Page 284 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 284

единое  какъ  принципъ:  все,  говорятъ  элеаты,  есть  единое  бытіе,  и  искусствами,—такъ  что  діалектика  есть  основа  не  только

 множественна™  же  и тъ;  другіе  (Гераклитъ)  говорятъ,  что  все  филорофіи,  но  и  науки  вообще.
 ѣ
 есть  множественное,  все  становится;  единаго  же  н тъ.  Платонъ  (Мі^  разсмотрѣли  въ  отдЕльности  сущность  т хъ  двухъ
 ѣ
                                                                                  ѣ
 не  остановился  на  этомъ;  онъ  соединяете  противопололшости  и  условш  философской  дЕятельности,  которыя  призналъ  Платонъ
 говорите:  все  едино  и  все  множественно,  множественным!  рас-  существенно  необходимыми  для  того,  чтобы  наше  человЕческое
 крывается  единое;  бытіе  и  небытіе  соединяются  въ  идеѣ.  мышленіе  было  въ  истинномъ  смыслЕ  философским!,  научнымъ,
 Почему  же  у  Платона  діалектика  есть  не  только  искусство  истиинымъ  знаніемч,  и  чтобы  наша  дЕятельность  была  фило-

 правильно  вести  бес ды,  но  и  правильно  мыслить?  Потому  софскою  добродЕтелыо.  Когда  оба  эти  условія—философская  лю-
 ѣ
 что,  какъ  вообще  признавали  греки  и  въ  особенности  одно-  бовь  и  философская  метода—соединятся  въ  человЕкЕ,  то  резуль-
 сторопніе  сократики,  р чь  и  мысль  состоятъ  въ  единств :  рѣ чь  татом!  этого  соединенія  будетъ  философія,  какъ  единое  всецЕлое,
 ѣ
 ѣ
 есть  мыніленіе  вслухъ,  а  мысль  есть  безмолвный  разговоръ  какъ  теорія  и  практика.  Но  до  такого  результата  человЕкъ
 души  самой  съ  собою;  поэтому  Платонъ  употребляет!  слово  доходите  не  вдругъ,  а  постепенно.

 „діалектика"  и  для  обозначенія  тѣ хъ  актовъ  мышленія,  кото-  Изображеніе  постепенна™  хода  развитія  философіи,  какъ
 рыми  обусловливается  правильное  мышленіе,  рѣ чь.  Но  предмете  единаго  всецЕлаго,  представляете  Платонъ  въ  разговорах!:
 истиннаго,  умозрительна™  мышленія  есть  истинно  сущее,  идеи;  „Пиръ"  и  „Государство";  но  въ  иервомъ  изъ  нихъ  мы  встрЕ-
 поэтому  подъ  діалектикой  Платонъ  разумѣетъ  тѣ  логическіе  чаемъ  только  иЕкоторыя  неполным  и  одностороннія  положенія,
 акты  ума,  посредствомъ  которыхъ  достигается  знаніе  абсолют-  замЕтки,  а  во  второмъ  разговорЕ  находимъ  уже  полное  и  все-
 ной  истинной  идеи.  СлЕдовательно  діалектика  есть  философ-  стороннее  изображеніе  этого  хода  развитія  философіи.  Впро-
 ская  метода,  посредствомъ  которой  умъ  возвышается  надъ  міромъ  чем!  и  это  изображеніе  для  своей  полноты  должно  быть  воспол-

 чувственным!,  восходя  къ  міру  непреходящему,  неизмЕняюще-  нено  отдЕльными  замЕтками  изъ  другихъ  разговоровъ;  тогда
 муся,  къ  „принципу",  какъ  говорите  Платонъ,  а  этотъ  прин-  оно  представится  намъ  въ  такомъ  видЕ:  философія  требуете
 цип!  и  суть  идеи.  необходима™  философскаго  образованія.    Первоначальною         осно-

 Діалектика  есть  поэтому  познаніе  идей,  какъ  чистыхъ  вою  философскаго  образованія  Платонъ—какъ  и  вообще  всЕ
 попятій;  она  есть  не  только  философская  метода,  не  только  діа-  древніе  греки—признаетъ  музыку  и  гимнастику  въ  томъ  обшир-
 лектика  въ  смыслЕ  практическом!,  но  и  теорія,  ученіе  объ  ном!  значеніи  этихъ  словъ,  какой  придавали  имъ  древніе  греки,
 идеяхъ.  Платонъ  говоритъ,  что  вообще  предмета  діалектики  а  не  какой  иридаютъ  имъ  теперь.  Въ  самомъ  дЕлЕ,  подъ  музы-

 есть  исключительно  только  понятіе,  именно  чистое  понятіе  кой,  какъ  искусством!  музъ,  греки  разумЕли  преимущественно
 ума,  имѣющее  объективную  реальность,  идеи.  образозаніе  души,  а  чрезъ  ея  посредство  развитіе,  образованіе
 Діалектика  есть  орудіе,  посредствомъ  котораго  сознается  и  тЕла;  подъ  гимнастикою  же  они  разумЕли  преимущественно
 развивается  это  понятіе,  независимо  отъ  чувственной  формы  развитіе  тЕлеснаго  организма,  а  чрезъ  его  посредство  и  оиразо-

 и  всякаго  нредставленія;  а  такъ  какъ  идеи  и  суть  истинно-  ваніе  души.  Признавая  душу  и  тѣло  неразрывно  соединенными
 сущее,  то  Платонъ  опредЕляетъ  діалектику  въ  этомъ  суще-  вт,  человЕкЕ,  какъ  цЕлыюмъ  суіцествЕ,  Платонъ  требовалъ,
 ственном!  ея  смыслЕ,  какъ  знаніе,  науку  о  сущемъ,  а  СлЕдо-  чтобы  и  музыка,  и  гимнастика  были  также  въ  гармоніи,  не-
 вательно  и  какъ  способъ  познаванія  сущаго.  Поэтому  о  діа-  разрывном!  соединеиіи,  и  гармонически  развивали  всего  чело-
 лектикЕ  говоритъ  Платонъ,  что  она  свойственна  только  фило-  вЕка,  его  душу  и  тЕло.  По  мнЕнію  Платона,  такое  гармониче-
 софу,  ибо  только  онъ  стремится  къ  познанію  сущаго,  только  ское  дЕйствіе  на  человЕка  со  стороны  музыки  и  гимнастики

 онъ  можетъ  познать  сущее,  какъ  таковое,  и  въ  силу  такового  необходимо  должно  было  имЕть  своимъ  иослѣдствіемъ  правиль-
 познанія  можетъ  господствовать  надъ  всЕми  прочими  науками  ное  иастроеніе  души  вообще  и  освобожденіе  ея  отъ  всякой
   279   280   281   282   283   284   285   286   287   288   289