Page 281 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 281

это  такимъ     нагляднымъ       иримѣромъ:       могъ   ли  бы  анатомъ,    изслѣ-
                       доваішіій    немного     челов ческихъ      труповъ     сравнительно     со   всѣмъ                    имѣющему        себѣ   противоположности,         возвышающемуся          надъ   вся-
                                                       ѣ
                       безчисленнымъ        количествомъ       ихъ,     вывесть    съ   такою     ув рен-                     кимъ     ограниченісмъ.        Вообще,    —   говоритъ      Платонъ,     —   должно
                                                                                                     ѣ
                       ностью    то  заключеніе,     что   всѣ  трупы    тождественны,       что устрой-                      быть    различіе    между    тѣмъ,    чтб   всегда    есть   и  никогда     не   ста-

                       ство   человѣческаго      организма,      вс хъ    людей,     живуіцихъ,      умер-                    новится,     a  слѣдовательно       не    измѣняется,      не    возникаете,      не
                                                                    ѣ
                       шихъ    и   еще   не   народившихся,        одинаково     —   могъ    ли   бы    онъ                   преходить—и         между     тѣмъ,    чтб   всегда    становится,      преходить,
                       вывести    это   заключепіе,      еслибы    не   имѣлъ     права   предполагать,                       возникаете.      Первое     можетъ      быть    познано     только    мышленіемъ
                       что  устройство      одного    челов ческаго       организма     есть   типъ, по-                      ума    и  можетъ      быть     выражено      какъ     истинное      знаніе,     какъ
                                                             ѣ
                       вторяющейся        во   вс хъ     единичностяхъ,         сколько     бы    ихъ    ни                   его   предмете,      ибо    оно    уловимо,    его   можно      схватить;     а по-
                                                  ѣ
                      было?    Какъ     могъ    бы   онъ   считать    тѣлесное     устройство      однихъ                     елѣднее     можетъ     быть    воспринято      чувствами,     можетъ     быть   вы-
                      индивидовъ       нормальнымъ,       а   другихъ     ненормальнымъ,         если  бы                     ражено     представленіемъ,        ибо    становящееся        неуловимо.       Вотъ
                      всеобщій      типъ     челов ческаго        организма      не    былъ     реалыі е                      къ   этому-то     умозрительному,        идеальному      и   ведете    діалектика.
                                                    ѣ
                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                                                           а
                                                                                                                              Какъ
                                                                                                                                                 она
                                                                                                                                                       есть
                                                                                                                                      теорія,
                      т леснаго      организма       какого-либо      одного    индивида?       Словомъ,                      она    есть   философская       ученіе    объ    идеяхъ,  идей,  какъ     практика
                       ѣ
                                                                                                                                                                          позианія
                                                                                                                                                               метода
                                                                                                                                                                                                         присут-
                                                                                                                                                                                                  ихъ
                      безъ   идей,    безъ  пребывающаго         во   всѣ хъ   измѣ неніяхъ,     безъ  по'                    ствія   въ  умѣ и     ихъ    сущности      самой    но   себ ,    ихъ    объектив-
                                                                                                                                                                                           ѣ
                      нятія   о   тѣлесной     организаціи      человѣка,    могъ    ли   бы онъ     знать                    ной    реальности.      Въ     томъ   и   другомъ     смыслѣ,     какъ    теорія   и
                      о  ней и     прилагать      свое    знаніе     ко   всему     индивидуальному?                         какъ    практика,     діалектика     Платона      есть   положительная       основа
                           Вообще      безъ   идей    невозможно      было   бы   зпаніе,   невозможна                        всей   его   философіи.
                      была    бы   наука.    В ъ  самомъ     д л ,   все    чувственное       есть   ста-
                                                              ѣ
                                                                 ѣ
                      новящееся,      преходящее,       но   цѣль    становленія      есть    бытіе;  все                          Въ   самомъ     дѣлѣ   идеѣ   причастио      все   въ   природѣ;     въ   при-
                      чувственное      есть   множественное,        но   множественных       вещи '   ста-                   родѣ    есть   изображенія       этихъ    идей,    первообразовъ,       а  природа
                                                                                                                                                                                            ѣ
                      новятся    тѣмъ,     что    онѣ   суть,   только     черезъ    тб,  чтб    есть  гъ                    есть   предмете       физики,     натурфилософіи.         Дал е,     идея    осуще-
                      нихъ    всеобщаго,     идеальнаго,      чтб   есть   первообразъ      ихъ    вс хъ,                    ствляется     въ   человѣ ческой      деятельности,      а  она    есть   предмета
                                                                                                     ѣ
                      котораго    онѣ    суть   кзображенія.      Это    общее,    идеальное,     единое                     этики.    Вотъ    почему     діалектяка     и   есть  основа    всей   Платоновой
                      во  множественном!.,      иеизмѣнное      во  всемъ  измѣняющемся,          пребы-                     философіи,      вотъ   почему     Платонъ      можетъ     быть   названъ    по  пре-
                      вающее     должно     быть    отлично    отъ  всЬхъ   единичностей,       ибо  еди-                    имуществу       философомъ-діалектикомъ.            Но    спрашивается:        какъ
                                                                                                                                                                                                            сущ-
                                                                                                                                         ближайшимъ
                     ничности     никогда     не   показываютъ       намъ   ничего    общаго,    а  нока-                    же   опъ  зпаченіе      идей? образомъ     опредѣлялъ     о  діалектику     и а по-
                                                                                                                                                                                          діалектикѣ,
                                                                                                                                                              Сперва
                                                                                                                                                                          скажемъ
                                                                                                                             ность,
                     зываютъ     только    несовершенное        изображеніе      идей.    Хотя   каждой                      томъ    объ   идеяхъ.
                     единичной      вещи     и  принадлежать        качества    идеи,    но  вмѣстѣ съ
                     тѣмъ    они   соединены      здѣсь    съ   качествами,      имъ   противополож-                              А.   Діалектжа         Платона.       Самъ    Платонъ     опредѣляетъ      д_іа-      V
                     ными.    Праведный       человѣкъ,    какъ   индивидъ,—говоритъ           Платонъ                       лектику    въ  первоначальномъ        смыслѣ,     какъ    искусство     правильно
                                                                                                                                                                                                             н
                                                                                                                                         ѣ
                     —есть     вмѣстѣ   и неправедный:       н тъ   вполнѣ    праведнаго      человѣка.'                     вести   бес ду,    разговоры,      діалоги,    но   не  всякую     бесѣду,    а а-
                                                               ѣ
                     Единичная,       прекрасная      вещь    есть  вмѣстѣ     и  дурная;    единичное                       учную,    о  томъ,   чтб   есть   сущее,     и   основанную       на   уразумѣній
                     доброе    есть   вмѣстѣ     и  злое.   Все   это   чувственное      есть   среднее                      нричинъ     всего.    Въ    этомъ     смыслѣ     діалектика     есть   разговоръ,
                     между     бьггіемъ    и  иебытіемх,     т.-е.   между    абсолютно-сущимъ          и                    развивающій       научныя      познанія      объ   истинно-сущемъ,         идеяхъ,
                     абсолютно-несущимъ,            а   потому     оно    есть    содержаніе       пред-                     и  притомъ     разговоръ      въ   формѣ     вопросовъ      и   отвѣтовъ.    Но    у

                     ставления,    а  не  зианія.  Напротивъ,      чистую,   положительную,        абсо-                    Платона      искусство    правильно      вести   бесѣду   есть   вмѣстѣ   и  искус-
                     лютную      реальность,      дѣйствительность         мы    можемъ      приписать                      ство   правильно     мыслить,    т.-е.,  различая    истинное    и  ложное,    опре-
                     только    всеобщему,      всегда   тождественному        съ   самимъ    собою,   не                    дѣляя    то   и другое    и выясняя     ихъ   противоположности,         соединять
                                                                                                                            все   въ   единство.    Напримѣръ        одни  натурфилософы         принимаютъ

                                                                                                                                                                                                      18*
   276   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286