Page 296 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 296

же  и  числами.  Притомъ  Аристотель  намекаете,  что  у  Платона  тическими  ч исл амнг  опредѣля  готся  только  вел ич и ни,  ном и мо
 ученіе  его  объ  идеяхъ  впачалѣ  было  независимо  отъ  ученія  особаго  содержания,  качества  этихъ  величинъ;  а  идеальными

 о  числахъ;  вначалѣ  ТІлатонъ  не  обозначалъ  идеи  числами,  числами  выражаются  оиредѣленпости  умозрительныхъ  понятій,
 развѣ  только  зародыши  воззрѣнія  на  идеи  какъ  на  числа  или  идей,  изъ  которыхъ  каждая  имѣетъ  свое  особое  содер-
 выказываются  въ  н которыхъ  м стахъ  его  разговоровъ.  Въ  раз-  жание,  или  всякое  математическое  число  равно  другому  по
 ѣ
 ѣ
 говорѣ  „Филебъ"  Платонъ  признаете  Пиѳагорово  ученіе  о  своему  роду,  качеству  и  отлично  только  по  величинѣ,  въ  количе-
 соединеніи  единаго  и  множественна™  за  главную  основу  его  ственномъ  отношеніи;  а  идеальное  число  отличается  отъ  дру-
 діалектики,  a  ішѳагорейцы  говорили  объ  отношеніи  единаго  и  гого  по  качеству,  своему  содержанію.  Сверхъ  того  въ  идеаль-

 множественна™  по  отноптенію  къ  числамъ:  следовательно  Пла-  ныхъ  числахъ  есть  предыдущее  и  последующее  число,  т.-е.
 тонъ  переносите  на  идеи  тѣ  свойства,  которыя  пиѳагорейцм  идеи  предшествуют»  другимъ,  которыя  слѣ дуютъ  за  ними,  однѣ
                                                                                          т.-е.
 придавали  числамъ.  Дал е  Платонъ  въ  числахъ  признаете  идеи  суть  высшія,  a  другія—низшія,  т.-е.  высшія  суть
 ѣ
          однѣ
 средній  членъ,  связующій  идеи  съ  одной  стороны  и  явленія  основы  для  низшихъ,  подчиняютъ  ихъ  себѣ.  А  если  такъ,  то
 съ  другой  стороны,  т.-е.  числа  суть  идеи,  но  которымъ  опре-  следовательно  между  идеями,  какъ  числами,  есть  строгій,  из-

 деляется  все  чувственное,  количество  чувственных!»  вещей  и  вестный,  определенный  порядокъ:  идеи  высшія,  a  другія
                                                         однѣ
 все  протяженіе  величинъ.  Вотъ  почему  числа  и  пригодились  все  болѣе  и  более  низшія;  те  суть  предшествующія,  а  эти
 Платону  особенно  для  того,  чтобы  сдѣлать  изъ  нихъ  символы  суть  послѣдующія.  Напротивъ,  о  математическихъ  числахъ
 идей;  такъ  что  если  Платонъ  хотѣ лъ  вмѣсто  идеи,  какъ  чисто  нельзя  этого  сказать;  единицы  равны,  одна  не  служитъ
 умозрительна™,  поставить  ихъ  наглядное  символическое  выраже-  основою  другой,  ибо  всѣ ие  отличаются  другъ  отъ  друга  по
                                       онѣ
 ніе,  то  всего  ближе  было  ему  выразить  идею  въ  формѣ  числа,  содержанію;  следовательно  и тъ  того  рода  чиселъ  между  мате-
 въ  формѣ  математической.  Но,  по  свидетельству  Аристотеля,  матическими  числами,  какой ѣ  есть  между  идеальными.  Та-

 если  Платонъ  и  говорилъ,  что  единичныя  вещи,  чувственныя  кая  позднѣйшая  форма  математическаго  ученія  Платона  объ
 существа  суть  реальности,  вслѣдствіе  причастія  ихъ  идеямъ,  идеяхъ  какъ  умозрительныхъ  единицахъ  особенно  приви-
 того  не  говорили  и  не  могли  сказать  о  числахъ  пиѳагорейцы.  лась  платоникамъ,  которые  много  занимались  определеніемъ
 Но  изъ  этого—говоритъ  Аристотель—вовсе  не  слѣдуетъ,  что  отношеній  между  числами  и  идеями;  а  потому  когда  Ари-

 ІІлатоново  ученіе  объ  идеяхъ  существенно  отличалось  отъ  Пи-  стотель  говоритъ  о  числахъ  какъ  идеяхъ,  то  говоритъ  обык-
 оагорова  ученія  о  числахъ.  Напротивъ,  Аристотель  говоритъ,  новенно  объ  ученіи  платониковъ,  а  не  собственно  только
 чіо  Платонъ  отступилъ  отъ  Пи агорова  ученія  о  числахъ  Платона.  Собственно  для  самого  Платона  существенна  была
 ѳ
 только  въ  слѣдующихъ  отношеніяхъ:  а)  Платонъ  сдѣлалъ  различіе  въ  этомъ  ученіи  объ  идеяхъ,  какъ  умозрительныхъ  числахъ,
 между  числами  математическими,  чувственными  и  между  идеаль-  только  та  мысль,  что  единое  и  множественное  должны  соеди-
 ными,  умозрительными,  первообразными;  б)  Платонъ  отдѣлилъ  няться,  въ  противоположность  ученію  Элеатовъ  и  Гераклита.
 бытіе  идеальныхъ  чиселъ  отъ  бытія  воспринимаемыхъ  чиселъ,  Въ  самомъ  идеи  у  Платона,  какъ  единство  единаго  и
                          дѣлѣ
 чего  не  сдѣлали  пиѳагорейцы  со  своими  числами;  в)  математиче-  множественна™,  суть  конкретныя,  а  не  абстрактный,  т.-е.  не
 скія  числа  состоять  изъ  однородныхъ  единицъ,  а  потому  каждая  отвлеченія  единаго  отъ  множественна™,  и  множественна™  отъ
 единица,  число  можетъ  быть  сложено  съ  другою  единицею,  единаго,  а  единое  и  множественное  срослись  такъ,  что
                                                                          ѣ
                                                                       вм стѣ
 числомъ.  Напротивъ,  идеальныя  числа  не  имѣютъ  этого  свой-  идеи  у  Платона  суть  единство  противоположностей,  ибо  каждая
 ства,  ибо  каждая  идея  имѣетъ  отличное  содержаніе,  а  не  идея  есть  сама  для  себя  единое,  единица,  имѣетъ  свое  отд ль-
                                                                                        ѣ
 только  отдѣльное  бытіе,  такъ  что  складывать  идеи  нельзя;  ное  бытіе,  отличное  содержаніе,  но  съ  тѣмъ  такихъ
                                                                          вмѣстѣ
 цельзя  сказать:  идея  стола+идея  человѣка.  Поэтому  г)  матема-  идей  множество.  Соединеніе  ихъ  составляете  единство,  единый



               111                                                                  19
   291   292   293   294   295   296   297   298   299   300   301