Page 313 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 313

верховной      идеи    добра    въ  государстве,      челов*ческомъ       обществ*
                     и  въ   связи    съ  этимъ     въ   деятельности       человека,      какъ     члена                        всл*дствіе     котораі'0    міръ,    какъ    состоящій     изъ   идей    и  матеріи,
                     государства;       а   въ  разговор*      „Тимей"       Платонъ      продолжай*                             есть   міръ    живой,    которому       присущи      умъ,    душа,     идеи,     есть
                     представлять      осуществленіе        этой   самой     верховной      идеи   добра                         живое     существо.      Словомъ,      міровая      душа     есть    воплощенная

                     уже   во   всемъ    мір*   и   вм*ст*    въ  человек*,    какъ   части    природы                           идея,     есть   идея,     вошедшая        въ   матерію.      Всл*дствіе       всего
                     а  не   какъ   член*    государства.      Въ   „Тиме*"     Платонъ      развиваетъ                          этого    міръ,   какъ    космосъ,     всеединое,     изображеніе       самой   луч-
                     ту  мысль,    что   міръ    есть   изображение     в*чнаго.     самаго     лучшаго                          шей     идеи,    невидимаго,        вЬчпаго     божества,      верховной       идеи,
                     первообраза,      такъ    какъ  Деміургъ,      образовать        міра,   умъ,   есть                        этотъ     чувственный       міръ,     какъ    и  идеальный        міръ,     никогда
                    самое    лучшее    изъ  всего,   ибо  онъ  тождественъ       у  Платона      съ  вер-                        не    преходить;       онъ,    правда,     им*етъ      начало,     но   не   им*егъ

                    ховною     идеею    добра,   блага,   которая    есть  самая   лучшая     изъ с*хъ                           конца;     идеальный      же   міръ    не   им*етъ     ни    начала,    ни   конца.
                                                                                                   в
                    идеи.    Поэтому     міръ    есть   самое    совершенное       произведете      ума                          Дал*е,    этотъ    міръ   довл*етъ     самъ    себ*,   ибо настолько       въ  немъ
                    насколько      дозволяетъ     это   матерія,     какъ   стройный      міръ     ц * л е -                     идеи   воплощаются,        насколько      это  дозволяетъ     матерія;    а  потому
                    сообравно     устроенный       ко   благу,    какъ   художественное,        эстети-                          онъ   не   нуждается      ни   въ   чемъ   другомъ,     идетъ    ко   благу,   какъ
                    ческое    произведете,       которое     составляло     сущность     и  мышленія                             конечной      ц*ли,     живетъ      въ   блаженств*;       онъ     есть    видимое
                    И  жизни     грековъ    вообще.     Божество,      будучи    абсолютно     благимъ                           блаженство,      верховная      идея    блага,    ставшее     единое     божество.
                                                                                                                                                                                                в
                    и  независимым^         захот*ло     устроить     міръ   ко   благу    и  устроило                           Между     т*мъ   какъ    онъ    есть  самое   лучшее     изъ с*хъ        существъ,
                    по  в*чнымъ       первообразамъ,        идеямъ.      Но    прежде     ч*мъ      міръ                         зв*зды    и  прочія     небесныя      т*ла   суть   только      ставгаіе     низшіе
                   былъ    устроенъ      божествомъ,        прежде      ч*мъ     произошелъ        міръ                          боги.   Другими      словами,    идея     верховнаго       добра,     блага   про-
                   явленш,      существовали        уже    идеи   и   матерія,     какъ   два    перво-                          является    во   всемъ    мір*,   какъ    ц*лости;      прочія    же   идеи, низ-
                   б ы т н а    его   элемента.      Идеи   были   тогда    неподвижны,        а  мате-                          шія,   проявляются       въ  отд*льныхъ      явленіяхъ,     существахъ;      оттого
                   р и   безкачественна,       безобразна,      текуча,    подвижна.      Изъ     меха-                       •  идей   множество,      и,   несмотря     на   то,  есть   одно   божество,     одна

                   ническаго      ихъ     смешенія,       вслеДствіе     того,    что   свойство   ма-                          верховная      идея   добра.   Дал*е,    Платонъ    продолжаетъ:       поел*   обра-
                                                                                                                                зованія     міровой      души     Деміургъ      еще    разъ    см*шалъ      т * эле-

                   3      Г Г     - J T ^       И З Ъ  С М �  ш е Н І Я  и д е й  и  м а т е Р  і и  »  возникъ                 менты,     изъ   которыхъ      образовалъ     міровую      душу,    т.-е.  см*шалъ
                   Z L „ T                  М р ъ  и д е а л ь н ы й >  и д е и >  и  міръ  матеріальный,                       идеи    и  матерію,    и  образовалъ     столько   единичныхъ       душъ,    сколько
                   матерія,   были    самостоятельны,      отдельны     другъ    отъ  друга     между                           было    зв*здъ,     небесныхъ       т*лъ,    которыя     суть   видимые      низшіе
                  ними     прежде     не  было    перехода.      Какъ    же   произошло       'смѣ  ие-                         боги,   a   Деміургъ     есть   верховное,      невидимое     божество.    Каждую
                  ніе   между     ними?     Нужно     было     для   этого    нечто    посредствую-                             душу     Деміургъ     поселилъ     на   особую     зв*зду,   чтобы     она   узнала
                  щее    между    идеями    и матеріею,     посредствомъ      чего   могло    бы  про-                          тамъ     законы     высшаго       порядка     міра,   созерцала      идеи   лицомъ
                           с
                  изойти м е т е т е    этихъ   двухъ   нервобытныхъ       элементовъ      міра  Это-                           къ   лицу,    и  потомъ,     чрезъ    посредство     этихъ    видимыхъ       боговъ,
                  то  посредствующее        есть  міровая    душа.   Она   есть  не  только    мыс  и -                         онъ   вселилъ     души     въ  смертныя       т*ла,    дабы    образовался      родъ
                  Щій   принципъ,      но   такой    принципъ,      который     и   матеріи     даетъ                           смертныхъ      существъ,      одаренныхъ       душою     и   тѣломъ,   дабы    обра-

                  жизнь,   органическую       расчлененность;      а потому    Платонъ     говоритъ                             зовался    родъ    челов*ческій,      ибо и     онъ   столько     же   необходимъ
                 что   прежде     всего    Деміургъ     образовалъ     міровую    душу,    т акъ  что                           для   гармонической        ц*лости,     полноты     видимаго     міра,   какъ   не-
                 міровая    душа    соединила     оба  нервобытныхъ        элемента    м ра,  идеи   и                          обходимы      и  видимые,      низшіе    боги.
                 матерш.      Зат*мъ     міровая     душа    есть   сила,  приведшая      и  продол-
                 жающая      все  приводить      въ  становленіе,      есть  сила,   движущая      къ                                Вложивъ      въ   душу    людей     самъ    отъ   себя   беземертный       умъ,

                 конечной       цели-добру.        Въ   этомъ     смысл*     міровая     душа     есть                          онъ,   единое    верховное     божество,    предоставилъ      дальнейшее      обра-
                 принципъ      мірового     порядка,     связь   міра,   міровое      самосознаніе,                             зованіе    людей    низшимъ,      видимымъ       богамъ,   отъ   которыхъ     люди,
                                                                                                                                кром*    ума,    получили     неразумную,       смертную      часть   души.    Такъ

                                                                                                                                                                                                          2 0 *
   308   309   310   311   312   313   314   315   316   317   318