Page 315 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 315

переходить       Платонъ     въ   томъ    же   разговорѣ      „ТимеГ       отъ ѵ че-                      части,    эта   неразумная      лучшая     часть    поэтому      бдитъ    надъ   со-
                      нш    о  природѣ      вообще     къ   ученію     о   человѣкѣ      и  въ    особен-                       храненіемъ       своей    сущности,     борется      противъ     вс хъ     неразум-
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                      ности    о  человѣческой       душѣ ,    или    переходить        отъ  физики     къ                      ных*     влеченій,    удовольствій,      наслажденій,      какъ   чисто   чувствен-
                      психологш,       которая     у  Платона       составляет*      непосредственное                           ных*,     борется    съ   неразумною       худшею      частью    души.     Но   если

                      этикою.   С В Я 8 У Ю Щ е е  У Ч е Н І е  °  П р и р 0 д ѣ  В 0 0 б ^  е  -  физику  —  съ                эта   неразумная        лучшая      часть    испорчена       дурными        привыч-
                                                                                                                                ками     человѣка,      то   много     она    причиняет*       забот*     разумной
                           Въ   этой    миѳической       формѣ    образованія       человѣка     и  чело-                       части,    старающейся        подчинить      ее    себѣ.   Худшая       неразумная
                      в ческои      души     Платой*       выразил*      сл дующую        философскую                           часть    души     есть  сила    чувственных*        пожеланій      или    чувствен-
                       ѣ
                                                                            ѣ
                     еГс ъ   :  т Г  Н 0 С Т Ь  ' ?  о в ѣ  ч е с к о й  ДУ-и,  не  говоря  о  соединен^                        ных*     страстей,      сила,    руководящаяся         чувственными         ощуще-
                          Л
                                               і е
                     ея   съ   тѣломъ     челов ка,     есть   такая    же, ак*       и  сущность     м                         ньями.    удовольствіями.       Эта    худшая     неразумная        часть,—гово-
                                                                              к
                                                 ѣ
                     ровои    души,     ибо обѣ эти души          состоят;      из*   ОДНИХ*     и   Т хъ                       ритъ     Платонъ,    —   чувствует*      голод*,     жажду,      половое      влече-
                                                                                                      ѣ
                     же   двух*    элементов*,     матеріальнаго       и  идеальна™,       но   съ  тѣмъ                        т е ;  вообще      ей    принадлежат*        всѣ   чисто-чувственныя          влече-
                     различьем*,      что   человѣческая      душа    есть   производная      и  едшьич                         нія,   стремленія;     а  какъ    стремленія       эти   требуютъ       удовлетво-
                       ая   a  міровая     душа   есть   первоначальная        и  всеобщая.      Со  все-                       ренія,     то  эта    худшая,       неразумная       часть     ищет*       средств*
                     леньемъ    въ   смертное     тѣло    человѣка     безсмертной       души     присо-                        для    удовлетворенія       ихъ,     какъ     своихъ     потребностей.        Сред-
                     единилась     къ   безсмертному       существу      души      какъ     му,    2 2 -                        ствами     представляются         всѣ    чувственныя        вещи;     потому    эту
                     пая   составная     часть   души     отъ   низших*,      вьдьшыхъ       боговъ     -г                      часть    Платонъ     называет*      желательною,       сребролюбивою,         любо-
                    потому     Платонъ      отличает*     въ  душѣ   человѣ ка   двѣ   главная    часпг                         стяжательною,        ибо     она    стремится       къ    владѣ нію     тѣ мъ,  что

                    а)   оезсмертную,        божественную,        разумную,       умъ,     л ю б о м ™                          служит*      для    удовлетворенія        ея    чувственных*        потребностей;
                    часть,   любящую       ученіе,    способную       L L      J b    истинно    с уще е                        она   стремится      поэтому    удовлетворить       потребностям*        чувствен-
                    идеи,   способность      мышленія,       умозрѣ нія-и       б)   см р ь Г ю    часта   '                    ной,    физической      жизни,-—и       вотъ    почему    эта    худшая,     нераз-
                                                                                        е
                    Души,     неразумную.        Разумная       часть    души     сама    себѣ   равн                           умная     часть    есть   низшая     и   вполнѣ    смертная,      ибо   она   обра-
                    однородна,      ибо   она   едина,    а  потому     о ш   неразд лы      а  ььГрю-                          щена    къ   чувственному       и  смертному.       Изъ разсмотрѣнія          этих*
                                                                                       ѣ
                    дѣляехся     на  части;    напротив*,     неразумная,     с м е р т і  ча та душИ                           сущностей       каждой      изъ    частей    души     видно,    что   каждая    изъ
                                                                                                                                нихъ    имѣетъ     свое   назначеніе,      дѣло,    какъ    говоритъ     Платонъ,
                   Г т о д Г    " Г в с ^      Г ™ ' " '     Л У Ч Ш У Ю  "  Х У Д Ш У Ю ;  ^ д о в а т е Г н                   и  только    одно   свое  дѣло.   Для   исполненія     же своего     дѣла   каждая
                                                 0
                   выходить,     что  вс хъ    элементов*      души    Платонъ      принимает*     той-                         часть   души      должна     имѣть    все,   чтб   нужно     для   этого,—а     это
                                         ѣ
                   разумную       часть,    неразумную       лучшую      и   неразумную          у д н і                        составляет*      совершенство,      добродѣтель      этой   части   ('apsr»j),  т.-е.

                             y  Z    У   щ  м  т  я  ? чшя      н а з ы в а е т с я  у       - - с *                            совершенство,        имѣя     которое      и  можетъ     совершать      свое   дѣло
                   пы   о  т   12          П е р е В 0 Д ѣ  0 3 Н а ч а е т ъ  СИЛ У  возвышенных*  по-                         въ  точности     каждая      часть   души.    Такъ    совершенство,       добродѣ-
                   рывов*,     Ибо   въ  этой    части   души     заключается       все   мужествен-                            тель   разумной     части    души,     силы   мышленія,      ума,  есть   мудрость
                   ное,   а  также    ярость,     гиѣвъ,   честолюбіе,      властолюбі^         ѣ   '  -                        (зофіа);   совершенство        добродѣтель,      неразумной       лучшей     части,

                  страсти,     посредствомъ       которых*       душа    блюдет*      над*     своимъ                           силы   возвышенных*         порывов*      есть   мужество      (avSpltâ):    совер-
                  самосохранении*.          Хотя    эта   часта   души     сама   по    себѣ  Г о а -                          шенство,       добродѣтель       неразумной,       худшей      части,   силы   чув-

                  С ' Г         ™ Г   Н 0 С Т И    С В О е Й  °  И а       естественная       помощ-                           ственных*       желаній     есть  умѣренность,       благоразуміе      (aoœpoaûvY]),
                  ZZ      IT         Г   Ч а С Т И  Д у Ш И '  И б °  0 Н а        нѣкіимъ     ПОДО-                           самообладаніе,        самосохраненіе.        Если     каждая      часть   души    въ

                  бьем*    разумной     части,    т.-е.  одарена    инстинктом*       ко   всему   вы-                         самомъ      дѣлѣ   исполнит*      свое   дѣло    и  только     свое,   не   вм ши-
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                  сокому,    истинно    прекрасному,       доброму,     и,  служа    уму,  раТумной                            ваясь    въ   дѣла   другихъ     частей,    то   изъ  этого   возникает*      совер-
   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320