Page 311 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 311

)идеи    и  м,ръ   чувственный,       міръ   явленій,-и        для   каждаго     міра
                                                                                                                                                                           ѣ
                           принимает®       особый     принцип®.       Слѣдовательно         его    философія                        вспомогательныя         средства    ц лесообразныхъ         причин®;      божество
                           не  есть   философія      монистическая,         с®  одним®      принципом®         а                     беретъ    себѣ   въ   помощь      механическія      причины,      чтобы    идти    къ

                          дуалистическая         с®  двумя    принципами.       Этотъ-то     дуализм®     Пла-                       верховной      идеѣ   добра,     блага.     Слѣдовательно        умъ,    божество,
                          тоновой     философ] и     и  послужил®       Аристотелю       одним®     из®   глав-                      верховная      идея   добра    цѣлесообразно      формирует®       матерію,     чув-
                          ных®    аргументов®      противъ     Платоновой      философіщфюнно            Ари-                        ственныя     существа,     которыя     происходят®      изъ   матеріи,    влагает®
                          стотель    нападал®      на   Платонову      философію      за  ея   шмопротиво-                          въ   нихъ    идеи,     которыхъ      они   суть   только    тѣни;     умъ    форми-
                          р чіе,    за    то,  что   она    допускала      дуализм®,      два   начала,      не                     рует®    весь   міръ;   всѣ  существа      обусловливаются        умом®,    идеями.
                            ѣ
                          возводя    ихъ    къ   одному.                                                                            Но   поскольку    они   происходят®       изъ  матеріи,    они   обусловливаются
                                                                                                                                                                                         есть
                                                                                                                                                                                                                     есть
                                                                                                                                                                                                                 а
                                                                                                                                                                                               сознаваемое,
                                                                                                                                                                                    не
                                                                                                                                                                   такимъ^
                                                                                                                                                   a
                                                                                                                                                       чѣ мъ-то
                                                                                                                                    не
                                                                                                                                                                              что
                                                                                                                                         умом®,
                               Но   хотя    Платонъ      и   отказывает®       нриродѣ      въ    истинном®                         слѣпое,    безеознательное.       Итакъ)вотъ      каковы    у  Платона     дѣ ятель-
                          бытіи,    однакоже     —  такъ    какъ     въ   природѣ,      въ    чувственном®                          ныя    причины      міра:  а)  сознательно     дѣйствуюіція       причины—умъ,
                          М,рѣ   проявляются       идеи,     у м ъ - о н ъ  и   чувственный       міръ   при-                       идеи;   и   б)  безеознательныя—матерія,             необходимость;      /так®   что
                         знает®     стройным®      міромъ,     космосом®      еще    и   въ  томъ    смыстЬ                         само   божество      не   можетъ      образовать      міръ     абсолютнсГсовер-
                         что    все    въ   немъ     устроено     ко   благу,   -   благо     есть     конеч-                       шеннымъ,      как®    міръ    идеальный,      а  только    относительно-совер-
                         ная    цѣль   міра;    признаетъ      его   благимъ     міромъ    настолько       на-                      шенным®,      самым®     лучшимъ,      как®   говорит®    Платонъ,      совершен-
                         сколько     этотъ   міръ    можетъ     быть   такимъ,    насколько      это   дозво-                       ным®    настолько,      насколько      дозволяет®     это   матерія,    необходи-
                         ляет®    матерія,    противящаяся        тому,    чтобы     идея   въ   немъ    осу-                      мость,    которая    противится     всякому     ограниченію,       формированію,
                         ществилась,       цѣлесообразно        устроила      міръ.    Въ   этомъ    смыслѣ)                       ибо  сущность     матеріи    состоит®     въ  томъ,   что  матерія    безгранична'
                         м.ръ   чувственный       есть   цѣлесообразно       устроенный       міръ.    ф а ю                       неопред ленна.        Какъ    произведете        ума,   чувственныя       существа

                         того:    если    разсматривать       порознь      каждое      единичное       суще-                       должны    ѣ  быть  объясняемы       идеями,     особенно      верховною       идеею
                        ство,    то   оно    представится       существующим®           для   осуществ те-                         добра,   блага,  такъ   что  можно     сказать,    для   какой    цѣли    существа
                        т я    верховной      конечной      цѣли,     такъ     что   всѣ    существа       въ                      эти  существуют®,      къ  чему    они   стремятся,     къ  добру    или   злу.   Но

                        мірѣ    находятся      въ   цѣлесообразной         связи    между     собою      вос-                      тЬ,   чтЬ    въ  чувственном®        существѣ      не    допускает®       никакого
                        ходя    до    высшей      цѣли    -    добра,     блага:,   Словомъ,       Платонъ                         телеологическаго       объясненія,     о  чемъ   мы  не   можемъ      сказать,   для

                        смотрѣлъ      па  міръ     съ   телеологической       точки    зрѣнТя    'Гвъ   про-                      чего    оно   существует®,      то   должно      быть    разематриваемо         как®
                        тивоположность        той   механической       точкѣ    зр нія,    съ  какой    смо-                      произведете         нецѣлесообразныхъ,           телеологических®         причин®,
                                                                                   ѣ
                        трѣли    на   міръ   всѣ   прежніе    натурфилософы,         исключая      Анакса-                        произведете        необходимости,        а  не    ума.    Съ    такимъ     телеоло-
                        гора.    По   и   его  Платонъ       признаетъ     остановившимся        на   поіъ-                       гическим®       воззрѣніемъ       Платона      на   міръ    находится     въ   связи
                       пути,     ибо    хотя     онъ     и  принял®       за    принципъ       міра    умъ                        та   его  основная      мысль,    которую      онъ   проводит®      въ  единствен-
                       но   затѣмъ      все   объяснял®      механическими         причинами,       вмѣсто                        ном®    разговор ,      имѣющемъ         предметом®       своимъ      чувственный
                                                                                                                                                     ѣ
                       того,    чтобы    доказывать       целесообразное         устройство     міра      Во                      міръ,   физику,—въ                        „Тимей",       названном®       такъ    по
                       всеобразующемъ          умѣ -говорит®          Платонъ,-въ         немъ     лежит®                         имени     пиѳагорейца     разговорѣ     у   котораго      учился    Платонъ,      но
                                                                                                                                                              Тимея,
                       основа    порядка     въ   мірѣ,   въ   немъ    содержится      понятіе     верхов-                        которому     онъ   влагает®      въ  уста  натурфилософскія        мысли.     Этому
                       ной   причины      міра.   Умъ     въ  этомъ   смыслѣ     тождествен®       у  Пла-                        разговору    предшествует®—чтЬ           мы  знаемъ    изъ   самого    „Тимея"     —
                       тона   съ   верховною      идеею    добра,   блага,    божеством®;      Бог®    есть                       разговоръ      „Государство",         так®    что    въ   „Тимеѣ "      прямо    го-

                       мѣра    всего.   Напротивъ,       въ  матеріи     заключаются       механическія                           ворит®    Платонъ:       „день    тому    назад®    мы    говорили     о  государ-
                       причины     міра,    которыя     не  суть   первовладычествующія,           а   суть                      ств ,    а    теперь    будемъ      говорить     о  природ ".       Въ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                                           разговорѣ
                                                                                                                                     ѣ
                      сопричииы,        т.-е,   суть    сопричины       ц лесообразныхъ         причин®                           „Государство"         Платонъ       хот лъ      представить        осуществленіе
                                                                          ѣ
                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                          ш                                                                   20
   306   307   308   309   310   311   312   313   314   315   316