несуіцимъ.  Вотъ  почему  щаго  и  истинно - несуща го,  міра  идей  и  міра  явленій,  т -е

 Платону  оставалось  признать  другой  принципъ  для  другой  продукте  смѣшенія  идеи  и  матеріи,-см шенія,  а  не  соедине-
                                                                   ѣ
 формы  бытія,  формы  чувственной,  признать  принципъ  не  идеаль-  ны;  мѣ довательно  есть  продукте,  слѣдствіе  механическаго  смѣ-
 ный,  a  матеріалышй.  Этотъ  принципъ  Платонъ  иногда  назы-  шенія.  Іакъ  Платонъ  принимаете  два  отд лыше  міра-  мірт
                                                                         ѣ
   305   306   307   308   309   310   311   312   313   314   315