Page 294 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 294

a  миѳическое,  и  можно  сказать  только,  что здѣ сь  Платонъ  въ  Платонъ  приводите  ихъ  къ  нелѣпости,  и  черезъ  это  высказы-

 миѳической  формѣ  хот лъ  выразить  ту  философскую  мысль,  ваете  требованіе,  чтобы  сущее  было  признано  какъ  единое  и
 ѣ
 что  отъ  ума  происходить  идеи,  т.-е. что  идеи  имѣютъ  надъ  вм стѣ  содержащее  въ  себѣ  множественное.  В ъ  разговорѣ  „Фи-
              ѣ
 собою  верховную  причину.  Послѣ  мы  укажемъ,  что  у Пла-  лебъ"  вкратцѣ  представлена  истинный  результате  этихъ  изслѣ-
 тона  даже  само  верховное  божество  сливается  съ  верхов-  доваиій,  а  именно,  что  единое  есть  вмѣстѣ  и  множественное,
 ною  идеею  добра;  что  затѣмъ  прочія  идеи  сливаются  съ  про-  и  это  множественное  есть  вмѣстѣ  единое,  и  притомъ  такъ,  что

 чими  божествами,  и  что  поэтому  идеи  вообще  не  происходят!»  это  истинно  не  только  въ  отношеніи  преходяща™,  но  и  въ
 изъ  личности,  не  существуютъ  въ  мышленіи  какого-либо  лица.  отношеніи  самой  идеи.  Вообще  Платонъ  признаете  вѣчио  пре-
 Напротивъ,  всякая  личность,  и божества,  и  челов ка,  есть  н что  бывающее,  само  себѣ  всегда  равное,  неизмѣняющееся,  одно-
 ѣ
 ѣ
 совершенно  постороннее  для  идеи,  ибо идеи  суть  самосущія  родное,  безпространственное,  безвременное,  само  по  себѣ  и
 субсганціи,  независимый  отъ  того,  существуютъ  ли  онѣ ъ   для  себя  сущее  за  истинно-сущее,  пребывающее,  субстанціаль-
 в
 лицѣ;  на  субстанціальность  идей  особенно  намекаете  Платонъ,  ное.  Съ  другой  стороны  Платонъ  смотрите  на  истинно-сущее
 какъ  на  существенный  признака,  отличающій  идеи,  въ  смыслѣ  не  какъ  на  всеединое  сущее,  одну  идею,  субстанцію,  но  такъ,
 субстанций  отъ  явленій,  отъ  чувственныхъ  существа,  отъ  вся-  что  все  ихъ  множество  не  нарушаете  единства,  а  соединяете
 каго  лица.  Наконецъ,  самъ  Платонъ  говоритъ  о  философскомъ  въ  себѣ  безчисленное  множество  качества,  свойства,  такъ  что

 ученіи  циниковъ,  по  которому  идеи  суть  просто  мысли,  не  единство  субстанцій,  идей  не безразлично  по содержание,  какъ
 имѣющія  другого  бытія,  кромѣ  бытія  въ  душѣ  мыслящаго  су-  у  элейцевъ,  а  безконечно  разнообразно;  все безчисленное  мно-
 щества;  но,  упоминая  объ  этомъ  мнѣніи  циниковъ,  Платонъ  жество  идей  соединяется  въ единый  міръ,  въ которомъ  каждая
 не  оставляете  его  безъ  опроверженія,  a  напротиві  устраняете  идея  имѣетъ  свое  отдѣльное  бытіе,  отличное  качество,  свойство.

 его  слѣдующимъ  замѣчаніемъ:  еслибы  идеи  были  мыслями  души,  3.  Идея  есть  число,  единица,  монада.  Соединеніе  въ
 то  и  все  причастное  идеямъ,  всѣ  существа  должны  быть мы-  идеѣ  единаго  и  множественна™  Платонъ  выражаете  и  такъ,
 слящими,  между  тѣмъ  какъ,  напротивъ,  чувственным  существа,  что  оно  обозначаете  идею,  какъ  умозрительное  число,  именно
 и  мыслящія,  и  немыслящія,  непричастны  идеямъ;  Платонъ  какъ  единицу,  монаду;  такъ  что  каждая  идея  есть  сама  но
 возстаетъ  противъ  того  мн нія,  что  идея  красоты,  напримѣръ,  с УЩ а я  единица,  сама  въ  себѣ  единая,  т.-е.  имѣющая  от-
 ѣ
 есть  просто  мысль.  Итакъ  Платонова  идея  есть  субстанція,  дѣлыіое  бытіе  отъ прочихъ  идей.  Такое  обозначепіе  идеи,  какъ
 какъ  само  но  себѣ  и  для  себя  сущее;  въ  чисто-діалектическомъ  умозрительна™  числа,  единицы,  принадлежите  къ  поздиѣйшимъ

 разговорѣ  „Софисте",  гдѣ  діалектика  употребляется  какъ  ме-  годамъ  жизни  Платона,  къ  его  старости.  В ъ  самомъ  дѣ  іѣ
 тода,  въ смыслѣ  соединенія  противоположностей,  Платонъ  опро-  въ  Платоновыхъ  разговорахъ  еще  нѣ тъ  такого  обозначена

 вергаете  мнѣ ніе  элейцевъ,  что  все  сущее  есть  единое,  и  про-  идеи,  какъ  единицы,  а  находима  мы  это  у  Аристотеля.  Ко-
 тивоположное  ему  мнѣніе  Гераклита,  что  все  сущее  есть  мно-  нечно  и  въ  Платоновыхъ  разговорахъ  уже дѣлается  различіе
 жественное;  истина  состоитъ,  по  Платону,  въ  единствѣ про-  между  умозрительнымъ  разсматриваніемъ  и чувственным!,,  эмпи-
 тивоположностей  —  единственна™  и  множественна™.  Б ъ  дру-  рическимъ,  математическимъ,  по  числа  математическія  не со-
 гомъ  тоже  чисто-діалектическомъ  разговорѣ  „Парменидъ"  два  впадаютъ  еще  здѣст,  съ  идеями,  а  составляютъ  среднее  между
 положенія—что  единое  есть  и  что  единое  не  есть—выражаютъ  идеями  и  чувственными  вещами;  ибо  онѣ  абстракціи  отъ  чув-

 то  же  самое,  что  и  два  опровергаемый  ГІлатономъ  въ  разговорѣ  ственныхъ  вещей,  опредѣляющихъ  ихъ  не качественно,  а  количе-
 „Софиста"  предположенія:  1)  все  сущее  едино  и  2)  все су-  ственно,  такъ  что  въ  числѣ  безчисленнаго  множества  идей
 щее  множественно.  Выведши  изъ  т хъ  двухъ  положеній,  что  встрѣчаются  также  идеи  числа,  а  не  въ  томъ  смыслѣ  что  пред-
 ѣ
 сущее  есть  и  не  есть  самопротиворѣчащее  себѣ  слѣдствіе,  ставители  идей  вообще  суть  числа,  или  что  идеи  называются  так-
   289   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299