Page 301 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 301

идеи    возводятся     къ   одной    идеѣ,   одному     верховному       принципу,
                                                                                                                                               ѣ
                      какъ    у  Гегеля,   къ  абсолютной      идеѣ,  абсолюту.     Напротивъ,      у  Пла-                        ничего    н тъ    и  ничего     нельзя    себѣ    представить,       помыслить      о
                      тона    каждая    идея,   какъ   и  у  Сократа    каждое    понятіе,    есть   сущее                         чемъ-либо,     что   не   имѣло    бы    соответствующей         себе    идеи    ибо
                      само   по  себѣ   и  для  себя.  Взаимное     же  соотношеніе      между     идеями,                         иначе    тЬ   было    бы   абсолютно-несущее,           что   не    можетъ     быть

                      какъ    и  между     Сократовыми         понятіями,      есть   только    причастіе                         представлено,       мыслимо,     а   следовательно       и  познаваемо.      А    но-
                                                                                                                                                                    ѣ
                      ихъ    или   общность,      т.-е.   всѣ   идеи    суть    только     части    одного                        том^ГІлатонъ       порицал*      т хъ   мыслителей,      которые     не  решаются
                      общаго     имъ    всецѣ лаго     міра    идей,    какъ    истинно-сущаго,         ко-                       признать     идеи     чего   бы   то   ни  было,    даже    самаго     низкаго      О
                      торое    есть    единое,      и   которое      состоитъ      изъ    безчисленнаго                           них*    Платой*      говоритъ,     что   они    вовсе    не   дозрЬли    до   фило-
                      множества       идей;    ибо     понятіе    о  цѣломъ      предполагается         ча-                       софскаго     мышленія.       Напротивъ,       самъ    Платонъ      все   возводит*
                      стями    его—и      наоборот*.      Другими     словами,     каждая     идея     есть                       к*   идеямъ,    не   только    великое,     но   и  самое    низкое,    не   только

                         ѣ
                      вм стѣ     одна,    опредѣленная,        такая-то     идея    изъ   всей     единой                              ироизьеденія      природы,     но   и  все   человеческія      искусства     не
                      совокупности       безчисленнаго        множества      идей,     как*   и   понятіе                        только     тб,  чтб   мы    называем*      именами       существительными        '  но
                      Сократа     есть    одно,   опредѣленное         понятіе    изъ   всей     совокуп-                        и  все  имена    прилагательным,       глаголы,     все  грамматическая       формы
                      ности   понятій,     ГІоэтбму^Платонъ        вовсе   (бё  имѣлъ     въ  виду   чисто                       и  все  математическія      тела.   Онъ,   например*,      говоритъ    объ   идеях*
                      апріорнаго,     предшествующа™          опыту    построенія     міра   идей,    т.-е!)                     правды     и  справедливости,      человека,     господина,     раба,  объ   идеяхъ

                      не  исходилъ      изъ   одной   идеи,   какъ   изъ   одного    верховнаго     прин-                        здоровья,    покоя,    движенія,     огня,   воды,   воздуха,    стола,    кровати
                     ципа,    чтобы   потомъ     посредствомъ      дедукціи    вывести    изъ   него   всѣ                       кубка,    шила,    величины,     цвета,    силы,    голоса,   звука,   объ   идеяхъ
                     идеи,    или   чтобы    діалектически      развить     этот*   верховный       прин-                        великаго     и  малаго,     тяжела™       и  легкаго,     единаго,     двойного     и
                     цип*,     одну   идею    по   всѣмъ    моментам*,      какъ    развивает*     Гегель                        множественна™.         Мало     того:  Платонъ      говоритъ     объ   идеяхъ     не-
                     свой   абсолют*.      Напротивъ,       Платонъ     имѣлъ    въ   виду    приведете                         суща™,      или   того,  чтб   по   своей    сущности     есть   только    противо-
                     идей,    происшедших*         изъ   Сократовыхъ        поннтій,     въ   логическій                        положность       идеи;   именно,    говоритъ      объ    идее   неправды       и  не-

                     порядок*,      ибо   и  понятія     имѣютъ      логическій      порядок*,      а  его                      справедливости,       порочности,      дурного,    гнуснаго,    постыднаго       Это
                     находит*      Платонъ     посредствомъ       пе  дедукціи,     a   индукціи,    т.-е.                      оттого,    что   Платонъ     признавал*,        что   всякому     предмету     соот-
                     посредствомъ      развитія,   основаннаго       на  апостеріорноыъ,        т.-е.   на                      ветствует*      идея,   и   потому     должно     было     признать,     что     есть
                     опытном*      воспріятіи     единичностей,       на  болыпемъ      или   меньшем*                          идея    и  иесущаго;       словом*,     у  Платона      нет*    ничего       чтб   не
                     опредѣленіи      ихъ,    такъ    что  чѣмъ     менѣе     объединяется       единич-                        имело    бы   своей   идеи,   какъ    и  понятія.    Поскольку      можно     пока-

                     ностей,    тѣмъ    идеи    стоят*     ниже    въ   этомъ    рядѣ    идей,   какъ    и                     зать    оощее     во   многихъ     единичностяхъ,         объединить      ихъ     по-
                     понятія.     Отсюда      видно,    что   Платоновы      идеи,    какъ    и   Сокра-                       стольку     и  можно     говорить     объ  идеяхъ,    понятіяхъ.      Предел*     д м
                     товы    понятія,    находятся     между     собою     въ  такомъ     соотношеніи,                         идеи    Платона       только    там*,    где    уже    невозможно        обобщеніе
                     что   однѣ   изъ    нихъ    болѣе    или   менѣе     низшія,    a   другія    болѣе                       единичностей,        г Де  множественность          единичностей,      явленій     не
                     или   менѣе    высшія,     восходя      все  болѣе    и   болѣе    до   верховной                         можетъ     быть   заключена       въ  единство,     г Де  нет*   бытія,   какъ    го-
                     идеи;    следовательно        всѣ  опѣ    вмѣстѣ,    какъ    міръ    идей,    пред-                       воритъ    Платонъ,      где   есть  только    абсолютное,      безпокойное      дви-

                    ставляют*      собою    постепенный,       неизменный       ряд*    идей,   начиная                        жете,     сгановлете,       так*    что   ничего    нельзя     уловить     твердого
                    отъ    самых*    низших*      и   восходя    до  самых*      высших*.      Поэтому                         въ   этомъ   становленіи.      Например*,       Платонъ     не  признавалъ      идеи
                    идей    у  Платона      безчисленное,      неопределенное         множество;(ибо                           различных*       запахов*,     отвергая      ихъ   общность,       единство      ибо
                    изъ    всякаго    Сократова     понятія     у  Платона     развивается      идея,    а                    вся К] и   запах*    есть,   по   его   мненію,      становленіе,      безпокойное

                    понятій     у   Сократа      безчисленное       множество.       Притом*,       такъ                      движете,       не  дошедшее        до   определенна™          бытія,   какъ     цели
                    какъ    только    идеи    суть   у  него   реальности,       истинно-сущее,        то                     становленья,      а  следовательно       есть   только    переходный       момент*
                                                                                                                              въ   становленіи,      не    шѣ ющій       ничего     твердого.      Впосл дствіи
                                                                                                                                                                                                           ѣ
   296   297   298   299   300   301   302   303   304   305   306