Page 318 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 318

шенство,  добродѣтель  цѣлой  души.  Эту-то  добродѣтель  цѣлой
 души  и  называет®  Платон®  праведностью,  правдою  и  спра-  бы  Платонъ  подъ  этими  тремя  частями  души  разумел®  TÖ,
 ведливостью  (Кхсюѵ).  Низшая  изъ  этихъ  частей  души  не-  чтЬ  называют®  теперь  силами  души:  чувствованіями,  умом®  и
 разумная  худшая  часть,  сила  пожеланій,  находится  впрочем  не  волею;  нет®,  совсем®  другое:  воли  здесь  у  Платона  нет®,
 въ  одном®  только  челов к ,  но  и  въ  прочих®  животных®  и  чувствованіе  есть,  но  оно  принадлежит®  всем®  трем®  частям®
 ѣ
 ѣ
 даже  въ  растеніяхъ,  ибо  во  вс хъ  ихъ  есть  влеченіе  къ  самоудов-  души,  умъ  же  принадлежит®  только  одной  части  души,  разум-
 ѣ
 летворенію  и  къ  отысканію  средств®  для  физической  жизни  ной.  После  того  какъ  новейшая  философія  перестала  говорить
 такъ  что  это  напоминает®  ІПопенгауерову  „волю",  которую  объ  отдельных®  силахъ  души,  можно  подумать,  что  подъ  этими
 онъ  приписывает®  всѣмъ  физическим®  существам®.  Лучшая  тремя  частями  души  Платонъ  разумеет®  TÖ,  чтЬ  некоторые  на-
 неразумная  часть  души,  мужественная,  бдительная,  находится  зывают®  теперь  различными  формами  душевной  деятельности;
 во  всѣ хъ  животных®,  а  не  только  въ  человѣческой  душѣ ;  ибо  нет®,  у  Платона  это  просто  части  души.  Но  при  этомъ  спраши-
 не  только  люди,  но  и  прочія  животныя  имѣютъ  влеченіе  къ  вается:  как®  же  при  такой  тройственности  души,  при  составе

 бдѣшю  надъ  своимъ  сохраненіемъ.  У  всѣ хъ  животных®  есть  ея  изъ  трехъ  частей,  возможно  было  всецелое  единство  душев-
 гн въ,  ярость,  властолюбіе.  Притомъ  даже  въ  самих®  людях®  ной  жизни?  Какъ  это  Платонъ  разрешает®?  Это  есть  такой
 ѣ
 эти  три  части  души  распределены  неравномѣрно:  въ  одних®  вопросъ,  котораго  Платонъ  вовсе  не  задавал®  себе  и  для  р ше-
                                                                                            ѣ
 людях®  преобладает®  одна  сила,  въ  других®  другая,  одни  спо-  нія  котораго  ровно  ничего  не  сделал®.  То  же  самое  должно
 собны  къ  одной  добродѣтели,  a  другіе  къ  другой,  и  притомъ  это  сказать  и  о  другомъ  вопросе.  Мы  сказали,  что  у  Платона
 относится  не  только  къ  какимъ-либо  людям®,  но  и  къ  цѣлымъ  нет®  воли  въ  этихъ  трехъ  частях®  души.  Спрашивается:  КаКЪ  Ж6
                                                                ѣ
 классам®  граждан®  и  даже  къ  народам®.  Нанримѣ ръ  одним®  Платонъ  думалъ  о  волѣ,  которая  нын ,  какъ  воля  свободная,
                                                              ѣ
 людям®,  цѣлому  правительственному  классу,  эллинамъ  вообще  полагается  въ  основу  ученія  о  душ ,  такъ  что  этимъ  вопро-
 свойственна,  говорит®  Платонъ,  мудрость,  ибо  въ  них®  пре-  сомъ  много  занимались  теологи  и  философы,  и  многіе  теперь
 обладает®  умъ,  сила  мынгленія.  Другим®  людям®,  цѣлому  классу  занимаются,  именно  объ  отношеніи  свободной  воли  и  необходи-
 воинам®  и  Цѣлымъ  народам®,  с вернымъ  варварам®  свойственно  мости?  Что  Платонъ  понималъ  свободу  въ  смыслѣ  того,  чтЬ
 ѣ
 мужество,  ибо  въ  нихъ  преобладает®  неразумная  лучшая  часть  теперь  мы  называемъ  произволомъ—въ  смыслѣ  свободы  выбора
 сила  возвышенных®  порывов®.  Третьему  разряду  людей,  цѣлому  изъ  многаго—въ  этомъ  сомнѣваться  нельзя.  Самъ  Платонъ
 промышленному  классу  и  земледѣльческому,  цѣлымъ  народам®  часто  говорите  о  произвольности  и  непроизвольности  человѣ че-
 финикіянамъ  и  египтянам®  свойственна  добродѣ тель-умерен-  скихъ  дѣяній,  не  давая  и  повода  думать,  что  подъ  произволь-
                              ѣ
 ность  въ  чувственныхъ  желаніяхъ,  ибо  въ  нихъ  преобладает®  ностью  разум етъ  что-либо  другое,  а  не  свободу  выбора:  Пла-
 сила  желательная,  любостяжательная,  такъ  какъ  это  промышлен-  тонъ  даже  прямо  говорите,  что  человѣ ческая  воля  свободна,
                       ѣ
 ные  народы.  Но  въ  ком®  есть  высшая  часть  души,  въ  томъ  всегда  т.-е.  им еіъ  свободу  выбора,  какъ  свою  сущность.  Но  какъ
 есть  и  низшая  часть  души;  следовательно  въ  ком®  есть  умъ  это  онъ  понимаете?  Мы  видѣли,  что  душа  человѣ ка,  какъ  и
 мудрость,  въ  томъ  всегда  есть  и  мужество,  и  умеренность  Въ  душа  животныхъ  и  растеній,  сначала  жила  жизнью  предшествую-
 ком®  есть  мужество,  въ  томъ  есть  умеренность;  но  въ  ком®  щею  земной  жизни,  до-земною  жизнью;  сперва  она  состояла  изъ
 есть  умеренность,  в®  том®  только  и  есть  эта  умеренность  двухъ  элементовъ  и  жила  до-земною  жизнью  до  т хъ  поръ,
                                                                                   ѣ
                                                             ѣ
 ибо,  наоборот®,  нельзя  сказать,  что  въ  ком®  есть  умеренность'  пока  не  вселилась  въ  тѣло  челов ка,  т.-е.  выбрала  своимъ
 въ  том®  есть  и  мужество,  и  умъ,  мудрость.  Мы  видим®  отсюда,'  пребываніемъ  тѣло  челов ка.  Вотъ  эту-то  свободу  выбора  и
                                               ѣ
 что  въ  Платоновой  физике,  со  включепіемъ  въ  нее  психологіи  на-  относите  Платонъ  къ  душѣ  въ  ея  до-земной  жизни;  тамъ,  въ  до-
 ходятся  корни  этики.  Но  не  следует®  отсюда  заключать,  будто  земной  жизни  она  могла  избирать  себѣ  все,  такъ  что  отъ  произ-
            воленія   человѣческой      души    въ  до-земной     ея   жизни    Платонъ     ста-
   313   314   315   316   317   318   319   320   321   322   323