Page 286 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 286

изнѣженности  съ  одной  стороны  и  грубости  съ  другой  стороны.  негоднымъ.  Однакоже  отсюда  слѣдуетъ  не  TÖ,  ЧТО  челов къ
                                                                                           ѣ
 Но  изъ  этихъ  двухъ  средствъ  общаго  образованія  Платонъ  не  долженъ  обращать  свои  умственным  очи  къ  истинно-сущему,
 признавалъ  музыку  за  главное  средство  вообще  и  для  приготов-  а  только  TÖ,  что  къ  этому  обращенію  онъ  долженъ  быть  под-
 ленія  къ  философскому  образованію;  а  именно,  конечная  цѣль,  готовленъ.  Вотъ  къ  такому  подготовленію  и  служатъ  всѣ  тѣ

 достигаемая  посредствомъ  музыкалыіаго  образованія,  должна  наугш,  которыя,  такъ  же  какъ  и  философія,  представляютъ
 состоять  въ  томъ,  чтобы  въ  воспитаныикахъ,  выросшихъ  въ  истинио-суіцее,  идеи,  но  въ  чувственной  формѣ,  а  не  въ  чистотѣ.
 здоровой  нравственной  сферѣ,  развивался  смыслъ  ко  всему  Эти  науки  и  при вод я тъ  къ  сознанію  самопротиворѣчія  чувствен-
 истинному  и  доброму,  и  чтобы  оии  иріобрѣли  и  дѣятелыіуго  ныхъ  представленій  и  неудовлетворительности  ихъ.  Таковы

 привычку  поступать  добродѣтелыю;  копечнымъ  результатом!»  пауки  математическія,  въ  смыслѣ  греческомъ,  со  включеніемъ
 музыкальна™  образованія  должна  быть  любовь  къ  прекрасному,  въ  нихъ  не  только  собственно  математики,  но  и  астрономіи,
 какъ  философская  любовь,  совершенно  чистая,  свободная  отъ  и  акустики;  предмете  этихъ  математическихъ  наукъ  есть  сред-
 всякой  возмущающей  ее  примѣси,  такъ  что  и  въ  этомъ  смыслѣ  нее  между  идеею  и  чувственным!»  предсгавленіемъ,  ибо  идея
 философская  любовь  есть  отправная  точка  философіи.  Но  музы-  является  здѣсь  въ  чувственной  формѣ,  а  потому  эти  науки

 кальное  образованіе  съ  теоретической  стороны  только  направ-  суть  иознаніе  средня™  между  обыкновенными  представленіями
 ляете  душу  къ  истинному  и  доброму,  а  іте  даетъ  еще  зианія  и  между  истиннымъ  зианіемъ  въ  строгомъ  емыслѣ.  Отъ  нред-
 истиннаго  и  добраго;  съ  практической  же  стороны  оно  даетъ  ставленія  эти  науки  отличаются  тѣмъ,  что  онѣ  занимаются
 добрую  привычку,  а  не  сознаніе,  уразумѣпіе,  на  которомъ  сущностью  всего,  всеобщимъ  во  всемъ,  пребывагощимъ,  неизмѣн-

 должна  основываться  наука;  такимъ  образомъ  плодъ  музыкаль-  нымъ,  лежащимъ  въ  основѣ  вс хъ  различныхъ  и  даже  нротиво-
                                                    ѣ
 наго  образоваиія  есть  только  обычная  добродѣтель,  руководя-  ноложныхъ  между  собою  чувственныхъ  воспріятій;  отъ  знанія
 щаяся  вѣрнымъ  представленіемъ,  а  не  фидософія,  подчиненная  въ  строгомъ  смыслѣ,  какъ  зыанія  истинно-сущаго  въ  его  чи-
 истинному  научному  знапію.  Дабы  въ  человѣкѣ  могло  возник-  стот ,  эти  науки  отличаются  тѣмъ,  что  ими  сознаются  идеи  не
               ѣ
 нуть  истинное  философское  знаніе  и  истинная  философская  въ  чистотѣ,  а  въ  чувственной  формѣ.  Но  дабы  математиче-

 добродѣтель,  для  этого  къ  музыкальному  образованно  должно  скія  науки  могли  служить  такою  непосредственною  ступенью
 присоединить  и  философское,  научное  образованіе,  предмете  философіи,  он-Ь  должны  быть  излагаемы  и  изучаемы  иначе,
 котораго  вообще  есть  истинно-сущее,  идея,  и  высшая  задача  чѣмъ  онѣ  излагаются  и  изучаются  обыкновенно:  вмѣсто  за-
 котораго  есть  направление  ума  къ  истинно-сущему,  къ  идеѣ.  пятія  математическими  науками  для  практической  пользы  и

 Конечно,  если  челов къ  обратите  свой  умъ,  свои  умствеиныя  для  прямого  приложенія  къ  чувственному  должно  имѣть  въ
 ѣ
 очи  къ  созерцанію  истинно-сущаго  ггрямо,  то  сначала  такое  виду  преимущественно  переходъ  отъ  чувственна™  къ  мысли-
 прямое  обращеніе  къ  идеѣ  произведете  на  него  не  менѣе  мому,  отъ  явленій  къ  идеямъ,  а  потому  главнымъ  предметомъ
 болѣзнеииое  ощущеніе,  какъ  и  то,  какое  испытали  бы  его  этихъ  наукъ  должно  быть  чистое  разсматриваиіе  чиселъ  и  вели-
 тѣлеспыя  очи,  еслибы  онъ,  будучи  съ  самаго  рожденія  заклю-  чинъ.  Словомъ,  мѣсто  эмішрическаго  изложенія  и  изученія

 чен!»  въ  темной  петцерѣ,  вдругъ  вышелъ  на  яркій  солнечный  этихъ  иаукъ  должно  заступить  философское  изложеніе  ихъ.
 св тъ,  ГІаоборотъ,  если  человѣкъ,  привыкшіи  созерцать  умствен-  Если  же  математическія  науки  будутъ  такъ  излагаемы  и
 ѣ
 ными  очами  истинно-сущее,  идеи,  нодобно  тому  какъ  т лес-  изучаемы,  то  онѣ  непремѣнно  приведутъ  къ  діалектикѣ,  кото-
 ѣ
                   завершаются,
                и
                                       какъ
                                                         высшею
         рою
 ными  очами  онъ  созерцаете  все  чувственное'  при  полномъ  Но  философія  у  Платона  не самою  только  дѣло изъ  всѣ хъ  наукъ.
                                                                                         она
                                                                        познаванія;
                                                 есть
 солнечномъ  свѣ т ,  будете,  поставлеиъ  въ  иолутьмѣ  міра  явле-  не  есть  только  теорія,  наука;  сущность  ея  ие  есть  только
 ѣ
 иій,  то  людямъ,  привыкншмъ  къ  этому  полусвѣту,  оиъ  будетъ  теоретическая,  по  также  и  практическая.  Въ  самомъ  дѣлѣ,
 казаться  сначала  человѣкомъ  ничего  незнающим!»  и  ни  къ  чему
   281   282   283   284   285   286   287   288   289   290   291