Page 310 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 310
прочія идеи отличны отъ нея; идея проявляется раздроблен- ваетъ материю {ЬЦ),т не въ смыслѣ еще научнаго термина
ною на множество существъ одноимешшхъ съ нею (прекрас- какимъ является слово матерія у Аристотеля, который подъ
ный человѣкъ, прекрасная картина): такъ идея красоты одна, но нею разумѣетъ безкачественное вещество, положительный суб-
раздробляется на множество прекрасныхъ существъ. Отъ это eg) стратъ, основу видимаго міра, а слово „матерія" употреб-
чувственное существо, явлепіе есть только т нь идеи, получен- ляете Платонъ въ томъ смыслѣ, въ какомъ употребляли его
ѣ
J e изображеніе истинно-сущаго, своего первообраза, идеи, въ то время греки. Матерія у Платона есть всякій грубый
ікая же причина такого обезображенія первообраза, идеи сырой матеріалъ, необдѣланный, необработанный, песформи-
въ чувственномъ существ!;, явленіи? Въ самой идеѣ этой при- рованный, но который можетъ быть обдѣланъ, обработана
чины искать нельзя; ибо если идея и соединяется съ чувствен- Но обыкновенно Платонъ называете ті>, что Аристотель упо-
нымъ существомъ и съ другими идеями (идея добра съ идеею требляете въ смыслѣ научнаго термина—матерію—разными
і
красоты), но всегда такъ, что остается себѣ в рною, и такъ, другими словами: или -^5 ТеІоѵ ,-чт0 означаете всякую массу
ѣ
что опа соединяется съ тѣмъ только, чтб согласно съ нею и которая способна принять всякую форму и на которой можете
именно потому, что идеи образовались изъ понятій, a нонятія быть сдѣлано всякое изображеніе, отиечатлѣно все (гигісъ
соединимы только съ согласными съ собою понятіями; доброе воскъ), слѣдовательно можете отпечатлѣться и идея Или
несоединимо съ дурнымъ. Напротивъ, чувственныя суще- иазываетъ Платонъ матерію безобразнымъ, не имѣющимъ
ства соединимы и съ противоположностями; н тъ чувственна™ определенна™ образа; или всеобъемлемымъ, .-е. способ-
т
ѣ
существа, которое было бы только доброе, а всегда оно смѣ- нымъ обнять все; или невидимымъ, т.-е. пепосприиимае-
шано, соединено и съ дурнымъ. Слѣдоватедык^чувственньш суще- мымъ внѣшними чувствами, ибо матерія no ммѣетъ образа
ства, заключающія въ себѣ и идею, и ея противоположность, качества; или неопрсдѣленнымъ, безграничнымъ, ибо границу'
являются чѣмъ-то несовершенными (А*если такъ, то не можетъ мѣру даетъ только идея, или протяженнымъ, т.-е. простран-
быть причины несовершенства идей; ибо идея не можетъ быть ствомъ, которое, будучи само безконечно, даетъ въ себѣ мѣсто
соединима съ противоположностью. Поэтому) для объяснепія всему, всѣмъ существамъ. Но Платонъ хотя и опред тате
ѣ
неистинна™ бытія чувственныхъ существъ, явленій, ихъ раз- такимъ образомъ матерію, однакоже иашелъ, что этого мало
дробленности, изменяемости, ихъ несовершенства, нужно при- а потому оиъ говорите, что трудно словами опредѣлить матерію'
нять другой принципъ бытія, не-идеальный. Этоть принципъ ибо трудно и мыслить о ней, а следовательно трудно и познать
бытія чувственна™ міра, какъ несовершенна™ бытія, долженъ ее, ибо мы все познаемъ только двояко: или умозрительнымъ
быть ст. одной стороны самостоятеленъ относительно бытія мышленіемъ, какъ познаемъ идеи, или чувственнымъ воспрія-
идей, т.-е. долженъ быть независимъ отъ бытія идей; ибо если тіемъ и основаннымъ на немъ представленіемъ,-такъ мы по-
бы идеи были принципами чувственна™ міра, то и онъ имѣлъ знаемъ все чувственное; по матерія пе есть ни идеальное, пи
бы истинное бытіе, какъ и идеи. Такой принципъ, который чувственное. Познать матерію можно посредствомъ только ,о-
служите основою другой формы бытія, формы чувственной, гизма (ХоТ1зр.о;), особа™ умозаключенія, которое есть среднее
несовершенной, долженъ быть съ другой стороны несамостоя- между умозрительнымъ ваключеніемъ и чувственнымъ воспрія-
теленъ; ибо въ чувственной формѣ бытія проявляется идея, тіемъ. Всякая единичная вещь есть не что иное, какъ продукта
слѣдовательно этотъ принципъ зависимъ отъ нея, иначе чув- смъшенія двухъ нервобытныхъ элементовъ всего истинно-су-
ственное существо было бы абсолютно-несуіцимъ. Вотъ почему щаго и истинно - несуща го, міра идей и міра явленій, т -е
Платону оставалось признать другой принципъ для другой продукте смѣшенія идеи и матеріи,-см шенія, а не соедине-
ѣ
формы бытія, формы чувственной, признать принципъ не идеаль- ны; мѣ довательно есть продукте, слѣдствіе механическаго смѣ-
ный, a матеріалышй. Этотъ принципъ Платонъ иногда назы- шенія. Іакъ Платонъ принимаете два отд лыше міра- мірт
ѣ