Page 286 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 286
изнѣженности съ одной стороны и грубости съ другой стороны. негоднымъ. Однакоже отсюда слѣдуетъ не TÖ, ЧТО челов къ
ѣ
Но изъ этихъ двухъ средствъ общаго образованія Платонъ не долженъ обращать свои умственным очи къ истинно-сущему,
признавалъ музыку за главное средство вообще и для приготов- а только TÖ, что къ этому обращенію онъ долженъ быть под-
ленія къ философскому образованію; а именно, конечная цѣль, готовленъ. Вотъ къ такому подготовленію и служатъ всѣ тѣ
достигаемая посредствомъ музыкалыіаго образованія, должна наугш, которыя, такъ же какъ и философія, представляютъ
состоять въ томъ, чтобы въ воспитаныикахъ, выросшихъ въ истинио-суіцее, идеи, но въ чувственной формѣ, а не въ чистотѣ.
здоровой нравственной сферѣ, развивался смыслъ ко всему Эти науки и при вод я тъ къ сознанію самопротиворѣчія чувствен-
истинному и доброму, и чтобы оии иріобрѣли и дѣятелыіуго ныхъ представленій и неудовлетворительности ихъ. Таковы
привычку поступать добродѣтелыю; копечнымъ результатом!» пауки математическія, въ смыслѣ греческомъ, со включеніемъ
музыкальна™ образованія должна быть любовь къ прекрасному, въ нихъ не только собственно математики, но и астрономіи,
какъ философская любовь, совершенно чистая, свободная отъ и акустики; предмете этихъ математическихъ наукъ есть сред-
всякой возмущающей ее примѣси, такъ что и въ этомъ смыслѣ нее между идеею и чувственным!» предсгавленіемъ, ибо идея
философская любовь есть отправная точка философіи. Но музы- является здѣсь въ чувственной формѣ, а потому эти науки
кальное образованіе съ теоретической стороны только направ- суть иознаніе средня™ между обыкновенными представленіями
ляете душу къ истинному и доброму, а іте даетъ еще зианія и между истиннымъ зианіемъ въ строгомъ емыслѣ. Отъ нред-
истиннаго и добраго; съ практической же стороны оно даетъ ставленія эти науки отличаются тѣмъ, что онѣ занимаются
добрую привычку, а не сознаніе, уразумѣпіе, на которомъ сущностью всего, всеобщимъ во всемъ, пребывагощимъ, неизмѣн-
должна основываться наука; такимъ образомъ плодъ музыкаль- нымъ, лежащимъ въ основѣ вс хъ различныхъ и даже нротиво-
ѣ
наго образоваиія есть только обычная добродѣтель, руководя- ноложныхъ между собою чувственныхъ воспріятій; отъ знанія
щаяся вѣрнымъ представленіемъ, а не фидософія, подчиненная въ строгомъ смыслѣ, какъ зыанія истинно-сущаго въ его чи-
истинному научному знапію. Дабы въ человѣкѣ могло возник- стот , эти науки отличаются тѣмъ, что ими сознаются идеи не
ѣ
нуть истинное философское знаніе и истинная философская въ чистотѣ, а въ чувственной формѣ. Но дабы математиче-
добродѣтель, для этого къ музыкальному образованно должно скія науки могли служить такою непосредственною ступенью
присоединить и философское, научное образованіе, предмете философіи, он-Ь должны быть излагаемы и изучаемы иначе,
котораго вообще есть истинно-сущее, идея, и высшая задача чѣмъ онѣ излагаются и изучаются обыкновенно: вмѣсто за-
котораго есть направление ума къ истинно-сущему, къ идеѣ. пятія математическими науками для практической пользы и
Конечно, если челов къ обратите свой умъ, свои умствеиныя для прямого приложенія къ чувственному должно имѣть въ
ѣ
очи къ созерцанію истинно-сущаго ггрямо, то сначала такое виду преимущественно переходъ отъ чувственна™ къ мысли-
прямое обращеніе къ идеѣ произведете на него не менѣе мому, отъ явленій къ идеямъ, а потому главнымъ предметомъ
болѣзнеииое ощущеніе, какъ и то, какое испытали бы его этихъ наукъ должно быть чистое разсматриваиіе чиселъ и вели-
тѣлеспыя очи, еслибы онъ, будучи съ самаго рожденія заклю- чинъ. Словомъ, мѣсто эмішрическаго изложенія и изученія
чен!» въ темной петцерѣ, вдругъ вышелъ на яркій солнечный этихъ иаукъ должно заступить философское изложеніе ихъ.
св тъ, ГІаоборотъ, если человѣкъ, привыкшіи созерцать умствен- Если же математическія науки будутъ такъ излагаемы и
ѣ
ными очами истинно-сущее, идеи, нодобно тому какъ т лес- изучаемы, то онѣ непремѣнно приведутъ къ діалектикѣ, кото-
ѣ
завершаются,
и
какъ
высшею
рою
ными очами онъ созерцаете все чувственное' при полномъ Но философія у Платона не самою только дѣло изъ всѣ хъ наукъ.
она
познаванія;
есть
солнечномъ свѣ т , будете, поставлеиъ въ иолутьмѣ міра явле- не есть только теорія, наука; сущность ея ие есть только
ѣ
иій, то людямъ, привыкншмъ къ этому полусвѣту, оиъ будетъ теоретическая, по также и практическая. Въ самомъ дѣлѣ,
казаться сначала человѣкомъ ничего незнающим!» и ни къ чему