Page 295 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 295
же и числами. Притомъ Аристотель намекаете, что у Платона тическими ч исл амнг опредѣля готся только вел ич и ни, ном и мо
ученіе его объ идеяхъ впачалѣ было независимо отъ ученія особаго содержания, качества этихъ величинъ; а идеальными
о числахъ; вначалѣ ТІлатонъ не обозначалъ идеи числами, числами выражаются оиредѣленпости умозрительныхъ понятій,
развѣ только зародыши воззрѣнія на идеи какъ на числа или идей, изъ которыхъ каждая имѣетъ свое особое содер-
выказываются въ н которыхъ м стахъ его разговоровъ. Въ раз- жание, или всякое математическое число равно другому по
ѣ
ѣ
говорѣ „Филебъ" Платонъ признаете Пиѳагорово ученіе о своему роду, качеству и отлично только по величинѣ, въ количе-
соединеніи единаго и множественна™ за главную основу его ственномъ отношеніи; а идеальное число отличается отъ дру-
діалектики, a ішѳагорейцы говорили объ отношеніи единаго и гого по качеству, своему содержанію. Сверхъ того въ идеаль-
множественна™ по отноптенію къ числамъ: следовательно Пла- ныхъ числахъ есть предыдущее и последующее число, т.-е.
тонъ переносите на идеи тѣ свойства, которыя пиѳагорейцм идеи предшествуют» другимъ, которыя слѣ дуютъ за ними, однѣ
т.-е.
придавали числамъ. Далѣ е Платонъ въ числахъ признаете идеи суть высшія, a другія—низшія, т.-е. высшія суть
однѣ
средній членъ, связующій идеи съ одной стороны и явленія основы для низшихъ, подчиняютъ ихъ себѣ. А если такъ, то
съ другой стороны, т.-е. числа суть идеи, но которымъ опре- следовательно между идеями, какъ числами, есть строгій, из-
деляется все чувственное, количество чувственных!» вещей и вестный, определенный порядокъ: идеи высшія, a другія
однѣ
все протяженіе величинъ. Вотъ почему числа и пригодились все болѣе и более низшія; те суть предшествующія, а эти
Платону особенно для того, чтобы сдѣлать изъ нихъ символы суть послѣдующія. Напротивъ, о математическихъ числахъ
идей; такъ что если Платонъ хотѣ лъ вмѣсто идеи, какъ чисто нельзя этого сказать; единицы равны, одна не служитъ
умозрительна™, поставить ихъ наглядное символическое выраже- основою другой, ибо всѣ ие отличаются другъ отъ друга по
онѣ
ніе, то всего ближе было ему выразить идею въ формѣ числа, содержанію; следовательно и тъ того рода чиселъ между мате-
въ формѣ математической. Но, по свидетельству Аристотеля, матическими числами, какой ѣ есть между идеальными. Та-
если Платонъ и говорилъ, что единичныя вещи, чувственныя кая позднѣйшая форма математическаго ученія Платона объ
существа суть реальности, вслѣдствіе причастія ихъ идеямъ, идеяхъ какъ умозрительныхъ единицахъ особенно приви-
того не говорили и не могли сказать о числахъ пиѳагорейцы. лась платоникамъ, которые много занимались определеніемъ
Но изъ этого—говоритъ Аристотель—вовсе не слѣдуетъ, что отношеній между числами и идеями; а потому когда Ари-
ІІлатоново ученіе объ идеяхъ существенно отличалось отъ Пи- стотель говоритъ о числахъ какъ идеяхъ, то говоритъ обык-
оагорова ученія о числахъ. Напротивъ, Аристотель говоритъ, новенно объ ученіи платониковъ, а не собственно только
чіо Платонъ отступилъ отъ Пи агорова ученія о числахъ Платона. Собственно для самого Платона существенна была
ѳ
только въ слѣдующихъ отношеніяхъ: а) Платонъ сдѣлалъ различіе въ этомъ ученіи объ идеяхъ, какъ умозрительныхъ числахъ,
между числами математическими, чувственными и между идеаль- только та мысль, что единое и множественное должны соеди-
ными, умозрительными, первообразными; б) Платонъ отдѣлилъ няться, въ противоположность ученію Элеатовъ и Гераклита.
бытіе идеальныхъ чиселъ отъ бытія воспринимаемыхъ чиселъ, Въ самомъ идеи у Платона, какъ единство единаго и
дѣлѣ
чего не сдѣлали пиѳагорейцы со своими числами; в) математиче- множественна™, суть конкретныя, а не абстрактный, т.-е. не
скія числа состоять изъ однородныхъ единицъ, а потому каждая отвлеченія единаго отъ множественна™, и множественна™ отъ
единица, число можетъ быть сложено съ другою единицею, единаго, а единое и множественное срослись такъ, что
ѣ
вм стѣ
числомъ. Напротивъ, идеальныя числа не имѣютъ этого свой- идеи у Платона суть единство противоположностей, ибо каждая
ства, ибо каждая идея имѣетъ отличное содержаніе, а не идея есть сама для себя единое, единица, имѣетъ свое отд ль-
ѣ
только отдѣльное бытіе, такъ что складывать идеи нельзя; ное бытіе, отличное содержаніе, но съ тѣмъ такихъ
вмѣстѣ
цельзя сказать: идея стола+идея человѣка. Поэтому г) матема- идей множество. Соединеніе ихъ составляете единство, единый
111 19