Page 295 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 295

же   и  числами.     Притомъ      Аристотель       намекаете,     что   у  Платона                        тическими      ч исл амнг    опредѣля     готся  только     вел ич и ни,    ном и мо
                     ученіе    его  объ    идеяхъ     впачалѣ    было     независимо       отъ    ученія                       особаго     содержания,       качества     этихъ    величинъ;     а   идеальными

                     о   числахъ;      вначалѣ      ТІлатонъ     не    обозначалъ      идеи    числами,                        числами     выражаются       оиредѣленпости        умозрительныхъ         понятій,
                     развѣ     только     зародыши       воззрѣнія     на   идеи     какъ    на    числа                       или   идей,   изъ   которыхъ       каждая      имѣетъ     свое     особое    содер-
                     выказываются        въ  н которыхъ       м стахъ    его   разговоровъ.     Въ   раз-                     жание,     или   всякое     математическое        число     равно     другому      по
                                                                ѣ
                                               ѣ
                     говорѣ      „Филебъ"       Платонъ      признаете       Пиѳагорово       ученіе     о                    своему    роду,   качеству    и  отлично    только   по   величинѣ,     въ  количе-
                     соединеніи     единаго      и   множественна™         за   главную     основу    его                     ственномъ      отношеніи;      а  идеальное      число    отличается      отъ   дру-
                     діалектики,    a   ішѳагорейцы       говорили     объ   отношеніи       единаго    и                     гого   по   качеству,     своему    содержанію.      Сверхъ     того   въ   идеаль-

                     множественна™         по   отноптенію     къ  числамъ:     следовательно       Пла-                      ныхъ    числахъ    есть   предыдущее      и  последующее       число,    т.-е.
                     тонъ    переносите      на   идеи    тѣ   свойства,     которыя     пиѳагорейцм                          идеи    предшествуют»        другимъ,     которыя     слѣ дуютъ    за  ними,    однѣ
                                                                                                                                                                                                              т.-е.
                     придавали       числамъ.      Далѣ е    Платонъ       въ   числахъ      признаете                                идеи    суть   высшія,     a  другія—низшія,          т.-е.  высшія     суть
                                                                                                                              однѣ
                     средній    членъ,     связующій        идеи   съ   одной    стороны     и   явленія                      основы     для   низшихъ,     подчиняютъ        ихъ   себѣ.   А    если   такъ,    то
                     съ   другой    стороны,     т.-е.  числа    суть   идеи,    но  которымъ      опре-                      следовательно      между     идеями,    какъ    числами,     есть   строгій,      из-

                     деляется     все  чувственное,       количество      чувственных!»        вещей    и                     вестный,     определенный       порядокъ:             идеи    высшія,     a  другія
                                                                                                                                                                            однѣ
                     все   протяженіе       величинъ.      Вотъ    почему     числа    и   пригодились                        все  болѣе     и   более    низшія;      те   суть   предшествующія,          а  эти
                     Платону     особенно      для   того,   чтобы    сдѣлать    изъ   нихъ     символы                      суть     послѣдующія.        Напротивъ,        о   математическихъ          числахъ
                     идей;   такъ    что   если   Платонъ      хотѣ лъ    вмѣсто    идеи,   какъ   чисто                     нельзя     этого     сказать;          единицы      равны,     одна    не   служитъ
                     умозрительна™,       поставить     ихъ   наглядное     символическое      выраже-                       основою      другой,    ибо      всѣ ие   отличаются       другъ    отъ   друга    по
                                                                                                                                                           онѣ
                     ніе,  то   всего   ближе     было   ему    выразить    идею    въ  формѣ     числа,                     содержанію;       следовательно       и тъ   того   рода   чиселъ   между      мате-
                     въ  формѣ     математической.         Но,    по   свидетельству       Аристотеля,                       матическими        числами,      какой  ѣ  есть    между      идеальными.        Та-

                     если   Платонъ      и  говорилъ,      что   единичныя       вещи,    чувственныя                        кая   позднѣйшая        форма      математическаго        ученія    Платона      объ
                     существа     суть   реальности,       вслѣдствіе      причастія     ихъ    идеямъ,                      идеяхъ      какъ     умозрительныхъ         единицахъ         особенно       приви-
                     того   не   говорили      и  не  могли    сказать    о  числахъ     пиѳагорейцы.                        лась   платоникамъ,        которые     много      занимались       определеніемъ
                     Но   изъ    этого—говоритъ          Аристотель—вовсе          не   слѣдуетъ,     что                    отношеній       между     числами      и   идеями;     а   потому     когда    Ари-

                     ІІлатоново     ученіе    объ   идеяхъ     существенно      отличалось      отъ  Пи-                     стотель    говоритъ      о  числахъ     какъ    идеяхъ,     то  говоритъ      обык-
                     оагорова     ученія    о  числахъ.     Напротивъ,       Аристотель       говоритъ,                      новенно      объ    ученіи    платониковъ,        а    не    собственно      только
                     чіо    Платонъ      отступилъ      отъ    Пи агорова        ученія     о   числахъ                      Платона.      Собственно       для    самого    Платона      существенна       была
                                                                   ѳ
                     только   въ  слѣдующихъ       отношеніяхъ:      а)  Платонъ    сдѣлалъ    различіе                      въ  этомъ    ученіи     объ    идеяхъ,     какъ    умозрительныхъ         числахъ,
                     между    числами     математическими,       чувственными       и  между    идеаль-                     только    та   мысль,    что   единое     и  множественное        должны      соеди-
                     ными,    умозрительными,         первообразными;        б)   Платонъ     отдѣлилъ                      няться,     въ  противоположность          ученію     Элеатовъ      и   Гераклита.
                     бытіе   идеальныхъ       чиселъ     отъ   бытія   воспринимаемыхъ           чиселъ,                    Въ    самомъ              идеи    у  Платона,      какъ    единство     единаго     и
                                                                                                                                             дѣлѣ
                     чего   не  сдѣлали     пиѳагорейцы      со  своими    числами;    в)  математиче-                      множественна™,         суть   конкретныя,        а  не   абстрактный,      т.-е.   не
                     скія   числа   состоять    изъ  однородныхъ       единицъ,     а  потому    каждая                     отвлеченія     единаго     отъ   множественна™,        и   множественна™         отъ
                     единица,      число     можетъ      быть   сложено      съ  другою      единицею,                      единаго,     а  единое    и  множественное        срослись               такъ,   что
                                                                                                                                                                                              ѣ
                                                                                                                                                                                           вм стѣ
                     числомъ.     Напротивъ,       идеальныя      числа   не   имѣютъ      этого   свой-                    идеи   у   Платона     суть   единство    противоположностей,          ибо  каждая
                     ства,    ибо    каждая      идея    имѣетъ      отличное      содержаніе,     а   не                   идея   есть   сама    для   себя   единое,    единица,     имѣетъ    свое   отд ль-
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                     только     отдѣльное      бытіе,    такъ     что    складывать      идеи    нельзя;                    ное    бытіе,   отличное     содержаніе,       но    съ   тѣмъ               такихъ
                                                                                                                                                                                              вмѣстѣ
                    цельзя    сказать:   идея   стола+идея        человѣка.     Поэтому    г)   матема-                     идей  множество.      Соединеніе       ихъ   составляете      единство,     единый



                                                                                                                                   111                                                                 19
   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300