Page 288 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 288

въ  ней  дѣло  идетъ  ne  о  вн шнемъ  накопленіи  разнаго  рода  науки,  особенно  математическія,  какъ  подготовляющія  къ  фи-
 ѣ
 св д ній,  а  о  томъ,  чтобы  обратить  умственный  очи  всего  че-  лософіи,  должны  входить  въ  соетавъ  философіи,  какъ  ея  мо-
 ѣ
 ѣ
 ловека  со  всею  его  деятельностью,  жизнью,  къ  идеальному,  къ  менты;  именно  онѣ  должны  входить  въ  состава  философской
 истинно-сущему,  къ  идеямъ;  следовательно  теорія  и  практика  пропедевтики,  ибо  математическія  науки  суть  подготовительный
 представляютъ  собою  существенный  составныя  части  филосо-  ступени  къ  философіи;  онѣ  получаютъ  свою  законченность  въ
 фии,  находящіяся  въ  ней  въ  полномъ,  нераздѣльномъ  единствѣ .  діалектик ;  не  будучи  переданы  въ  распоряженіе  діалектики,
                         ѣ
 Поэтому,—говоритъ  Платонъ,—лишь  тотъ  способенъ  къ  фило-  онѣ  не  имѣютъ  никакого  философекаго  значенія.  Даже  искус-
 софскому  образованно,  кто  съ  юности  научился  освобождаться  ства,  такъ-называемый  ремесла,  какъ  ни  мало  достоинства
 огъ  чувственнаго,  и  наоборотъ  —  философія  есть  возвышеніе  придаете  имъ  Платонъ,  все  же  относятся  у  него  къ  ступе-
 всего  челов ка  изъ  океана  чувственности  въ  міръ  идеальный;  нямъ,  предшествующимъ  философіи,  ибо  ихъ  содержапіе  при-
 ѣ
 она  есть  очищеніе  души  отъ  приросшихъ  къ  ней  водорослей,  частно  исгинно-сущему.  Словомъ,  въ  разговорѣ  „Государство"
 ростущихъ  въ  океан ;  она  есть  всестороннее  освобожденіе  философія  представляется  какъ  бы  фокусомъ,  въ  которомъ  со-
 ѣ
 души  отъ  владычества  надт  нею  чувственности.  Средство  къ  единяются  всѣ  отдѣльныя  ученія,  какъ  лучи  истины  въ  сферѣ
 этому  освобождеяію  есть  философское  мышленіе  объ  истинно-  человѣческой  познавательной  дѣятельности,  мышленія.  ІІо  при
 сущемъ,  объ  идеяхъ;  оыо-то  и  возвышаете  насъ  надъ  чувствен-  опредѣленіи  значенія  философіи,  при  такомъ  ея  возвышеніи,
 ными  побужденіями.  Но  кромѣ  того,  что  въ  философіи  соеди-  Платонъ  очень  хорошо  понимала,  что  философія  никогда  пе

 няются  теорія  и  практика,  въ  ней  же  соединяются,  какъ  мо-  является  въ  дѣйствительности  законченною.  Въ  этомъ  смыслѣ
 менты,  и  различныя  формы  теоретической  дѣятельности,  или  и  надо  понимать  его  слова,  когда  онъ  требуете,  чтобы  ни
 формы  познаванія.  Эти  формы  суть:  1)  чувственное  созерца-  одинъ  человѣкъ  не  назывался  мудрецомъ,  a  развѣ  только  любо-
 nie,  чувственное  воспріятіе;  2)  представлееіе,  разсудочная  ре-  мудрымъ,  ибо  одно  только  божество  совершенно  мудро,  а  отъ
 флексія.  Всѣ  эти  формы  не  суть  еще  философскія;  однакоже  людей  можно  требовать  пе  божественности,  а  только  богопо-

 онѣ  суть  ступени  къ  философіи,  какъ  познанію  истинно  су -  добія,  уподобленія  божеству.  Однако  отсюда  не  должно  заклю-
 іцаго,  умозрителыіаго.  чать,  будто  Платонъ  считаете  философію  только   пустымъ,      не-
 Въ  самомъ  дѣлѣ,  всѣ  различныя  формы  познавательной  достижимымъ  идеаломъ;  напротивъ,  философіи,  какъ  наукѣ  че-

 дѣятельности,  какъ  философскія,  такъ  и  не-философскія,  зани-  ловѣческой,  развивающейся  изъ  философской  любви  чрезъ  по-
 маются  однимъ  нредметомт»,  истинно-сущимъ;  но  этотъ  пред-  средство  діалектики,  Платонъ  придаете  высочайшее  значеніе,
 мета  разсматривается  во  вс хъ  этихъ  формахъ  познаванія  не  основывая  на  ней  все  устройство  государства;  онъ  до  тѣ хъ
 ѣ
 съ  одинаковою  чистотою  и  полнотою.  Все  то,  чтб  есть  истинно  пора  не  видитъ  конца  человѣческимъ  бѣдствіямъ,  пока  не  во-
                                                             и
                                             философія,
                                                                                             го-
 сущаго,  идеальна™  въ  чувственномъ  созерцаніи,  воспріятіи,  царится  въ  государствѣ  государствомъ;  пока  она  не  будетъ  ста-
                                                                  пока
                                                                                       не
           сподствовать
                                    всѣмъ
                             надъ
                                                                         правители
 представленіи,  входитъ  въ  состава  и  философской  формы  позна-
                                                                               другими
                                                                                           сло-
                                                           правителями;
 ванія,  отличающейся  отъ  представлений,  чувственныхъ  созер-  нутъ  философами,  или  философы осуществится  верховная  идея
                                                    не
           вами,
                     пока
                             въ
 цаній  т мъ,  что  она  созиаетъ  идею  въ  ея  чистотѣ  и  полнотѣ.  добра,  единая  съ  государствѣ  и  справедливости,  ибо  фило-
 ѣ
                                    идеею
                                              правды
 Поэтому  философія  не  есть  одна  изъ  тѣ хъ  наукъ,  которыя  софія  имѣетъ  дѣло  съ  идеею  вообще  и  особенно  съ  этою  вер-
 пользуются  формою  не-философскаго  иозиаванія,  именно  чув-  ховною  идеею  добра.
 ственнымъ  воспріятіемъ,  иредставленіемъ,  разсудочною  рефле-
 ксіею;  напротивъ,  одна  только  философія  и  есть  наука  въ  истин-  „Философъ"—говоритъ  Платонъ—  „всегдаживете  въ  области
 иомъ  смыслѣ,  ибо  ея  форма  познаванія  сущаго,  идеи  вполнѣ  идей,  посредствомъ  умозрительна™  познанія,  спокойно  созер-
 соотвѣ тствуетъ  созерцаиію  всякой  науки.  Поэтому  всѣ  прочія  цая  идеи".  Теперь  спрашивается:  1)  какое  значеніе  Платонъ
   283   284   285   286   287   288   289   290   291   292   293