Page 299 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 299

всей   сто   философіи;      въ   самомъ     д л ,     если   только    идеи при-                           против®,^за      истинную       реальность      онъ   признает®       все   множе-
                                                                        ѣ
                                                                     ѣ
                      знаются      какъ     в чныя      первопричины,         силы,     то  внѣ    идей   и                       ство   идеи,   весь  міръ   идей.   Поэтому    Платонъ     ие  ставит®     ни  идеи
                                             ѣ
                      рядомъ     съ  ними     невозможна       никакая       другая,     равно     в чная                        вообще,     ни какой-либо         единичной     идеи    въ  особенности      такимъ
                                                                                                    ѣ
                      д ятельная      сила.    Сами    идеи    суть   д ятельныя,      живыя     причины                         верховнымъ       принципом®,       изъ   котораго     выводилось      бы   все   без-
                       ѣ
                                                                       ѣ
                      и  силы,    дающія      бытіе,     суіцествованіе      чувственным®        вещам®;                         численное      множество      идей;    слѣдовательно      онъ    не   употреблял®
                      а  такъ    какъ   это   бытіе    таково,   что  оно   можетъ    быть   объясняемо                          СЛОВО    „идея      въ   единственном®       числѣ,    въ смыслѣ      одного   вер-
                      только     цѣлесообразною,         мудрою       д ятельностью,        то    значить                        ховна™      принципа.       Можно      въ   этомъ    отношеніи       сказать,   что
                                                                       ѣ
                      идеям®     должно     приписать      умъ;   такъ    что  идеи    у  Платона     суть                       Платонъ      не  принимал®      одного    верховна™        принципа,      а  безчи-

                      верховныя      причины      мышленія,      ума, бытія      вообще.                                         сленное    множество     верховных®      принципов®,      называя     ихъ  идеями
                           Таковы     значенія     идей    вообще.                                                              такъ   что   всѣ   эти  идеи    вм ст ,     все единство      безчисленнаго     ихъ
                                                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                                                   ѣ
                           Въ    разсмотр нныхъ         нами    различных®        зпаченіяхъ,      прида-                       множества,        весь   міръ    идей    былъ     для    Платона       верховнымъ
                                            ѣ
                      ваемых®      Платоном®        идеям®,      иовѣйшіе      метафизики       находятъ                        принципом®        всего   бытія    и  всего   мышленія.      Спрашивается: по-
                      протнворѣчія,       болѣе    или менѣе     неразрѣшимыя,        но  прибавляют®,                          чему    же   верховный      принципъ      у   Платона     не  есть   ни   идея   во-

                      что   главное,    существенное,       плодотворное       для   всей    Платоновой
                                                                                                                                           і
                                                                                                                                                                                                     а
                                                                                                                                                                   4
                                                                                                                                                                                   Г е н н о е ™ ,
                                                                                                                                                                                                                весь
                                                                                                                                                                                                        есть
                                                                                                                                                                     и д е я
                                                                                                                                                       е д и и и т а а
                                                                                                                                                                              В Ъ
                      фидософіи      воззрѣніе     Платона     на   идеи    состоит®     не  въ  т хъ   его                     Г    Л идеи?   Т Это  потому,     чт£Шлатоновы         идеи    произошли,      раз-
                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                Міръ
                      опред леніяхъ,       по   которымъ       идеи   обозначаются        у  него     как®
                             ѣ
                                                                                                                                          Г Г
                                                                                                                                                                                   "О"*™-
                                                                                                                                                                                                или
                                                                                                                                                                                                       Платоновы
                                                                                                                                                                                '
                                                                                                                                                                    т ю б щ и х т
                                                                                                                                                     Р а Т 0 В Ы Х Ъ
                      роды,     сущности,       числа   и   силы,   а   въ  томъ     его    опредѣленін                         и : Г е ѵ суть Ъ  Сократовы   всеобщія     понятія,    превращенным         Плато-
                                                                                                                                идеи
                      идей,   что   въ   идеях®     соединяются       у  него   въ   единство      единое                       ном®    изъ   субъективных®        норм®    мышленія     челов ка,     какъ   раз-
                                                                                                                                                                                                ѣ
                      и  множественное,         т.-е.  всеобщее      и  особенное,      самосущая      от-                                             В °  0 б Щ е '  В Ъ  обыкновенные     роды,    субстанціи,
                      дѣльная     единица     и   безконечно-различная         множественность;        ибо                     единицы      и  силы,    словомъ-въ        объективный      реальности.      А  но-
                      всл дствіе     только    такого    опредѣленія      идей    Платонъ     могъ   при-                       І Я Т 1  \  п о  ( ± Р У'  было  безчисленное     множество,      следовательно
                          ѣ
                                                                                                                                              о к
                                                                                                                                                  а т
                      знать   не   одну    идею,    а  множество      идей,    состоящих®      въ   един-                      и  идей    у  Платона     тоже   безчисленное      множество.     Но,   произойдя
                      ствѣ ,  или могъ      признать     единый     міръ   безчисленнаго      множества                        изъ   Сократовыхъ        всеобщих®     понятій,     и  Платоновы       идеи,   какъ
                      идей,    соединеиныхъ         между     собою      въ   одно    цѣлое.     Поэтому                       и  Сократовы      понятія,    были    на   самомъ            не что    иное    как®
                                                                                                                                                                                    дѣлѣ
                      спрашивается:       какъ    же   онредѣляетъ       Платонъ     ближайшим®        об-                     только    отвлеченіе     отъ   опыта,     обобщеніе,      объединеніе      едапич-
                      разом®    міръ    идей   и   ихъ   единство      вообще,     и  как®    оиъ   опре-                     посіеи,     хотя    въ  этомъ    и   не   сознается    Платонъ,       считая    идеи
                      дѣляетъ    особенно      верховную      идею    добра?    Так®   мы   переходим®                         WTO     умозрительными,          которыя      умъ   сознает®     помимо     опыта
                      къ  разсмотрѣнію        послѣдняго      ученія    объ   идеях®.                                        д»ідучи     же    не  болѣе   какъ   отвлеченіемъ      отъ  единичностей        обоб-
                           О   мірѣ    идей    вообще    и   о  верховной     идеѣ   добра    въ особен-                      щением®,     объединеніемъ      ихъ,   Платоновы      идеи  представляюсь,       по-
                      ности.     Подъ    міромъ     идей   вообще     Платонъ     разумѣетъ      всю    со-                   этому,   такой    же постепенный        ряд®   идей,  какъ    и   Сократовы     по-
                      вокупность,      систему,     соединеніе      въ  единое     всецѣлое      призна-                      н я т ,  именно,     вслѣдствіе     все бблыпаго      и   болыпаго     обобщенія
                      ваемаго    ІІлатономъ       безчисленнаго       множества      идей.    И   въ  са-                     мышленіе     постепенно      восходит®     отъ   идей   какъ   особенностей      къ
                     момъ     дѣлѣ,   Платонъ     обыкновенно       говорит®     объ  идеях®     во мно-                      идеям®    какъ    всеобщему,      подобно     тому   какъ   мышленіе      такъ   же
                     жественном®        числ ,    а  если    и  говорит®     о  нихъ    въ   единствен-
                                              ѣ
                     ном®    числѣ,    то  или   какъ    объ одной     изъ   множества      идей,   опре-                    вы   Гм  е Н П О п  О С Х О А И Т Ъ  °  Т Ъ  С а М Ы Х Ъ  Н И З Ш И Х Ъ  ы о н я т і й  " »  самым®
                     дѣленной      но своему      содержанію      идеѣ,    или   чтобы   выразить     по-                    высшим®.       Платоновы      идеи,   какъ   и  Сократовы     понятія,    не   пред-
                     пятіе    объ  идеѣ   вообще,     но   не   въ   томъ   смыслѣ,    чтобы   онъ   при-                    ставляют®      собою     на  самомъ     дѣлѣ    такого    діалектическаго      раз-
                                                                                                                                                                                                     особенное
                                                                                                                             в и т ,
                                                                                                                                      потому
                                                                                                                                                              он ,
                                                                                                                                                                               множественное,
                                                                                                                                                                       как®
                                                                                                                                                  что
                                                                                                                                                                  ѣ
                     знавал®    за  истинную     реальность,     за сущее    только   одну   идею;    на-                    сливаются       въ  одну   всѣ      какъ   ея   моменты,     или  потому    что  всѣ
                                                                                                                                                        идею,
   294   295   296   297   298   299   300   301   302   303   304