Page 315 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 315
переходить Платонъ въ томъ же разговорѣ „ТимеГ отъ ѵ че- части, эта неразумная лучшая часть поэтому бдитъ надъ со-
нш о природѣ вообще къ ученію о человѣкѣ и въ особен- храненіемъ своей сущности, борется противъ вс хъ неразум-
ѣ
ности о человѣческой душѣ , или переходить отъ физики къ ных* влеченій, удовольствій, наслажденій, какъ чисто чувствен-
психологш, которая у Платона составляет* непосредственное ных*, борется съ неразумною худшею частью души. Но если
этикою. С В Я 8 У Ю Щ е е У Ч е Н І е ° П р и р 0 д ѣ В 0 0 б ^ е - физику — съ эта неразумная лучшая часть испорчена дурными привыч-
ками человѣка, то много она причиняет* забот* разумной
Въ этой миѳической формѣ образованія человѣка и чело- части, старающейся подчинить ее себѣ. Худшая неразумная
в ческои души Платой* выразил* сл дующую философскую часть души есть сила чувственных* пожеланій или чувствен-
ѣ
ѣ
еГс ъ : т Г Н 0 С Т Ь ' ? о в ѣ ч е с к о й ДУ-и, не говоря о соединен^ ных* страстей, сила, руководящаяся чувственными ощуще-
Л
і е
ея съ тѣломъ челов ка, есть такая же, ак* и сущность м ньями. удовольствіями. Эта худшая неразумная часть,—гово-
к
ѣ
ровои души, ибо обѣ эти души состоят; из* ОДНИХ* и Т хъ ритъ Платонъ, — чувствует* голод*, жажду, половое влече-
ѣ
же двух* элементов*, матеріальнаго и идеальна™, но съ тѣмъ т е ; вообще ей принадлежат* всѣ чисто-чувственныя влече-
различьем*, что человѣческая душа есть производная и едшьич нія, стремленія; а какъ стремленія эти требуютъ удовлетво-
ая a міровая душа есть первоначальная и всеобщая. Со все- ренія, то эта худшая, неразумная часть ищет* средств*
леньемъ въ смертное тѣло человѣка безсмертной души присо- для удовлетворенія ихъ, какъ своихъ потребностей. Сред-
единилась къ безсмертному существу души какъ му, 2 2 - ствами представляются всѣ чувственныя вещи; потому эту
пая составная часть души отъ низших*, вьдьшыхъ боговъ -г часть Платонъ называет* желательною, сребролюбивою, любо-
потому Платонъ отличает* въ душѣ человѣ ка двѣ главная часпг стяжательною, ибо она стремится къ владѣ нію тѣ мъ, что
а) оезсмертную, божественную, разумную, умъ, л ю б о м ™ служит* для удовлетворенія ея чувственных* потребностей;
часть, любящую ученіе, способную L L J b истинно с уще е она стремится поэтому удовлетворить потребностям* чувствен-
идеи, способность мышленія, умозрѣ нія-и б) см р ь Г ю часта ' ной, физической жизни,-—и вотъ почему эта худшая, нераз-
е
Души, неразумную. Разумная часть души сама себѣ равн умная часть есть низшая и вполнѣ смертная, ибо она обра-
однородна, ибо она едина, а потому о ш неразд лы а ььГрю- щена къ чувственному и смертному. Изъ разсмотрѣнія этих*
ѣ
дѣляехся на части; напротив*, неразумная, с м е р т і ча та душИ сущностей каждой изъ частей души видно, что каждая изъ
нихъ имѣетъ свое назначеніе, дѣло, какъ говоритъ Платонъ,
Г т о д Г " Г в с ^ Г ™ ' " ' Л У Ч Ш У Ю " Х У Д Ш У Ю ; ^ д о в а т е Г н и только одно свое дѣло. Для исполненія же своего дѣла каждая
0
выходить, что вс хъ элементов* души Платонъ принимает* той- часть души должна имѣть все, чтб нужно для этого,—а это
ѣ
разумную часть, неразумную лучшую и неразумную у д н і составляет* совершенство, добродѣтель этой части ('apsr»j), т.-е.
y Z У щ м т я ? чшя н а з ы в а е т с я у - - с * совершенство, имѣя которое и можетъ совершать свое дѣло
пы о т 12 П е р е В 0 Д ѣ 0 3 Н а ч а е т ъ СИЛ У возвышенных* по- въ точности каждая часть души. Такъ совершенство, добродѣ-
рывов*, Ибо въ этой части души заключается все мужествен- тель разумной части души, силы мышленія, ума, есть мудрость
ное, а также ярость, гиѣвъ, честолюбіе, властолюбі^ ѣ ' - (зофіа); совершенство добродѣтель, неразумной лучшей части,
страсти, посредствомъ которых* душа блюдет* над* своимъ силы возвышенных* порывов* есть мужество (avSpltâ): совер-
самосохранении*. Хотя эта часта души сама по себѣ Г о а - шенство, добродѣтель неразумной, худшей части, силы чув-
С ' Г ™ Г Н 0 С Т И С В О е Й ° И а естественная помощ- ственных* желаній есть умѣренность, благоразуміе (aoœpoaûvY]),
ZZ IT Г Ч а С Т И Д у Ш И ' И б ° 0 Н а нѣкіимъ ПОДО- самообладаніе, самосохраненіе. Если каждая часть души въ
бьем* разумной части, т.-е. одарена инстинктом* ко всему вы- самомъ дѣлѣ исполнит* свое дѣло и только свое, не вм ши-
ѣ
сокому, истинно прекрасному, доброму, и, служа уму, раТумной ваясь въ дѣла другихъ частей, то изъ этого возникает* совер-