Page 316 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 316

переходить  Платонъ  въ  томъ  же  разговорѣ  „ТимеГ  отъ ѵ че-  части,  эта  неразумная  лучшая  часть  поэтому  бдитъ  надъ  со-
 нш  о  природѣ  вообще  къ  ученію  о  человѣкѣ  и  въ  особен-  храненіемъ  своей  сущности,  борется  противъ  всѣ хъ  неразум-

 ности  о  человѣческой  душѣ ,  или  переходить  отъ  физики  къ  ных*  влеченій,  удовольствій,  наслажденій,  какъ  чисто  чувствен-
 психологш,  которая  у  Платона  составляет*  непосредственное  ных*,  борется  съ  неразумною  худшею  частью  души.  Но  если

 этикою.  С В Я 8 У Ю Щ е е  У Ч е Н І е  °  П р и р 0 д ѣ  В 0 0 б ^  е  -  физику  —  съ  эта  неразумная  лучшая  часть  испорчена  дурными  привыч-
             ками     человѣка,     то   много     она    причиняет*        забот*    разумной
 Въ  этой  миѳической  формѣ  образованія  человѣка  и  чело-  части,  старающейся  подчинить  ее  себѣ.  Худшая  неразумная
 в ческои  души  Платой*  выразил*  сл дующую  философскую  часть  души  есть  сила  чувственных*  пожеланій  или  чувствен-
 ѣ
 ѣ
 еГс ъ :  т Г  Н 0 С Т Ь  ' ?  о в ѣ  ч е с к о й  ДУ-и,  не  говоря  о  соединен^  ных*  страстей,  сила,  руководящаяся  чувственными  ощуще-
 Л
 і е
 ея  съ  тѣломъ  человѣ ка,  есть  такая  же, ак*  и  сущность  м  ньями.  удовольствіями.  Эта  худшая  неразумная  часть,—гово-
 к
 ровои  души,  ибо обѣ эти души  состоят;  из*  ОДНИХ*  и  Т хъ  ритъ  Платонъ,  —  чувствует*  голод*,  жажду,  половое  влече-
 ѣ
 же  двух*  элементов*,  матеріальнаго  и  идеальна™,  но  съ  тѣмъ  т е ;  вообще  ей  принадлежат*  всѣ  чисто-чувственныя  влече-
 различьем*,  что  человѣческая  душа  есть  производная  и  едшьич  нія,  стремленія;  а  какъ  стремленія  эти  требуютъ  удовлетво-
 ая  a  міровая  душа  есть  первоначальная  и  всеобщая.  Со  все-  ренія,  то  эта  худшая,  неразумная  часть  ищет*  средств*
 леньемъ  въ  смертное  тѣло  человѣка  безсмертной  души  присо-  для  удовлетворенія  ихъ,  какъ  своихъ  потребностей.  Сред-
 единилась  къ  безсмертному  существу  души  какъ  му,  2 2 -  ствами  представляются  всѣ  чувственныя  вещи;  потому  эту
 пая  составная  часть  души  отъ  низших*,  вьдьшыхъ  боговъ  -г  часть  Платонъ  называет*  желательною,  сребролюбивою,  любо-
 потому  Платонъ  отличает*  въ  душѣ  челов ка  двѣ  главная  часпг  стяжательною,  ибо  она  стремится  къ  владѣ нію  тѣ мъ,  что
 ѣ
 а)  оезсмертную,  божественную,  разумную,  умъ,  л ю б о м ™  служит*  для  удовлетворенія  ея  чувственных*  потребностей;
 часть,  любящую  ученіе,  способную  L L  J b  истинно  с уще е  она  стремится  поэтому  удовлетворить  потребностям*  чувствен-
 е
 идеи,  способность  мышленія,  умозрѣ нія-и  б)  см р ь Г ю  часта  '  ной,  физической  жизни,-—и  вотъ  почему  эта  худшая,  нераз-
 Души,  неразумную.  Разумная  часть  души  сама  себѣ  равн  умная  часть  есть  низшая  и  вполнѣ  смертная,  ибо  она  обра-
 однородна,  ибо  она  едина,  а  потому  о ш  неразд лы  а  ььГрю-  щена  къ  чувственному  и  смертному.  Изъ разсмотрѣнія  этих*
 ѣ
 дѣляехся  на  части;  напротив*,  неразумная,  с м е р т і  ча та душИ   сущностей  каждой  изъ  частей  души  видно,  что  каждая  изъ
            нихъ    имѣетъ     свое   назначеніе,       дѣло,   какъ    говоритъ      Платонъ,
 Г т о д Г  " Г в с ^  Г ™ ' " '  Л У Ч Ш У Ю  "  Х У Д Ш У Ю ;  ^ д о в а т е Г н  и  только  одно  свое  дѣло.  Для  исполненія  же своего  дѣла  каждая
 0
 выходить,  что  всѣ хъ  элементов*  души  Платонъ  принимает*  той-  часть  души  должна  имѣть  все,  чтб  нужно  для  этого,—а  это

 разумную  часть,  неразумную  лучшую  и  неразумную  у д н і  составляет*  совершенство,  добродѣтель  этой  части  ('apsr»j),  т.-е.

 y  Z  У  щ  м  т  я  ? чшя  н а з ы в а е т с я  у  - - с *  совершенство,  имѣя  которое  и  можетъ  совершать  свое  дѣло
 пы  о  т  12  П е р е В 0 Д ѣ  0 3 Н а ч а е т ъ  СИЛ У  возвышенных*  по-  въ  точности  каждая  часть  души.  Такъ  совершенство,  добродѣ-
 рывов*,  Ибо въ  этой  части  души  заключается  все  мужествен-  тель  разумной  части  души,  силы  мышленія,  ума,  есть  мудрость
 ное,  а  также  ярость,  гиѣвъ,  честолюбіе,  властолюбі^  ѣ  '  -  (зофіа);  совершенство  добродѣтель,  неразумной  лучшей  части,

 страсти,  посредствомъ  которых*  душа  блюдет*  над*  своимъ  силы  возвышенных*  порывов*  есть  мужество  (avSpltâ):  совер-
 самосохранении*.  Хотя  эта  часта  души  сама  по  себѣ  Г о а -  шенство,  добродѣтель  неразумной,  худшей  части,  силы  чув-

 С ' Г  ™ Г  Н 0 С Т И  С В О е Й  °  И а  естественная  помощ-  ственных*  желаній  есть  умѣренность,  благоразуміе  (aoœpoaûvY]),
 ZZ  IT  Г  Ч а С Т И  Д у Ш И '  И б °  0 Н а  нѣкіимъ  ПОДО-  самообладаніе,  самосохраненіе.  Если  каждая  часть  души  въ

                                                                                           ѣ
 бьем*  разумной  части,  т.-е.  одарена  инстинктом*  ко  всему  вы-  самомъ  дѣлѣ  исполнит*  свое  дѣло  и  только  свое,  не  вм ши-
 сокому,  истинно  прекрасному,  доброму,  и,  служа  уму,  раТумной  ваясь  въ  дѣла  другихъ  частей,  то  изъ  этого  возникает*  совер-
   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321