Page 285 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 285

изнѣженности        съ   одной    стороны     и  грубости   съ  другой    стороны.                      негоднымъ.        Однакоже        отсюда     слѣдуетъ    не   TÖ,   ЧТО   человѣ къ
                      Но    изъ   этихъ     двухъ     средствъ     общаго      образованія       Платонъ                      не   долженъ      обращать     свои   умственным      очи  къ   истинно-сущему,
                      признавалъ       музыку    за   главное    средство    вообще    и  для  приготов-                      а  только     TÖ,  что   къ   этому    обращенію       онъ   долженъ     быть   под-
                      ленія    къ   философскому       образованію;       а  именно,    конечная     цѣль,                    готовленъ.     Вотъ     къ   такому      подготовленію       и  служатъ     всѣ   тѣ

                      достигаемая       посредствомъ       музыкалыіаго         образованія,      должна                      наугш,     которыя,      такъ     же   какъ    и  философія,      представляютъ
                      состоять      въ   томъ,     чтобы    въ   воспитаныикахъ,        выросшихъ       въ                    истинио-суіцее,      идеи,   но  въ  чувственной     формѣ,     а  не  въ  чистотѣ.
                      здоровой      нравственной        сферѣ,     развивался       смыслъ     ко   всему                     Эти   науки     и  при вод я тъ  къ  сознанію    самопротиворѣчія        чувствен-
                      истинному       и  доброму,     и   чтобы    оии    иріобрѣли      и   дѣятелыіуго                      ныхъ     представленій        и   неудовлетворительности            ихъ.    Таковы

                      привычку       поступать     добродѣтелыю;         копечнымъ        результатом!»                       пауки    математическія,        въ   смыслѣ    греческомъ,      со   включеніемъ
                      музыкальна™        образованія     должна     быть   любовь    къ   прекрасному,                        въ  нихъ    не   только    собственно       математики,      но    и  астрономіи,
                      какъ    философская       любовь,    совершенно        чистая,    свободная      отъ                    и  акустики;     предмете      этихъ    математическихъ        наукъ    есть  сред-
                      всякой    возмущающей         ее  примѣси,      такъ   что  и  въ  этомъ    смыслѣ                      нее   между    идеею      и  чувственным!»       предсгавленіемъ,        ибо   идея
                      философская       любовь     есть   отправная     точка   философіи.     Но   музы-                     является     здѣсь     въ   чувственной       формѣ,     а  потому     эти   науки

                      кальное     образованіе     съ   теоретической      стороны      только    направ-                      суть   иознаніе    средня™      между     обыкновенными         представленіями
                      ляете    душу    къ   истинному      и  доброму,     а  іте  даетъ    еще    зианія                     и  между     истиннымъ      зианіемъ     въ   строгомъ     емыслѣ.     Отъ    нред-
                      истиннаго     и   добраго;    съ   практической       же   стороны     оно    даетъ                    ставленія      эти   науки      отличаются       тѣмъ,    что   онѣ    занимаются
                      добрую      привычку,      а    не   сознаніе,     уразумѣпіе,      на   которомъ                      сущностью      всего,  всеобщимъ      во  всемъ,    пребывагощимъ,        неизмѣн-

                      должна     основываться      наука;    такимъ     образомъ     плодъ    музыкаль-                      нымъ,    лежащимъ        въ   основѣ    вс хъ   различныхъ      и  даже   нротиво-
                                                                                                                                                                       ѣ
                      наго   образоваиія       есть   только    обычная     добродѣтель,      руководя-                      ноложныхъ        между    собою     чувственныхъ       воспріятій;     отъ   знанія
                      щаяся    вѣрнымъ      представленіемъ,        а  не  фидософія,      подчиненная                       въ   строгомъ     смыслѣ,      какъ   зыанія    истинно-сущаго         въ  его   чи-
                      истинному      научному     знапію.     Дабы    въ   человѣкѣ      могло   возник-                     стот ,   эти   науки    отличаются      тѣмъ,    что   ими   сознаются     идеи   не
                                                                                                                                  ѣ
                      нуть    истинное      философское        знаніе    и   истинная      философская                       въ   чистотѣ,    а  въ    чувственной       формѣ.     Но   дабы      математиче-

                     добродѣтель,       для   этого    къ   музыкальному        образованно      должно                      скія   науки    могли    служить      такою     непосредственною         ступенью
                      присоединить       и    философское,       научное     образованіе,      предмете                      философіи,      он-Ь    должны      быть    излагаемы       и  изучаемы      иначе,
                      котораго    вообще      есть   истинно-сущее,        идея,   и   высшая     задача                     чѣмъ    онѣ    излагаются      и   изучаются       обыкновенно:        вмѣсто    за-
                     котораго      есть    направление      ума    къ  истинно-сущему,         къ   идеѣ.                    пятія    математическими         науками       для    практической       пользы    и

                      Конечно,     если   челов къ      обратите      свой   умъ,   свои    умствеиныя                       для   прямого      приложенія       къ    чувственному       должно      имѣть    въ
                                                 ѣ
                     очи    къ  созерцанію       истинно-сущаго          ггрямо,   то   сначала     такое                    виду   преимущественно          переходъ     отъ   чувственна™         къ   мысли-
                     прямое      обращеніе       къ    идеѣ    произведете       на   него    не   менѣе                     мому,   отъ   явленій     къ   идеямъ,    а  потому     главнымъ      предметомъ
                     болѣзнеииое        ощущеніе,      какъ     и   то,   какое     испытали     бы    его                  этихъ    наукъ    должно     быть   чистое   разсматриваиіе       чиселъ    и  вели-
                     тѣлеспыя      очи,   еслибы    онъ,   будучи     съ  самаго     рожденія     заклю-                    чинъ.     Словомъ,       мѣсто    эмішрическаго         изложенія      и   изученія

                     чен!»   въ   темной     петцерѣ,    вдругъ    вышелъ      на   яркій    солнечный                      этихъ     иаукъ      должно     заступить      философское       изложеніе      ихъ.
                     свѣ тъ,  ГІаоборотъ,     если   человѣкъ,    привыкшіи      созерцать     умствен-                     Если     же    математическія         науки     будутъ      такъ    излагаемы       и
                     ными     очами    истинно-сущее,        идеи,    нодобно     тому    какъ    т лес-                    изучаемы,      то  онѣ    непремѣнно       приведутъ     къ   діалектикѣ,      кото-
                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                           какъ
                                                                                                                                      завершаются,
                                                                                                                                   и
                                                                                                                                                                                                всѣ хъ
                                                                                                                                                                                                         наукъ.
                                                                                                                                                                                          изъ
                                                                                                                            рою
                                                                                                                                                                             высшею
                     ными      очами     онъ    созерцаете      все   чувственное'       при    полномъ                     Но    философія     у   Платона     не самою    только   дѣло   познаванія;      она
                                                                                                                                                                     есть
                     солнечномъ       свѣ тѣ ,  будете,   поставлеиъ      въ  иолутьмѣ      міра   явле-                    не   есть   только    теорія,    наука;     сущность       ея   ие   есть    только
                     иій,   то  людямъ,      привыкншмъ        къ   этому    полусвѣту,    оиъ    будетъ                    теоретическая,        по  также      и   практическая.        Въ   самомъ     дѣлѣ,
                     казаться     сначала    человѣкомъ       ничего   незнающим!»       и  ни  къ  чему
   280   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290