Page 284 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 284
единое какъ принципъ: все, говорятъ элеаты, есть единое бытіе, и искусствами,—такъ что діалектика есть основа не только
множественна™ же и тъ; другіе (Гераклитъ) говорятъ, что все филорофіи, но и науки вообще.
ѣ
есть множественное, все становится; единаго же н тъ. Платонъ (Мі^ разсмотрѣли въ отдЕльности сущность т хъ двухъ
ѣ
ѣ
не остановился на этомъ; онъ соединяете противопололшости и условш философской дЕятельности, которыя призналъ Платонъ
говорите: все едино и все множественно, множественным! рас- существенно необходимыми для того, чтобы наше человЕческое
крывается единое; бытіе и небытіе соединяются въ идеѣ. мышленіе было въ истинномъ смыслЕ философским!, научнымъ,
Почему же у Платона діалектика есть не только искусство истиинымъ знаніемч, и чтобы наша дЕятельность была фило-
правильно вести бес ды, но и правильно мыслить? Потому софскою добродЕтелыо. Когда оба эти условія—философская лю-
ѣ
что, какъ вообще признавали греки и въ особенности одно- бовь и философская метода—соединятся въ человЕкЕ, то резуль-
сторопніе сократики, р чь и мысль состоятъ въ единств : рѣ чь татом! этого соединенія будетъ философія, какъ единое всецЕлое,
ѣ
ѣ
есть мыніленіе вслухъ, а мысль есть безмолвный разговоръ какъ теорія и практика. Но до такого результата человЕкъ
души самой съ собою; поэтому Платонъ употребляет! слово доходите не вдругъ, а постепенно.
„діалектика" и для обозначенія тѣ хъ актовъ мышленія, кото- Изображеніе постепенна™ хода развитія философіи, какъ
рыми обусловливается правильное мышленіе, рѣ чь. Но предмете единаго всецЕлаго, представляете Платонъ въ разговорах!:
истиннаго, умозрительна™ мышленія есть истинно сущее, идеи; „Пиръ" и „Государство"; но въ иервомъ изъ нихъ мы встрЕ-
поэтому подъ діалектикой Платонъ разумѣетъ тѣ логическіе чаемъ только иЕкоторыя неполным и одностороннія положенія,
акты ума, посредствомъ которыхъ достигается знаніе абсолют- замЕтки, а во второмъ разговорЕ находимъ уже полное и все-
ной истинной идеи. СлЕдовательно діалектика есть философ- стороннее изображеніе этого хода развитія философіи. Впро-
ская метода, посредствомъ которой умъ возвышается надъ міромъ чем! и это изображеніе для своей полноты должно быть воспол-
чувственным!, восходя къ міру непреходящему, неизмЕняюще- нено отдЕльными замЕтками изъ другихъ разговоровъ; тогда
муся, къ „принципу", какъ говорите Платонъ, а этотъ прин- оно представится намъ въ такомъ видЕ: философія требуете
цип! и суть идеи. необходима™ философскаго образованія. Первоначальною осно-
Діалектика есть поэтому познаніе идей, какъ чистыхъ вою философскаго образованія Платонъ—какъ и вообще всЕ
попятій; она есть не только философская метода, не только діа- древніе греки—признаетъ музыку и гимнастику въ томъ обшир-
лектика въ смыслЕ практическом!, но и теорія, ученіе объ ном! значеніи этихъ словъ, какой придавали имъ древніе греки,
идеяхъ. Платонъ говоритъ, что вообще предмета діалектики а не какой иридаютъ имъ теперь. Въ самомъ дЕлЕ, подъ музы-
есть исключительно только понятіе, именно чистое понятіе кой, какъ искусством! музъ, греки разумЕли преимущественно
ума, имѣющее объективную реальность, идеи. образозаніе души, а чрезъ ея посредство развитіе, образованіе
Діалектика есть орудіе, посредствомъ котораго сознается и тЕла; подъ гимнастикою же они разумЕли преимущественно
развивается это понятіе, независимо отъ чувственной формы развитіе тЕлеснаго организма, а чрезъ его посредство и оиразо-
и всякаго нредставленія; а такъ какъ идеи и суть истинно- ваніе души. Признавая душу и тѣло неразрывно соединенными
сущее, то Платонъ опредЕляетъ діалектику въ этомъ суще- вт, человЕкЕ, какъ цЕлыюмъ суіцествЕ, Платонъ требовалъ,
ственном! ея смыслЕ, какъ знаніе, науку о сущемъ, а СлЕдо- чтобы и музыка, и гимнастика были также въ гармоніи, не-
вательно и какъ способъ познаванія сущаго. Поэтому о діа- разрывном! соединеиіи, и гармонически развивали всего чело-
лектикЕ говоритъ Платонъ, что она свойственна только фило- вЕка, его душу и тЕло. По мнЕнію Платона, такое гармониче-
софу, ибо только онъ стремится къ познанію сущаго, только ское дЕйствіе на человЕка со стороны музыки и гимнастики
онъ можетъ познать сущее, какъ таковое, и въ силу такового необходимо должно было имЕть своимъ иослѣдствіемъ правиль-
познанія можетъ господствовать надъ всЕми прочими науками ное иастроеніе души вообще и освобожденіе ея отъ всякой