Page 292 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 292

идея,  какъ  субстанція,  опредѣлена  въ  своемъ  содержаніи  (идея  метъ,  сл дователыю  приписать  имъ,  какъ  предмету,  объектив-
                         ѣ
 стола,  челов ка,  истины,  красоты).  Идея  Платона  не  есть  ное  бытіе.  Напротивъ,  Платоновы  идеи  суть  субстанціи,  имѣю-
 ѣ
 также  и  субстанція,  въ  смыслѣ  новыхъ  философовъ,  напри-  щія  объективное,  дѣйствительное  бытіе,  а  не  фантастическое.
 мѣ ръ  Гербарта.  ІІо  ученію  Гербарта  субстанція  есть  суще-  Далѣ е,  Платоновы  идеи,  какъ  субстанціи,  не  суть  субстанціи
 ство,  которому  принадлежать  многія  измѣнчивыя  качества,  несуществугощихъ  въ  дѣйствительности,  не-реалыіыхъ  идеаловъ;
 между  тѣмъ  какъ  само  это  существо  остается  пребывающим!;  напротивъ,  Платоновы  идеи  суть  реальности.  Наконецъ,  онѣ
 следовательно  субстанція  у  Гербарта  есть  TÖ,  ЧТ0  ВЪ  филосо-  не  суть  субстаиціи  въ  субъективныхъ  мыслей  ни  чело-
                                             смыслѣ
 фіи  называется  субстратомъ:  существо  остается  неподвижнымъ,  в ческаго,  ни  божествениаго  мірового  ума,  въ  смыслѣ  ироиз-
              ѣ
 а  качества  измѣняются,  какъ  бы  ползутъ  въ  немъ.  Область  же  веденій  дѣятельности  этого  ума,  мыіплеиія.  Напротивъ,  Плато-
 ІТлатоновыхъ  идей,  какъ  субстапцій,  есть  область  истинно-су-  новы  идеи,  какъ  субстанціи,  не  произошли  и  ие  происходите
 щаго,  заключающаго  въ  себѣ  реальность,  такъ  что  кромѣ  этого  ии^изъ  чего,  не  суть  продукты  чего-либо.  „Самъ  божествен-

 сущаго  нѣ тъ  ничего  сущаго,  въ  смыслѣ  пребывающаго,  не-  ный  умъ"—говорите  Платонъ—„руководится  идеями".  Равиммъ
 измѣннаго.  Эта  область  идей  можетъ  быть  названа  сверхчув-  образомъ  идеи  не  суть  субстанціи  въ  смыслѣ  существенныхъ
 ственною;  только  въ  этой  области  боги  и  чистыя  души  созер-  человѣку  мыслей,  не  имѣющихъ  ипого  бытія,  бытія  въ
                                                                             кромѣ
 цаютъ  безтѣлесиую  субстанцію,  идеи,  возвышающіяея  надъ  человѣка;  не  суть  мысли,  понятія  человѣка  о  сущности
            умѣ
 вс мъ  становленіемъ  въ  формѣ  красоты.  Эта  идея  красоты  есть  вещей.  Напротивъ,  онѣ  суть  сами  эти  сущности,  субстанціи.
 ѣ
 сама  по  себѣ  и  для  себя  сущее,  такъ  что  она  можетъ  и  быть,  Такому  Платонову  воззрѣнію  на  идеи,  какъ  субстанціи  въ  его
 и  не  быть  въ  чемъ-либо  другомъ.  „Она"—говорите  Платонъ—  смысл!»,  нисколько  не  противорѣчитъ  то,  что  Платонъ  считаете
 „не  существуете»  въ  живомъ  существ ,  а  существуете»  для  себя  идеи  такими  первообразами,  по  которымъ  божественный  умъ
 ѣ
 и  по  себѣ;  она  пребываете  однородною,  не  смѣшиваясь  ии  образовалъ  міръ;  или  что  идеи  суть  субстанціи,  присутствіе

 съ  ч мъ,  и  ничего  не  терпите  отъ  измѣненія  того,  чт0  ей  которыхъ  сознаетъ  въ  умъ  человѣка,  ибо  это  не  значите»
 ѣ
                                           себѣ
 причастно  (т.-е.  если  вещь  прекрасна,  то  прекрасное  въ  ней  у  Платона,  что  идеи  суть  продукты  или  божескаго  ума,  иди
 не  измѣ ыяется)".  Субстанція  есть  безусловно  само  для  себя  челов ческаго.  Напротивъ,  бглтіе  идей  предполагается  въ  д й-
                  ѣ
                                                                                             ѣ
 сущее;  субстанція  суть  в чные  образы  сущаго,  а  все  прочее  ствителытости  мышлеиіемъ,  какъ  бытіе  чувственныхъ  вещей
 ѣ
 —снимки  съ  нихъ.  Субстанціи  могутъ  быть  созерцаемы  только  предполагается  чувственным!»  воспріятіемъ,  т.-е.  еслибы  не  было
 въ  умозрительной  области,  не  чувствами,  а  чистымъ  мыпіле-  идей,  то  невозможно  было  бы  чистое  мышленіе,  ибо  предмете»
 піемъ  и  какъ  бы  отдѣленными  отъ  всего,  чтЬ  имъ  причастно;  его  и  суть  идеи,  подобно  тому  какъ  еслибы  не  было  чувствен-
 видимыя  вещи  суть  только  тѣни  идей.  ныхъ  существъ,  то  невозможно  было  бы  и  чувственное  воспрія-

 Изъ  разсматриванія  идеи  въ  этомъ  второмъ  значеніи  ока-  тіе.  Далѣ е,  если  Платонъ  и  говорите,  что  царскій  умъ  Зевса
 зывается,  что  Платонова  идея  не  есть  чувственная  сущность  есть  та  сила,  та  причина,  которая  все  устрояетъ  и  всѣмъ
 видимаго  существа,  не  есть  TÖ,  ЧТЬ  называется  его  естествомъ,  управляете,  то  Зевсъ  здѣ сь  не  что  иное,  какъ  міровая  душа,
 природою,  натурою;  говорятъ,  что  сущность  человѣ ка  состоите,  которая—также  какъ  и  человѣ ческая—-не  производите  идей,
 въ  его  личности;  напротивъ,  идеи,  какъ  субстанціи,  суть  умо-  по  которою  предполагается  бытіе  идей.  Даже  самому  Зевсу'

 зрительныя,  самосущія  субстанціи.  Дал е,  идеи,  какъ  субстаи-  какъ  прямо  говорится  у  Платона,  умъ  приходите  те  возвы-
 ѣ
 ціи,  не  суть  олицетвореніе  фантазіею  субстаиціи,  сущности;  шающейся  надъ  Зевсомъ  причины,  отъ  идей,  которыя  поэтому
 гипостазировать,  олицетворять,  значите  отвлечь  фантазіею  отъ  не  могутъ  быть  его  произведеніями,  а  суть  только  необходи-
 чувственныхъ  существъ  ихъ  существенные  признаки  и  затіімъ  мый  условія  мышленія  ума.  Если  у  Платона  и  говорится,  что

 принять  эти  существенные  признаки  предмета  за  самый  пред-  Богъ  есть  родитель,  отецъ  идей,  то  это  выраженіе  не  научное,
   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296   297