Page 308 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 308

божеств ,  провидѣніи,  словомъ  —  говорилъ  о  божеетвѣ,  какъ
 ѣ
 представляли  его  себѣ  тогда  религіозныя  воззрѣиія  ;  но  (BjdhI  послѣдуемъ  за  нимъ,  обозрима  кратко  его  физику,  чтобы
                                                    ѣ
 Платонъ  нигдѣ  не  пытается  опредѣлительиымъ  образомъ  сдѣлать  перехода  къ  этик ^нашему  главному  предмету^)
 примирить  эти  религіозныя  воззрѣнія  съ  своимъ  ученіемъ  Б.  Физика  Платона.  (Ore  Платоновой  діалектики  мы  пере-
 объ  идеяхъ,  или по  крайней  м рѣ  доказать  возможность  ихъ  шли  къ  физикѣ,  натурфилософіи,  къ ученію  его  о  природѣ ,_о
 ѣ
 примиренія,  соединенія;  a  слѣдовательыо  онъ  вовсе  не  ясно  видимомъ,  чувственномъ  мірѣ,  мірѣ  явленій.  Мы  видѣли,  что>
                                              ученію
                                                          Платона,
                              бытіе,
                                         по
                                                                        принадлежите
 создавала  эту  задачу.  Въ  самомъ  дѣ л ,  это  ему  не  нужно  истинное  такъ  что  онъ  говорите,  что  только  идеальный только
 ѣ
                                                                                               міръ
                идеямъ,
 было  для его  философскаго  изслѣдованія  о  верховномъ  прин-  есть  истинно-сущій;  природа  же,  видимый  міръ,  чувственный,
 циііѣ,  какъ  основѣ  и  мыіпленія,  и  бытія;  онъ  ограничивался  міръ  явленій,  хотя  и  есть  міръ  стройный,  космоса,  но  онъ
 идеями,  но  рядомъ  съ  ними  онъ  ставила  божество,  именно  не  имѣетъ  истиннаго  бытія.  О  немъ  Платонъ  говоритъ,  что
 верховное  божество,  какъ  миѳичеекую  форму  идеи  добра,  а  онъ  и  не  есть  истинно-сущее,  ибо только  идеальный'міръ
 ирочія,  не верховныя  божества—какъ  миоическія  формы  прочихъ  вѣ ченъ  и  неизмѣненъ;  а  чувственный  міръ  есть  нѣчто  такое,
 идей.  Для  практическаго  прыложенія  къ  жизни  онъ  держался  что  всегда  становится,  но  никогда  не  есть,  онъ не  вѣченъ,'
 общихъ  религіозныхъ  в ровапій  о  божествѣ,  и  хотя  старался  онъ  не  иеизмѣненъ,  онъ  стала,  ироизошелъ,  a  вм стѣ  съ  нимъ
 ѣ
                                                                                   ѣ
 очистить  ихъ  согласно  своему  ученію,  но  съ  точностію  не  стало,  произошло  и  самое  время.  Однакоже  это  не  значите,
 изслѣдовалъ  отношенія  этихъ  религіозныхъ  вѣрованій  къ  своему  чтобы  Платонъ  отрицала  всякое  бытіе,  существованіе  чувствен-
 ученію  объ  идеяхъ,  а  усиокоивался  на  той  мысли,  что  рели-  наго  міра,  міра  явленій,  природы,  или считала  его  за  абсо-
 гіозныя  воззрѣнія  и  его  ученіе  объ  идеяхъ  высказываготъ  въ  лютно-несущее.  Напротивъ,  взгляда  Платона  на  чувственный

 сущности  одно  и  то  же,  различіе  же  только  то, что  форма ре   міръ  таковъ:  хотя  ему  и  не  принадлежите  истинное  бытіе,
 лигіозная  есть  образная,  а  философская  есть  научная;  что  идеи  однакоже  и  ему  принадлежите  въ  нѣ коемъ  смыслѣ  бытіщ
 суть  н что  истинно-сущее,  абсолютное,  суть  божества,  и что   онъ  есть  нѣкоимъ  образомъ  сущее.  Поэтому  бытіе  видимаго,'
 ѣ
 верховная  идея  добра  совпадаете  съ  верховнымъ  божествомъ.  чувственнаго  міра  есть  среднее,  переходное  между  истиннымъ

 Во  всякомъ  случаѣ  у  Платона  идея  добра  есть  самая  высшая,  бытіемъ,  принадлежащимъ  міру  идеальному,  и истиннымъ  небы-
 слѣдовательно  не тождественная  съ  идеею  бытія,  а  возвышается  тіемъ,  абсолютно-несущимъ.  Это  потому,  что  въ  чувственномъ
 надъ  нею  и  надъ  самымъ  знаніемъ,  ибо  она  объектамъ  позиа-  мірѣ  проявляется  міръ  идеальный,  истинно-суіцее,  идеи,  какъ
 ванія  даетъ  познаваемость,  а  уму  даетъ  познавательную  силу.  въ  изображеніи  идей,  первообразовъ;  но  идеи  не  пребы-
 Въ  этомъ  смыслѣ  можно,  пожалуй,  сказать,  что  идея  добра  ваютъ  въ  чувственныхъ  существахъ  в чно,  а  только  пре-
                                                                    ѣ
 есть  верховный  принципа;  но  лучше  сказать,  что  идея  добра  ходящимъ  образомъ;  идея  въ  чувственномъ  существѣ  не  нахо-
 есть  верховное  сущее  въ  мірѣ  идей,  такъ  что  она,  какъ  вер-  дится  въ  чистотѣ,  a  смѣшанною  съ  т мъ,  чтб  есть  ей  противо-
                                                                 ѣ
 ховное  сущее,  и  есть  причина  всего  бытія  и  конечная  цѣль  положность,  слѣдовательно  въ  мутномъ,  помутившемся  состоя-
 всей  челов ческой  дѣятельности,  вс хъ  нашихъ  стремлений.  ніи.  Идея  добра  смѣшивается  съ  тѣмъ,  что  есть  злое;  ибо все
 ѣ
 ѣ
 Огіредѣливъ  въ  этомъ  смыслѣ  верховное  сущее,  какъ  добро  и  видимое  не  есть  абсолютно  доброе,  a  смѣшано  со зломъ.  Идея
 какъ  цѣлесообразно  действующую  силу,  Платонъ  тѣмъ  самымъ  въ  чувственномъ  существѣ  не  есть  само  по  себѣ  сущее,  въ
 призналъ  добро  за  принципъ  мірообразовательный,  творческій,  своемъ  единствѣ,  а  чувственное  существо  существуете  ради
 открывающійся  въ  мірі  явленій,  во  вн шней  природѣ.  Онъ  прямо  другого,  не  для себя  самого,  т.-е.  для  проявленія  идеи,  и  чрезъ
 ѣ
 говорилъ:  Богъ  благъ,  а  потому  онъ  и  образуете  міръ.  Слѣдо-  другое,  т.-е.  чрезъ  то, что  идея  въ  немъ  проявляется,—иначе

 вательно  отъ  ученія  объ  идеяхъ,  отъ  діалектики  Платонъ  здѣсь  оно  не  было  бы  вовсе  сущимъ.(Ёъ  чувственномъ  суіцествѣ  идея
 переходите  къ  разсматриваиію  внѣ шней  природы,  къ  физикѣ.  не  проявляется  въ  единствѣ;  идея  добра  одна  только:  всѣ
   303   304   305   306   307   308   309   310   311   312   313