Page 301 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 301
идеи возводятся къ одной идеѣ, одному верховному принципу,
ѣ
какъ у Гегеля, къ абсолютной идеѣ, абсолюту. Напротивъ, у Пла- ничего н тъ и ничего нельзя себѣ представить, помыслить о
тона каждая идея, какъ и у Сократа каждое понятіе, есть сущее чемъ-либо, что не имѣло бы соответствующей себе идеи ибо
само по себѣ и для себя. Взаимное же соотношеніе между идеями, иначе тЬ было бы абсолютно-несущее, что не можетъ быть
какъ и между Сократовыми понятіями, есть только причастіе представлено, мыслимо, а следовательно и познаваемо. А но-
ѣ
ихъ или общность, т.-е. всѣ идеи суть только части одного том^ГІлатонъ порицал* т хъ мыслителей, которые не решаются
общаго имъ всецѣ лаго міра идей, какъ истинно-сущаго, ко- признать идеи чего бы то ни было, даже самаго низкаго О
торое есть единое, и которое состоитъ изъ безчисленнаго них* Платой* говоритъ, что они вовсе не дозрЬли до фило-
множества идей; ибо понятіе о цѣломъ предполагается ча- софскаго мышленія. Напротивъ, самъ Платонъ все возводит*
стями его—и наоборот*. Другими словами, каждая идея есть к* идеямъ, не только великое, но и самое низкое, не только
ѣ
вм стѣ одна, опредѣленная, такая-то идея изъ всей единой ироизьеденія природы, но и все человеческія искусства не
совокупности безчисленнаго множества идей, как* и понятіе только тб, чтб мы называем* именами существительными ' но
Сократа есть одно, опредѣленное понятіе изъ всей совокуп- и все имена прилагательным, глаголы, все грамматическая формы
ности понятій, ГІоэтбму^Платонъ вовсе (бё имѣлъ въ виду чисто и все математическія тела. Онъ, например*, говоритъ объ идеях*
апріорнаго, предшествующа™ опыту построенія міра идей, т.-е!) правды и справедливости, человека, господина, раба, объ идеяхъ
не исходилъ изъ одной идеи, какъ изъ одного верховнаго прин- здоровья, покоя, движенія, огня, воды, воздуха, стола, кровати
ципа, чтобы потомъ посредствомъ дедукціи вывести изъ него всѣ кубка, шила, величины, цвета, силы, голоса, звука, объ идеяхъ
идеи, или чтобы діалектически развить этот* верховный прин- великаго и малаго, тяжела™ и легкаго, единаго, двойного и
цип*, одну идею по всѣмъ моментам*, какъ развивает* Гегель множественна™. Мало того: Платонъ говоритъ объ идеяхъ не-
свой абсолют*. Напротивъ, Платонъ имѣлъ въ виду приведете суща™, или того, чтб по своей сущности есть только противо-
идей, происшедших* изъ Сократовыхъ поннтій, въ логическій положность идеи; именно, говоритъ объ идее неправды и не-
порядок*, ибо и понятія имѣютъ логическій порядок*, а его справедливости, порочности, дурного, гнуснаго, постыднаго Это
находит* Платонъ посредствомъ пе дедукціи, a индукціи, т.-е. оттого, что Платонъ признавал*, что всякому предмету соот-
посредствомъ развитія, основаннаго на апостеріорноыъ, т.-е. на ветствует* идея, и потому должно было признать, что есть
опытном* воспріятіи единичностей, на болыпемъ или меньшем* идея и иесущаго; словом*, у Платона нет* ничего чтб не
опредѣленіи ихъ, такъ что чѣмъ менѣе объединяется единич- имело бы своей идеи, какъ и понятія. Поскольку можно пока-
ностей, тѣмъ идеи стоят* ниже въ этомъ рядѣ идей, какъ и зать оощее во многихъ единичностяхъ, объединить ихъ по-
понятія. Отсюда видно, что Платоновы идеи, какъ и Сокра- стольку и можно говорить объ идеяхъ, понятіяхъ. Предел* д м
товы понятія, находятся между собою въ такомъ соотношеніи, идеи Платона только там*, где уже невозможно обобщеніе
что однѣ изъ нихъ болѣе или менѣе низшія, a другія болѣе единичностей, г Де множественность единичностей, явленій не
или менѣе высшія, восходя все болѣе и болѣе до верховной можетъ быть заключена въ единство, г Де нет* бытія, какъ го-
идеи; следовательно всѣ опѣ вмѣстѣ, какъ міръ идей, пред- воритъ Платонъ, где есть только абсолютное, безпокойное дви-
ставляют* собою постепенный, неизменный ряд* идей, начиная жете, сгановлете, так* что ничего нельзя уловить твердого
отъ самых* низших* и восходя до самых* высших*. Поэтому въ этомъ становленіи. Например*, Платонъ не признавалъ идеи
идей у Платона безчисленное, неопределенное множество;(ибо различных* запахов*, отвергая ихъ общность, единство ибо
изъ всякаго Сократова понятія у Платона развивается идея, а вся К] и запах* есть, по его мненію, становленіе, безпокойное
понятій у Сократа безчисленное множество. Притом*, такъ движете, не дошедшее до определенна™ бытія, какъ цели
какъ только идеи суть у него реальности, истинно-сущее, то становленья, а следовательно есть только переходный момент*
въ становленіи, не шѣ ющій ничего твердого. Впосл дствіи
ѣ