Page 287 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 287
въ ней дѣло идетъ ne о вн шнемъ накопленіи разнаго рода науки, особенно математическія, какъ подготовляющія къ фи-
ѣ
св д ній, а о томъ, чтобы обратить умственный очи всего че- лософіи, должны входить въ соетавъ философіи, какъ ея мо-
ѣ
ѣ
ловека со всею его деятельностью, жизнью, къ идеальному, къ менты; именно онѣ должны входить въ состава философской
истинно-сущему, къ идеямъ; следовательно теорія и практика пропедевтики, ибо математическія науки суть подготовительный
представляютъ собою существенный составныя части филосо- ступени къ философіи; онѣ получаютъ свою законченность въ
фии, находящіяся въ ней въ полномъ, нераздѣльномъ единствѣ . діалектик ; не будучи переданы въ распоряженіе діалектики,
ѣ
Поэтому,—говоритъ Платонъ,—лишь тотъ способенъ къ фило- онѣ не имѣютъ никакого философекаго значенія. Даже искус-
софскому образованно, кто съ юности научился освобождаться ства, такъ-называемый ремесла, какъ ни мало достоинства
огъ чувственнаго, и наоборотъ — философія есть возвышеніе придаете имъ Платонъ, все же относятся у него къ ступе-
всего челов ка изъ океана чувственности въ міръ идеальный; нямъ, предшествующимъ философіи, ибо ихъ содержапіе при-
ѣ
она есть очищеніе души отъ приросшихъ къ ней водорослей, частно исгинно-сущему. Словомъ, въ разговорѣ „Государство"
ростущихъ въ океан ; она есть всестороннее освобожденіе философія представляется какъ бы фокусомъ, въ которомъ со-
ѣ
души отъ владычества надт нею чувственности. Средство къ единяются всѣ отдѣльныя ученія, какъ лучи истины въ сферѣ
этому освобождеяію есть философское мышленіе объ истинно- человѣческой познавательной дѣятельности, мышленія. ІІо при
сущемъ, объ идеяхъ; оыо-то и возвышаете насъ надъ чувствен- опредѣленіи значенія философіи, при такомъ ея возвышеніи,
ными побужденіями. Но кромѣ того, что въ философіи соеди- Платонъ очень хорошо понимала, что философія никогда пе
няются теорія и практика, въ ней же соединяются, какъ мо- является въ дѣйствительности законченною. Въ этомъ смыслѣ
менты, и различныя формы теоретической дѣятельности, или и надо понимать его слова, когда онъ требуете, чтобы ни
формы познаванія. Эти формы суть: 1) чувственное созерца- одинъ человѣкъ не назывался мудрецомъ, a развѣ только любо-
nie, чувственное воспріятіе; 2) представлееіе, разсудочная ре- мудрымъ, ибо одно только божество совершенно мудро, а отъ
флексія. Всѣ эти формы не суть еще философскія; однакоже людей можно требовать пе божественности, а только богопо-
онѣ суть ступени къ философіи, какъ познанію истинно су - добія, уподобленія божеству. Однако отсюда не должно заклю-
іцаго, умозрителыіаго. чать, будто Платонъ считаете философію только пустымъ, не-
Въ самомъ дѣлѣ, всѣ различныя формы познавательной достижимымъ идеаломъ; напротивъ, философіи, какъ наукѣ че-
дѣятельности, какъ философскія, такъ и не-философскія, зани- ловѣческой, развивающейся изъ философской любви чрезъ по-
маются однимъ нредметомт», истинно-сущимъ; но этотъ пред- средство діалектики, Платонъ придаете высочайшее значеніе,
ѣ
мета разсматривается во вс хъ этихъ формахъ познаванія не основывая на ней все устройство государства; онъ до т хъ
ѣ
съ одинаковою чистотою и полнотою. Все то, чтб есть истинно пора не видитъ конца человѣческимъ бѣдствіямъ, пока не во-
го-
философія,
и
сущаго, идеальна™ въ чувственномъ созерцаніи, воспріятіи, царится въ государствѣ государствомъ; пока она не будетъ ста-
сподствовать
правители
пока
всѣмъ
надъ
не
представленіи, входитъ въ состава и философской формы позна-
сло-
другими
правителями;
ванія, отличающейся отъ представлений, чувственныхъ созер- нутъ философами, или философы осуществится верховная идея
вами,
не
пока
въ
цаній т мъ, что она созиаетъ идею въ ея чистотѣ и полнотѣ. добра, единая съ государствѣ и справедливости, ибо фило-
ѣ
идеею
правды
Поэтому философія не есть одна изъ т хъ наукъ, которыя софія имѣетъ дѣло съ идеею вообще и особенно съ этою вер-
ѣ
пользуются формою не-философскаго иозиаванія, именно чув- ховною идеею добра.
ственнымъ воспріятіемъ, иредставленіемъ, разсудочною рефле-
ксіею; напротивъ, одна только философія и есть наука въ истин- „Философъ"—говоритъ Платонъ— „всегдаживете въ области
иомъ смыслѣ, ибо ея форма познаванія сущаго, идеи вполнѣ идей, посредствомъ умозрительна™ познанія, спокойно созер-
соотв тствуетъ созерцаиію всякой науки. Поэтому всѣ прочія цая идеи". Теперь спрашивается: 1) какое значеніе Платонъ
ѣ