Page 309 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 309

прочія    идеи   отличны      отъ   нея;    идея    проявляется       раздроблен-                               ваетъ   материю       {ЬЦ),т       не  въ смыслѣ     еще    научнаго      термина
                     ною    на   множество      существъ     одноимешшхъ          съ  нею     (прекрас-                              какимъ     является     слово     матерія    у   Аристотеля,      который      подъ

                     ный    человѣкъ,    прекрасная      картина):    такъ   идея  красоты     одна, но                              нею   разумѣетъ      безкачественное        вещество,     положительный       суб-
                     раздробляется       на  множество      прекрасныхъ       существъ.      Отъ это eg)                             стратъ,     основу     видимаго      міра,     а  слово    „матерія"      употреб-
                     чувственное      существо,     явлепіе     есть  только    т нь   идеи,   получен-                             ляете     Платонъ       въ  томъ    смыслѣ,     въ   какомъ     употребляли      его
                                                                                 ѣ
                   J e      изображеніе       истинно-сущаго,          своего    первообраза,      идеи,                            въ    то   время    греки.     Матерія     у  Платона      есть   всякій    грубый

                        ікая   же    причина      такого     обезображенія        первообраза,      идеи                            сырой     матеріалъ,      необдѣланный,        необработанный,          песформи-
                     въ  чувственномъ       существ!;,     явленіи?    Въ    самой    идеѣ    этой  при-                            рованный,       но    который     можетъ      быть    обдѣланъ,       обработана
                     чины    искать    нельзя;    ибо если     идея   и соединяется       съ  чувствен-                             Но   обыкновенно        Платонъ     называете      ті>,  что   Аристотель     упо-
                     нымъ    существомъ       и  съ   другими     идеями     (идея   добра    съ  идеею                             требляете      въ    смыслѣ     научнаго       термина—матерію—разными
                                                                                                                                                                  і
                     красоты),     но   всегда   такъ,    что   остается    себѣ    в рною,     и  такъ,                            другими    словами:     или -^5 ТеІоѵ ,-чт0        означаете      всякую     массу
                                                                                     ѣ
                     что   опа   соединяется      съ   тѣмъ    только,    чтб   согласно     съ  нею     и                          которая    способна      принять    всякую    форму     и  на  которой     можете
                     именно     потому,    что   идеи    образовались      изъ   понятій,    a  нонятія                             быть    сдѣлано      всякое    изображеніе,        отиечатлѣно       все    (гигісъ
                     соединимы      только    съ   согласными      съ   собою    понятіями;      доброе                            воскъ),     слѣдовательно        можете      отпечатлѣться        и    идея    Или
                     несоединимо        съ    дурнымъ.       Напротивъ,        чувственныя        суще-                            иазываетъ        Платонъ       матерію      безобразнымъ,        не    имѣющимъ
                                                                                                                                                                                                     т
                     ства   соединимы      и  съ   противоположностями;           н тъ   чувственна™                               определенна™          образа;      или    всеобъемлемымъ, .-е.              способ-
                                                                                   ѣ
                     существа,     которое     было    бы  только     доброе,    а  всегда    оно    смѣ-                          нымъ      обнять     все;    или     невидимымъ,        т.-е.    пепосприиимае-
                     шано,   соединено     и съ  дурнымъ.     Слѣдоватедык^чувственньш            суще-                            мымъ     внѣшними        чувствами,      ибо матерія       no   ммѣетъ      образа
                     ства,  заключающія          въ  себѣ    и  идею,   и  ея   противоположность,                                 качества;     или неопрсдѣленнымъ, безграничнымъ,                   ибо   границу'
                     являются     чѣмъ-то     несовершенными         (А*если    такъ,   то  не  можетъ                             мѣру    даетъ    только    идея,   или протяженнымъ,             т.-е.  простран-
                     быть   причины      несовершенства        идей;  ибо    идея   не   можетъ     быть                           ствомъ,   которое,    будучи     само   безконечно,     даетъ    въ   себѣ   мѣсто
                     соединима      съ    противоположностью.           Поэтому)      для   объяснепія                             всему,    всѣмъ    существамъ.        Но    Платонъ      хотя    и    опред тате
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                     неистинна™       бытія    чувственныхъ       существъ,      явленій,     ихъ    раз-                         такимъ     образомъ     матерію,      однакоже      иашелъ,     что   этого    мало
                     дробленности,      изменяемости,       ихъ несовершенства,           нужно при-                              а   потому   оиъ   говорите,     что  трудно   словами     опредѣлить      матерію'

                     нять   другой    принципъ       бытія,    не-идеальный.        Этоть    принципъ                             ибо   трудно    и  мыслить    о  ней,  а   следовательно      трудно    и   познать
                    бытія    чувственна™        міра,   какъ    несовершенна™         бытія,   долженъ                            ее,  ибо мы все       познаемъ      только    двояко:     или    умозрительнымъ
                    быть     ст.   одной    стороны      самостоятеленъ        относительно        бытія                          мышленіемъ,       какъ     познаемъ     идеи,    или чувственнымъ          воспрія-
                     идей,   т.-е.  долженъ      быть    независимъ      отъ   бытія   идей;   ибо  если                          тіемъ    и  основаннымъ       на  немъ    представленіемъ,-такъ            мы     по-
                     бы   идеи   были    принципами        чувственна™       міра,   то и   онъ   имѣлъ                           знаемъ     все  чувственное;      по   матерія    пе   есть   ни идеальное,      пи

                    бы    истинное      бытіе,    какъ    и   идеи.   Такой    принципъ,       который                            чувственное.      Познать    матерію     можно     посредствомъ        только    ,о-
                    служите       основою      другой     формы      бытія,    формы     чувственной,                             гизма   (ХоТ1зр.о;),  особа™      умозаключенія,        которое     есть   среднее
                    несовершенной,         долженъ     быть    съ  другой     стороны     несамостоя-                            между     умозрительнымъ         ваключеніемъ       и  чувственнымъ        воспрія-
                    теленъ;      ибо въ     чувственной       формѣ     бытія    проявляется       идея,                         тіемъ.    Всякая     единичная     вещь   есть   не  что   иное,   какъ   продукта
                    слѣдовательно       этотъ    принципъ       зависимъ      отъ   нея,   иначе   чув-                          смъшенія       двухъ     нервобытныхъ        элементовъ       всего   истинно-су-
                    ственное     существо     было    бы   абсолютно-несуіцимъ.          Вотъ   почему                           щаго     и   истинно -   несуща го,     міра   идей     и   міра   явленій,    т -е

                     Платону      оставалось      признать      другой     принципъ       для    другой                          продукте     смѣшенія      идеи    и  матеріи,-смѣ шенія,          а  не  соедине-
                    формы     бытія,   формы    чувственной,      признать    принципъ     не   идеаль-                          ны;   м довательно        есть  продукте,     слѣдствіе    механическаго       смѣ-
                                                                                                                                         ѣ
                    ный,    a  матеріалышй.        Этотъ     принципъ      Платонъ      иногда    назы-                          шенія.     Іакъ    Платонъ     принимаете        два   отдѣ лыше      міра-    мірт
   304   305   306   307   308   309   310   311   312   313   314