Page 283 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 283

единое     какъ    принципъ:     все,  говорятъ    элеаты,    есть  единое     бытіе,                    и   искусствами,—такъ            что   діалектика      есть   основа    не   только

                      множественна™          же   иѣ тъ;  другіе    (Гераклитъ)      говорятъ,     что  все                    филорофіи,     но   и  науки     вообще.
                      есть   множественное,         все  становится;     единаго    же   н тъ.   Платонъ                           (Мі^    разсмотрѣли       въ    отдЕльности       сущность       т хъ     двухъ
                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                       не  остановился      на  этомъ;    онъ   соединяете      противопололшости         и                    условш     философской       дЕятельности,      которыя     призналъ      Платонъ
                      говорите:     все   едино    и  все  множественно,        множественным!         рас-                    существенно       необходимыми        для   того,  чтобы    наше    человЕческое
                      крывается      единое;   бытіе    и  небытіе     соединяются       въ   идеѣ.                            мышленіе      было   въ  истинномъ      смыслЕ    философским!,        научнымъ,
                            Почему    же    у  Платона     діалектика      есть   не  только    искусство                      истиинымъ       знаніемч,     и  чтобы     наша    дЕятельность       была    фило-

                      правильно       вести    бес ды,      но    и  правильно       мыслить?     Потому                      софскою      добродЕтелыо.      Когда    оба  эти  условія—философская           лю-
                                                   ѣ
                      что,   какъ    вообще      признавали       греки    и   въ  особенности       одно-                    бовь   и  философская       метода—соединятся          въ  человЕкЕ,     то  резуль-
                      сторопніе     сократики,      р чь    и  мысль    состоятъ    въ  единствѣ :    рѣ чь                   татом!    этого  соединенія     будетъ    философія,     какъ   единое    всецЕлое,
                                                      ѣ
                      есть    мыніленіе      вслухъ,     а   мысль     есть   безмолвный       разговоръ                      какъ    теорія     и   практика.      Но    до  такого     результата     человЕкъ
                      души     самой     съ   собою;    поэтому      Платонъ      употребляет!       слово                    доходите      не  вдругъ,    а   постепенно.

                       „діалектика"      и  для   обозначенія      т хъ    актовъ    мышленія,       кото-                         Изображеніе        постепенна™         хода   развитія     философіи,      какъ
                                                                     ѣ
                      рыми     обусловливается      правильное      мышленіе,      р чь.   Но   предмете                      единаго      всецЕлаго,      представляете        Платонъ       въ   разговорах!:
                                                                                    ѣ
                      истиннаго,      умозрительна™        мышленія      есть  истинно     сущее,    идеи;                     „Пиръ"     и   „Государство";        но  въ   иервомъ     изъ   нихъ    мы   встрЕ-
                      поэтому      подъ     діалектикой       Платонъ      разумѣетъ     тѣ   логическіе                      чаемъ    только    иЕкоторыя       неполным      и  одностороннія       положенія,
                      акты    ума,    посредствомъ      которыхъ      достигается     знаніе    абсолют-                      замЕтки,     а  во  второмъ     разговорЕ      находимъ      уже    полное    и  все-
                      ной   истинной      идеи.    СлЕдовательно        діалектика      есть   философ-                       стороннее     изображеніе       этого    хода     развитія    философіи.      Впро-
                      ская  метода,    посредствомъ      которой    умъ   возвышается      надъ   міромъ                      чем!    и  это   изображеніе     для   своей   полноты    должно     быть   воспол-

                      чувственным!,       восходя    къ  міру    непреходящему,         неизмЕняюще-                          нено    отдЕльными       замЕтками        изъ   другихъ     разговоровъ;       тогда
                      муся,   къ   „принципу",        какъ   говорите     Платонъ,      а  этотъ    прин-                     оно   представится      намъ    въ   такомъ      видЕ:    философія       требуете
                      цип!    и  суть   идеи.                                                                                 необходима™        философскаго       образованія.      Первоначальною        осно-

                           Діалектика       есть    поэтому      познаніе     идей,     какъ     чистыхъ                      вою   философскаго        образованія       Платонъ—какъ          и   вообще     всЕ
                      попятій;    она    есть  не  только   философская       метода,   не  только    діа-                    древніе    греки—признаетъ         музыку     и  гимнастику     въ  томъ    обшир-
                      лектика     въ    смыслЕ      практическом!,        но   и  теорія,    ученіе   объ                     ном!    значеніи    этихъ   словъ,   какой    придавали     имъ   древніе    греки,
                      идеяхъ.     Платонъ       говоритъ,      что   вообще    предмета      діалектики                      а   не  какой     иридаютъ      имъ   теперь.    Въ   самомъ    дЕлЕ,  подъ    музы-

                      есть   исключительно         только     понятіе,     именно     чистое     понятіе                      кой,   какъ   искусством!      музъ,    греки    разумЕли     преимущественно
                      ума,   имѣющее       объективную       реальность,      идеи.                                          образозаніе      души,    а  чрезъ    ея   посредство     развитіе,    образованіе
                           Діалектика      есть   орудіе,   посредствомъ       котораго     сознается    и                   тЕла;     подъ    гимнастикою         же   они   разумЕли      преимущественно
                     развивается       это    понятіе,    независимо       отъ  чувственной       формы                      развитіе    тЕлеснаго      организма,     а  чрезъ   его  посредство     и  оиразо-

                     и   всякаго     нредставленія;       а   такъ   какъ    идеи    и  суть   истинно-                      ваніе    души.    Признавая      душу    и  тѣло   неразрывно       соединенными
                     сущее,     то    Платонъ       опредЕляетъ       діалектику     въ   этомъ    суще-                     вт,  человЕкЕ,      какъ    цЕлыюмъ        суіцествЕ,      Платонъ      требовалъ,
                     ственном!      ея   смыслЕ,     какъ   знаніе,    науку    о  сущемъ,     а  СлЕдо-                     чтобы    и  музыка,      и   гимнастика      были    также    въ   гармоніи,     не-
                     вательно     и  какъ     способъ     познаванія     сущаго.     Поэтому      о   діа-                   разрывном!       соединеиіи,     и  гармонически        развивали     всего    чело-
                     лектикЕ     говоритъ     Платонъ,     что   она    свойственна      только    фило-                     вЕка,    его  душу     и  тЕло.   По    мнЕнію    Платона,     такое   гармониче-
                     софу,    ибо   только    онъ   стремится      къ    познанію     сущаго,     только                     ское   дЕйствіе      на  человЕка      со  стороны      музыки     и   гимнастики

                     онъ   можетъ      познать    сущее,    какъ    таковое,     и  въ  силу   такового                      необходимо       должно    было    имЕть    своимъ     иослѣдствіемъ      правиль-
                     познанія     можетъ     господствовать       надъ    всЕми    прочими      науками                      ное   иастроеніе       души     вообще      и   освобожденіе      ея  отъ    всякой
   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288