Page 320 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 320
вить въ зависимость послѣдующую внѣ шнюю судьбу человѣ че- онъ совершенно преданъ чувственности, т.-е. преходящему, не-
скои души на землѣ со вс мъ, чтЬ непосредственно съ нею свя- истинно сущему, неистинному бытію, не идеямъ, какъ истинно
ѣ
зано, а равно и тотъ видъ, который душа принимаете, вступая въ сущему, слѣдовательно не добра. Наконецъ, хотя Пла-
земную жизнь. Въ до-земной жизни она была безразлична; отъ тонъ и говоритъ, что главная идеѣ порочности человѣ ка, без-
причина
нея зазисѣло, въ кого войти. Далѣ е, отъ нея же завис лъ и нравственности, есть болѣзненное состояніе его т ла, или не-
ѣ
ѣ
образъ жизни, какой она будете вести на землѣ; наконецъ достаточное, дурное воспитапіе и дурныя государственныя учреж-
Ч Р І Г Я 7 :Ж Т И Т °- 4 T Ö м о ж е т ъ с ъ н е ю случиться на денія, но онъ прибавляете, что это такъ бываетъ только въ
вслѣ дствіе образа ея жизни и формы. Все это зависите бЬлыпей части случаевъ, а не всегда; слѣдовательно онъ не
отъ того, что душа имѣя свободу выбора, вошла, вселилась устраняете и абсолютно собственной вины человѣка, возмож-
ѣ
т ѣ л о ч е л о в ѣ к а - ^ к ъ это понять? Это значить, что Пла- ности быть добродѣтелыіымъ для т хъ людей, которые постав-
тонъ допускалъ необходимость, именно что вн шняя судьба лены въ невыгодное положеніе дурнымъ воспитаніемъ, болѣз-
ѣ
челов ка необходимо обусловливается тѣмъ, чтб отъ него неза- неннымъ состояніемъ т ла и дурными государственными учреж-
ѣ
ѣ
висимо уже въ самой земной жизни. Вотъ какъ надо пони- деніями. Но, несмотря на то, что такимъ образомъ Пла-
мать эту миѳическую форму образованія души. Но отсюда не тонъ отличаетъ свободу отъ необходимости, онъ часто впадаете,
должно заключать, какъ это д лаютъ иные философы, будто въ самопротиворѣчіе, a слѣдовательно онъ не разр шаетъ
ѣ
ѣ
бы въ этомъ ученіи Платона о душѣ видно ученіе о предо- удовлетворительно вопроса о соотпошеніи необходимости и сво-
предѣленіи, предетерминизм*. Дѣйствительно, необходимостью боды. А чтЬ касается вопроса о возможности свободы, само-
многое обусловливается въ жизни челов ка, но не все; мы ска- опредѣленія челов ка при божьемъ управленіи міромъ и при
ѣ
ѣ
зали что ею обусловливается, опредѣляется именно вн шняя существованіи причинной связи между явлепіями міра, то Пла-
ѣ
судьба человѣ ка, а не добродѣтель, не нравственность, и не тонъ вовсе и не подымалъ этого вопроса, занимавшаго фило-
безнравственность, порочность, и слѣдовательно не то что по- софовъ и теологовъ въ новѣйшее время; ибо Платонъ не могъ
средствомъ добродѣтели ведете къ счастію, ибо добродѣтель его ноднять, вслѣ дствіе самой сущности его философскаго
есть средство къ достиженію счастія; ибо какова бы ни быш ученія: его ученіе видѣло въ божеств* не столько личное
внѣ шняя судьба человѣ ка на землѣ, человѣкъ можетъ быть существо, сколько безличную, верховную идею добра, a вмѣсто
добродѣтеленъ, добронравственъ, это совершенно отъ него причинной связи между явленіями міра Платонъ признавалъ
зависите и какъ бы ни была дурна вн шняя судьба человѣ ка связь телеологическую, цѣлесообразную, которая не имѣетъ ни
ѣ
на землѣ, отъ челов ка зависите быть счастливымъ или не- характера необходимости, ни характера свободы. Продолжая
ѣ
счастливыми Правда, рядомъ съ этою зависимостью добродѣтели далѣе, Платонъ говорите опять въ миѳической форм*, что всѣ
челов ка отъ его свободы, самоопредѣленія, Платонъ повторилъ воплощенныя души людей, по смерти ихъ, возвращаются въ
ѣ
г Г Г л Г ° П 7 ж е н і е ' ч т о ™ н е дѣлаетъ зла добровольно, свое первобытное, до-земное состояніе; въ этомъ смыслѣ Пла-
свободно, a дѣлаетъ невольно; но этимъ не уничтожается сво- тонъ признаетъ то, что теперь называютъ безсмертіемъ души;
бода быть добродѣтельнымъ; это значить только то, что никто объ этомъ онъ говоритъ въ разговорѣ „Федонъ". Изъ его же
не д лаетъ зла, сознавая, что это зло, a д лаетъ такъ по- ученія о безсмертіи души для насъ, имѣющихъ дѣло съ Пла-
ѣ
ѣ
тому, что не знаете истиннаго добра. Слѣдовательно это по- тоновою этикою, важно особенно то, что прежде всего Платонъ
ложеніе вовсе н й уничтожаетъ свободы человѣческой воли- ибо представляете себѣ безсмертіе души какъ этическій постулате,
знаніе истиннаго добра, по ученію Платона, зависите отъ че- т.-е. какъ необходимое требованіе, условіе для нравственности.
лов ка; онъ можете знать и не знать; онъ самъ виноватъ Все стараніе философа должно быть, по ученію Платона, на-
ѣ
если по незнание д лаетъ зло; а это происходите тогда, когда правлено къ тому, чтобы высвободить душу изъ подъ зависи-
ѣ