Page 287 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 287

въ   ней   дѣло   идетъ    ne   о  вн шнемъ        накопленіи       разнаго    рода                       науки,    особенно     математическія,       какъ    подготовляющія         къ   фи-
                                                             ѣ
                       св д ній,     а  о  томъ,    чтобы    обратить     умственный      очи   всего   че-                      лософіи,    должны      входить    въ   соетавъ    философіи,       какъ    ея   мо-
                            ѣ
                         ѣ
                       ловека    со  всею    его   деятельностью,       жизнью,    къ   идеальному,      къ                      менты;     именно     онѣ    должны     входить     въ   состава     философской
                       истинно-сущему,        къ   идеямъ;    следовательно        теорія    и  практика                         пропедевтики,       ибо   математическія       науки    суть   подготовительный
                       представляютъ       собою     существенный         составныя      части    филосо-                        ступени     къ   философіи;     онѣ    получаютъ      свою    законченность       въ
                       фии,  находящіяся       въ   ней   въ  полномъ,     нераздѣльномъ        единствѣ .                      діалектик ;       не   будучи    переданы      въ   распоряженіе       діалектики,
                                                                                                                                             ѣ
                       Поэтому,—говоритъ          Платонъ,—лишь          тотъ    способенъ     къ   фило-                       онѣ    не   имѣютъ     никакого      философекаго      значенія.     Даже    искус-
                       софскому     образованно,       кто   съ  юности     научился      освобождаться                         ства,    такъ-называемый          ремесла,      какъ    ни    мало     достоинства
                      огъ   чувственнаго,        и   наоборотъ     —   философія      есть   возвышеніе                         придаете      имъ   Платонъ,       все  же    относятся      у   него    къ   ступе-
                      всего    челов ка     изъ   океана    чувственности        въ   міръ    идеальный;                        нямъ,    предшествующимъ           философіи,      ибо   ихъ    содержапіе      при-
                                      ѣ
                      она    есть   очищеніе     души     отъ   приросшихъ       къ   ней    водорослей,                        частно    исгинно-сущему.         Словомъ,     въ   разговорѣ      „Государство"
                      ростущихъ        въ   океан ;     она    есть    всестороннее        освобожденіе                         философія      представляется       какъ   бы   фокусомъ,      въ   которомъ      со-
                                                   ѣ
                      души     отъ   владычества       надт    нею   чувственности.        Средство     къ                      единяются      всѣ   отдѣльныя       ученія,   какъ   лучи    истины     въ   сферѣ
                      этому    освобождеяію        есть   философское       мышленіе      объ   истинно-                        человѣческой       познавательной       дѣятельности,       мышленія.      ІІо   при
                      сущемъ,      объ  идеяхъ;     оыо-то    и  возвышаете      насъ   надъ    чувствен-                       опредѣленіи      значенія     философіи,       при   такомъ     ея    возвышеніи,
                      ными     побужденіями.       Но    кромѣ    того,   что   въ  философіи      соеди-                       Платонъ      очень    хорошо     понимала,       что   философія      никогда     пе

                      няются     теорія    и  практика,     въ   ней   же   соединяются,       какъ    мо-                      является     въ  дѣйствительности        законченною.         Въ   этомъ    смыслѣ
                      менты,     и    различныя      формы     теоретической       дѣятельности,       или                      и  надо    понимать     его   слова,    когда     онъ    требуете,      чтобы     ни
                      формы     познаванія.       Эти   формы     суть:    1)  чувственное      созерца-                        одинъ    человѣкъ     не  назывался     мудрецомъ,      a   развѣ   только   любо-
                      nie,  чувственное      воспріятіе;     2)  представлееіе,       разсудочная      ре-                      мудрымъ,      ибо   одно   только     божество     совершенно      мудро,    а   отъ
                      флексія.     Всѣ    эти  формы      не  суть   еще     философскія;      однакоже                        людей     можно     требовать      пе   божественности,        а  только    богопо-

                      онѣ   суть   ступени      къ   философіи,       какъ    познанію      истинно    су -                    добія,    уподобленія      божеству.     Однако     отсюда     не  должно    заклю-
                      іцаго,   умозрителыіаго.                                                                                 чать,    будто   Платонъ      считаете     философію      только    пустымъ,      не-
                           Въ    самомъ      дѣлѣ,    всѣ    различныя      формы       познавательной                         достижимымъ         идеаломъ;     напротивъ,      философіи,     какъ    наукѣ    че-

                      дѣятельности,      какъ    философскія,       такъ   и  не-философскія,       зани-                      ловѣческой,      развивающейся         изъ   философской       любви    чрезъ     по-
                      маются     однимъ     нредметомт»,      истинно-сущимъ;          но  этотъ    пред-                      средство     діалектики,      Платонъ      придаете      высочайшее       значеніе,
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                      мета   разсматривается         во  вс хъ     этихъ    формахъ     познаванія      не                     основывая       на   ней    все   устройство     государства;       онъ    до   т хъ
                                                            ѣ
                      съ  одинаковою       чистотою     и  полнотою.     Все   то,  чтб  есть   истинно                        пора    не   видитъ    конца     человѣческимъ       бѣдствіямъ,      пока   не   во-
                                                                                                                                                                                                                 го-
                                                                                                                                                                 философія,
                                                                                                                                                                                и
                      сущаго,     идеальна™        въ   чувственномъ        созерцаніи,      воспріятіи,                       царится     въ   государствѣ     государствомъ;      пока   она   не   будетъ   ста-
                                                                                                                               сподствовать
                                                                                                                                                                                            правители
                                                                                                                                                                                     пока
                                                                                                                                                        всѣмъ
                                                                                                                                                надъ
                                                                                                                                                                                                           не
                      представленіи,      входитъ    въ  состава    и  философской       формы     позна-
                                                                                                                                                                                                               сло-
                                                                                                                                                                                                   другими
                                                                                                                                                                               правителями;
                      ванія,    отличающейся        отъ   представлений,        чувственныхъ       созер-                      нутъ    философами,        или   философы     осуществится       верховная     идея
                                                                                                                               вами,
                                                                                                                                                                        не
                                                                                                                                        пока
                                                                                                                                                 въ
                      цаній   т мъ,    что   она   созиаетъ     идею    въ   ея   чистотѣ    и  полнотѣ.                       добра,    единая    съ  государствѣ          и  справедливости,        ибо    фило-
                                ѣ
                                                                                                                                                        идеею
                                                                                                                                                                 правды
                      Поэтому     философія       не   есть   одна    изъ    т хъ    наукъ,     которыя                        софія    имѣетъ    дѣло    съ   идеею    вообще    и   особенно     съ  этою    вер-
                                                                              ѣ
                     пользуются       формою     не-философскаго         иозиаванія,      именно     чув-                      ховною     идеею    добра.
                     ственнымъ       воспріятіемъ,      иредставленіемъ,       разсудочною        рефле-
                     ксіею;    напротивъ,     одна   только   философія      и  есть  наука   въ  истин-                            „Философъ"—говоритъ             Платонъ—      „всегдаживете       въ  области
                     иомъ    смыслѣ,     ибо   ея   форма     познаванія     сущаго,      идеи    вполнѣ                       идей,    посредствомъ       умозрительна™        познанія,      спокойно     созер-
                     соотв тствуетъ       созерцаиію      всякой     науки.     Поэтому     всѣ   прочія                       цая   идеи".    Теперь     спрашивается:       1)   какое    значеніе     Платонъ
                            ѣ
   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292