Page 299 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 299
всей сто философіи; въ самомъ д л , если только идеи при- против®,^за истинную реальность онъ признает® все множе-
ѣ
ѣ
знаются какъ в чныя первопричины, силы, то внѣ идей и ство идеи, весь міръ идей. Поэтому Платонъ ие ставит® ни идеи
ѣ
рядомъ съ ними невозможна никакая другая, равно в чная вообще, ни какой-либо единичной идеи въ особенности такимъ
ѣ
д ятельная сила. Сами идеи суть д ятельныя, живыя причины верховнымъ принципом®, изъ котораго выводилось бы все без-
ѣ
ѣ
и силы, дающія бытіе, суіцествованіе чувственным® вещам®; численное множество идей; слѣдовательно онъ не употреблял®
а такъ какъ это бытіе таково, что оно можетъ быть объясняемо СЛОВО „идея въ единственном® числѣ, въ смыслѣ одного вер-
только цѣлесообразною, мудрою д ятельностью, то значить ховна™ принципа. Можно въ этомъ отношеніи сказать, что
ѣ
идеям® должно приписать умъ; такъ что идеи у Платона суть Платонъ не принимал® одного верховна™ принципа, а безчи-
верховныя причины мышленія, ума, бытія вообще. сленное множество верховных® принципов®, называя ихъ идеями
Таковы значенія идей вообще. такъ что всѣ эти идеи вм ст , все единство безчисленнаго ихъ
ѣ
ѣ
Въ разсмотр нныхъ нами различных® зпаченіяхъ, прида- множества, весь міръ идей былъ для Платона верховнымъ
ѣ
ваемых® Платоном® идеям®, иовѣйшіе метафизики находятъ принципом® всего бытія и всего мышленія. Спрашивается: по-
протнворѣчія, болѣе или менѣе неразрѣшимыя, но прибавляют®, чему же верховный принципъ у Платона не есть ни идея во-
что главное, существенное, плодотворное для всей Платоновой
і
а
4
Г е н н о е ™ ,
весь
есть
и д е я
е д и и и т а а
В Ъ
фидософіи воззрѣніе Платона на идеи состоит® не въ т хъ его Г Л идеи? Т Это потому, чт£Шлатоновы идеи произошли, раз-
ѣ
Міръ
опред леніяхъ, по которымъ идеи обозначаются у него как®
ѣ
Г Г
"О"*™-
или
Платоновы
'
т ю б щ и х т
Р а Т 0 В Ы Х Ъ
роды, сущности, числа и силы, а въ томъ его опредѣленін и : Г е ѵ суть Ъ Сократовы всеобщія понятія, превращенным Плато-
идеи
идей, что въ идеях® соединяются у него въ единство единое ном® изъ субъективных® норм® мышленія челов ка, какъ раз-
ѣ
и множественное, т.-е. всеобщее и особенное, самосущая от- В ° 0 б Щ е ' В Ъ обыкновенные роды, субстанціи,
дѣльная единица и безконечно-различная множественность; ибо единицы и силы, словомъ-въ объективный реальности. А но-
всл дствіе только такого опредѣленія идей Платонъ могъ при- І Я Т 1 \ п о ( ± Р У' было безчисленное множество, следовательно
ѣ
о к
а т
знать не одну идею, а множество идей, состоящих® въ един- и идей у Платона тоже безчисленное множество. Но, произойдя
ствѣ , или могъ признать единый міръ безчисленнаго множества изъ Сократовыхъ всеобщих® понятій, и Платоновы идеи, какъ
идей, соединеиныхъ между собою въ одно цѣлое. Поэтому и Сократовы понятія, были на самомъ не что иное как®
дѣлѣ
спрашивается: какъ же онредѣляетъ Платонъ ближайшим® об- только отвлеченіе отъ опыта, обобщеніе, объединеніе едапич-
разом® міръ идей и ихъ единство вообще, и как® оиъ опре- посіеи, хотя въ этомъ и не сознается Платонъ, считая идеи
дѣляетъ особенно верховную идею добра? Так® мы переходим® WTO умозрительными, которыя умъ сознает® помимо опыта
къ разсмотрѣнію послѣдняго ученія объ идеях®. д»ідучи же не болѣе какъ отвлеченіемъ отъ единичностей обоб-
О мірѣ идей вообще и о верховной идеѣ добра въ особен- щением®, объединеніемъ ихъ, Платоновы идеи представляюсь, по-
ности. Подъ міромъ идей вообще Платонъ разумѣетъ всю со- этому, такой же постепенный ряд® идей, какъ и Сократовы по-
вокупность, систему, соединеніе въ единое всецѣлое призна- н я т , именно, вслѣдствіе все бблыпаго и болыпаго обобщенія
ваемаго ІІлатономъ безчисленнаго множества идей. И въ са- мышленіе постепенно восходит® отъ идей какъ особенностей къ
момъ дѣлѣ, Платонъ обыкновенно говорит® объ идеях® во мно- идеям® какъ всеобщему, подобно тому какъ мышленіе такъ же
жественном® числ , а если и говорит® о нихъ въ единствен-
ѣ
ном® числѣ, то или какъ объ одной изъ множества идей, опре- вы Гм е Н П О п О С Х О А И Т Ъ ° Т Ъ С а М Ы Х Ъ Н И З Ш И Х Ъ ы о н я т і й " » самым®
дѣленной но своему содержанію идеѣ, или чтобы выразить по- высшим®. Платоновы идеи, какъ и Сократовы понятія, не пред-
пятіе объ идеѣ вообще, но не въ томъ смыслѣ, чтобы онъ при- ставляют® собою на самомъ дѣлѣ такого діалектическаго раз-
особенное
в и т ,
потому
он ,
множественное,
как®
что
ѣ
знавал® за истинную реальность, за сущее только одну идею; на- сливаются въ одну всѣ какъ ея моменты, или потому что всѣ
идею,