Page 304 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 304

влрочемъ  Платонъ,  какъ  говоритъ  Аристотель,  желая  избѣг-  ченпости,  а  между  тЕмъ  идеи  имЕютъ  свое  особое  содержаніе,
 нуть  самоиротиворѣчія,  уклонился  отъ  этой  своей  непослЕдова-  качество,  вслЕдствіе  чего  и  дЕлается  возможною  связь  между

 телыюсти,  пересталъ  признавать  идеи  человѣ ческихъ  искусств!  идеями;  иначе  какъ  сказать,  что  это  высшее  понятіе,  а
 и  отрицательна™,  какъ  несущаго,  нереальнаго,  относительна™,  это  низшее?  Однако  въ  Платоновой  системЕ  идей  посте-
 сл довательно  идеи  именъ  прилагательных!,—и  вотъ  такое-то  пенный  рядъ  ихъ  заключается  идеею  добра;  она  у  него
 ѣ
 Платоново  уклоненіе  приняли  платоники  въ  своемъ  ученіи  есть  самая  высшая,  верховный  принципъ  всЕхъ  идей.  Это  по-
 объ  идеяхъ.  Несмотря  на  безчисленное,  неопредЕленное  мно-  тому,  что  Сократово  понятіе  добра  было  также  верховным!  по-

 жество  идей,  несмотря  на  отдѣльность  каждой  изъ  нихъ,  всЕ  нятіемъ.  Какъ  солнце,—-говоритъ  Платонъ,—даетъ  чувственному
 идеи,  по  ученію  Платона,  находятся  въ  связи,  единствЕ,  какъ  міру  жизнь,  освЕщаетъ  наши  глаза,  такъ  что  мы  можемъ  ви-
 множественный  части  единаго  всецЕлаго,  міра  идей  и  въ  та-  дЕть,  и  дЕлаетъ  для  насъ  возможным!  нознаніе,  такъ  въ  сверх-
 комъ  же  соотношеніи,  въ  какомъ  состоять  Сократовы  понятія,  чувственном!  мірЕ  идей  добро  есть  источник!  бытія  и  знанія,

 изъ  которыхъ  развились  Платоновы  идеи.  Какое  же  именно  познаваемости  и  познаванія.  Какъ  солнце  въ  мірЕ  явленій  воз-
 это  соотношеніе?  Такое,  что  идеи  представляют!  собою  непре-  вышается  надъ  свЕтомъ  и  глазами,  такъ  добро  въ  мірЕ  идей
 рывный  рядъ  ступеней,  начиная  отъ  самыхъ  низшихъ  до  са-  возвышается  надъ  бытіемъ  и  знаніемъ,  Чтб  же  должно  разу-
 мыхъ  высшихъ,  начиная  отъ  всеобща™  и  восходя  до  особен-  мѣть  ближайшимъ  образомъ  подъ  верховною  идеею  добра?  Въ
 наго  или,  лучше,  иаоборотъ,  начиная  отъ  особенна™  и  вос-  разговорЕ  пФилебг и  вопросъ  объ  идеЕ  добра  разематривается

 ходя  до  всеобща™.  Платонъ  даже  ноставилъ  задачею,  требо-  съ  такой  стороны,  что  мы  должны  здЕсь  разумЕть  подъ  Пла-
 валъ,  чтобы  идеи  представляли  собою  такую  связь,  систему,  тоновым!  добромъ  преимущественно  цѣль  человЕческой  дея-
 возвышаясь  отъ  всеобщаго  къ  особенному—и  иаоборотъ,  и  съ  тельности,  чтб  для  человЕка  есть  верховное  благо,  блаженство.
 тЕмъ  вм стЕ  Платонъ  требовалъ  опредЕлить  всЕ  средніе  члены,  Въ  разговорЕ  „Государство"  добро  уже  не  есть  только  цЕль
 ѣ
 изслЕдовать  всЕ  соотношения  между  всЕми  идеями;  требовалъ,  человЕка,  а  есть  верховная  конечная  цЕль  міра  вообще/Йо  если
 чтобы  создана  была  наука,  которая  обнимала  бы  весь  мірт  остановиться  на  послЕднемъ,  если  принимать  ІІлатонов7"идею
 идей.  Но  для  построенія  такой  науки  самъ  Платонъ  положил!  добра  только  въ  такомъ  смыслЕ,  какъ  будто  это  послЕднее  зна-
 только  первое  начало  и  потому  слабое,  хотя  можно  согласиться  ченіе  и  есть  существенное  для  идеи  добра;  то  она  уже  не  можетъ
 съ  Плутархомъ,  что  у  Платона  былъ  уже  первый  легкій  очеркъ  имѣть  значеніе  дЕйствующей  причины,  а  потому  она  должна  отли-

 десяти  Аристотелевых!  категорій,  какъ  верховных!  нонятій,  въ  чаться  отъ  другой  дЕйствующей  причины,  которая  есть  божество.
 смыслЕ  идей.  ВпослЕдствіи,  когда  Платонъ  началъ  сливать  свои  Если  остановимся  на  этомъ,  то  или  идея  добра  относится  къ  бо-
 идеи  съ  Пиѳагоровыми  числами,  го  онъ,  по  свидЕтельству  жеству,  или  божество  къ  ней,  какъ  обусловливающее  къ  обуслов-
 Аристотеля,  старался  построить  систему  идеальных!  чиселъ  по-  ливаемому.  А  именно:  еслибы  идея  добра  была  такое  всеобщее,
                                            себЕ
                                                   и
             которое
                        заключало
                                       въ
                                                      самое
                                                                             какъ
                                                               божество,
 средством!  выведенія  ихъ  изъ  одного  принципа,  верховной  еди-  то  эта  идея  добра  была  бы  обусловливающею,  а  божество особенное,
                                                                                       обуслов-
 ницы,  разумЕя  подъ  нею  верховную  идею  добра,—построить  ливаемым!,  ибо  оно  заключается  въ  идеѣ.  А  если,  иаоборотъ,
 въ  томъ  смыслЕ,  чтобы  изъ  этой  верховной  единицы  развивать
             идея
 всЕ  нрочія  числа,  единицы,  какъ  идеи.  Но  такая  система  чи-  еслибы добра  была  бы  продуктом!  сознанія,  мысли  божества,  или
                                                                           бы
                                                            выражала
                                                                                              его
                                                                                       изъ
                                                                                одно
                                               въ
                             заключалась
                       она
                                                   немъ,
 селъ  не  можетъ  замЕнить  собою  систему  идей;  слЕдовало  рЕ-  качествъ,  то  божество  было  бы  обусловливающим!,  а  идея  была
 шить  поставленную  задачу  о  построеніи  такой  науки  даже  и  бы  обусловливаемою.  Но  во  всякомъ  случаЕ  идея  не  была  бы
 тогда,  еслибы  Платонъ  нровелъ  систему  идеальных!  чиселъ  го-  дЕйствующею  силою  или  причиною,  а  была  бы  другая  при-
 раздо  полнЕе,  нежели  какъ  онъ  нровелъ  ее,  остановившись  на  чина  дЕйствующею}  Но  на  такомъ  нонятіи  объ  идеЕ,  какъ
 этихъ  десяти  категоріяхъ;  ибо  числа  суть  безкачествеиныя  отвле-
   299   300   301   302   303   304   305   306   307   308   309