Page 291 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 291

идея,    какъ    субстанція,    опредѣлена       въ   своемъ   содержаніи      (идея                       метъ,   слѣ дователыю       приписать       имъ,   какъ   предмету,      объектив-
                      стола,     челов ка,      истины,     красоты).      Идея     Платона       не   есть                      ное   бытіе.   Напротивъ,       Платоновы      идеи   суть   субстанціи,     имѣю-
                                        ѣ
                      также    и   субстанція,     въ   смыслѣ      новыхъ      философовъ,        напри-                        щія   объективное,       дѣйствительное        бытіе,   а   не   фантастическое.
                      м ръ    Гербарта.      ІІо  ученію      Гербарта      субстанція       есть   суще-                        Далѣ е,   Платоновы       идеи,    какъ    субстанціи,      не  суть    субстанціи
                        ѣ
                      ство,    которому       принадлежать         многія     измѣнчивыя        качества,                       несуществугощихъ         въ  дѣйствительности,         не-реалыіыхъ       идеаловъ;
                      между     тѣмъ    какъ    само   это   существо     остается     пребывающим!;                             напротивъ,       Платоновы      идеи    суть   реальности.       Наконецъ,      онѣ
                      следовательно       субстанція     у   Гербарта     есть   TÖ,   ЧТ0   ВЪ  филосо-                        не   суть   субстаиціи      въ  смыслѣ      субъективныхъ       мыслей     ни  чело-

                      фіи   называется      субстратомъ:      существо      остается    неподвижнымъ,                           в ческаго,      ни   божествениаго        мірового     ума,   въ             ироиз-
                                                                                                                                                                                                  смыслѣ
                                                                                                                                  ѣ
                      а  качества     измѣняются,       какъ    бы   ползутъ    въ  немъ.    Область    же                      веденій    дѣятельности      этого    ума,   мыіплеиія.     Напротивъ,       Плато-
                      ІТлатоновыхъ       идей,   какъ    субстапцій,     есть   область     истинно-су-                         новы    идеи,    какъ   субстанціи,      не   произошли       и  ие   происходите
                      щаго,   заключающаго         въ   себѣ  реальность,     такъ    что  кромѣ     этого                      ии^изъ     чего,    не   суть   продукты      чего-либо.     „Самъ     божествен-

                      сущаго     н тъ     ничего     сущаго,     въ   смыслѣ     пребывающаго,         не-                      ный   умъ"—говорите         Платонъ—„руководится              идеями".    Равиммъ
                                   ѣ
                      измѣннаго.      Эта   область    идей    можетъ     быть    названа      сверхчув-                        образомъ     идеи    не   суть   субстанціи       въ              существенныхъ
                                                                                                                                                                                       смыслѣ
                      ственною;     только    въ   этой   области     боги   и   чистыя    души    созер-                       человѣку     мыслей,     не   имѣющихъ       ипого    бытія,              бытія    въ
                                                                                                                                                                                                кромѣ
                      цаютъ     безтѣлесиую        субстанцію,       идеи,    возвышающіяея          надъ                             человѣка;      не   суть   мысли,     понятія      человѣка     о  сущности
                                                                                                                                умѣ
                     вс мъ     становленіемъ      въ  формѣ    красоты.     Эта    идея   красоты     есть                     вещей.      Напротивъ,        онѣ   суть   сами    эти   сущности,      субстанціи.
                        ѣ
                     сама    по  себѣ   и  для   себя    сущее,   такъ   что   она    можетъ     и  быть,                       Такому     Платонову      воззрѣнію     на   идеи,    какъ   субстанціи      въ  его
                     и   не   быть  въ  чемъ-либо      другомъ.     „Она"—говорите           Платонъ—                          смысл!»,    нисколько      не  противорѣчитъ       то,   что   Платонъ     считаете
                      „не   существуете»      въ  живомъ     существ ,     а  существуете»      для  себя                      идеи    такими    первообразами,         по   которымъ       божественный        умъ
                                                                       ѣ
                     и   по  себѣ;     она    пребываете       однородною,       не   смѣшиваясь        ии                     образовалъ      міръ;    или     что  идеи     суть   субстанціи,      присутствіе

                     съ   чѣ мъ,   и  ничего     не   терпите      отъ    измѣненія      того,    чт0   ей                     которыхъ      сознаетъ     въ          умъ   человѣка,     ибо   это   не   значите»
                                                                                                                                                              себѣ
                     причастно      (т.-е.  если    вещь    прекрасна,       то  прекрасное      въ   ней                      у  Платона,      что   идеи    суть   продукты      или   божескаго      ума,    иди
                     не   изм ыяется)".       Субстанція       есть    безусловно     само     для   себя                      человѣ ческаго.      Напротивъ,      бглтіе   идей    предполагается       въ   д й-
                               ѣ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                     сущее;     субстанція      суть   в чные     образы    сущаго,     а  все    прочее                       ствителытости       мышлеиіемъ,        какъ     бытіе    чувственныхъ         вещей
                                                        ѣ
                     —снимки       съ   нихъ.    Субстанціи      могутъ    быть   созерцаемы      только                       предполагается       чувственным!»     воспріятіемъ,      т.-е.  еслибы    не  было
                     въ   умозрительной       области,     не    чувствами,     а   чистымъ      мыпіле-                       идей,   то   невозможно       было   бы   чистое    мышленіе,       ибо   предмете»
                     піемъ    и  какъ    бы   отдѣленными       отъ    всего,   чтЬ   имъ    причастно;                        его   и  суть   идеи,   подобно     тому    какъ   еслибы     не  было   чувствен-
                     видимыя      вещи    суть   только    тѣни    идей.                                                       ныхъ    существъ,     то   невозможно      было    бы  и  чувственное      воспрія-

                          Изъ    разсматриванія       идеи    въ   этомъ    второмъ     значеніи     ока-                     тіе.   Дал е,    если    Платонъ     и   говорите,     что   царскій    умъ    Зевса
                                                                                                                                          ѣ
                     зывается,    что   Платонова      идея     не    есть   чувственная      сущность                        есть    та  сила,    та   причина,      которая      все   устрояетъ      и    всѣмъ
                     видимаго    существа,     не   есть   TÖ,  ЧТЬ   называется      его  естествомъ,                        управляете,       то  Зевсъ    зд сь    не   что   иное,   какъ    міровая    душа,
                    природою,       натурою;     говорятъ,     что   сущность     челов ка     состоите,                      которая—также           какъ   и  ѣ  челов ческая—-не        производите       идей,
                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                        ѣ
                    въ   его   личности;    напротивъ,      идеи,    какъ   субстанціи,      суть   умо-                      по   которою     предполагается         бытіе    идей.    Даже     самому     Зевсу'
                    зрительныя,      самосущія      субстанціи.     Дал е,     идеи,   какъ    субстаи-                       какъ    прямо    говорится     у   Платона,      умъ    приходите       те   возвы-
                                                                         ѣ
                    ціи,   не   суть   олицетвореніе        фантазіею      субстаиціи,       сущности;                        шающейся       надъ    Зевсомъ     причины,      отъ   идей,   которыя     поэтому
                    гипостазировать,        олицетворять,       значите    отвлечь     фантазіею     отъ                      не   могутъ    быть    его   произведеніями,       а   суть  только      необходи-
                    чувственныхъ        существъ     ихъ    существенные        признаки     и   затіімъ                      мый    условія   мышленія      ума.    Если    у  Платона     и   говорится,     что

                    принять     эти   существенные        признаки     предмета      за  самый    пред-                       Богъ    есть   родитель,     отецъ    идей,   то  это  выраженіе      не  научное,
   286   287   288   289   290   291   292   293   294   295   296