Page 277 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 277

безконечному,       ибо   это   послѣднее     существо    уже   обладаете      пред-                    идеи;   чѣмъ     совершенн е       форма,     тЕмъ    изящнѣе,       совершеннЕе
                                                                                                                                                              ѣ
                        метом!,     къ   которому     человѣкъ     тольво     стремится.                                        само   художественное         произведете.

                              Какой     же    предмете       философской        любви?      Предмете       ея                        2.  Эта     любовь     является      какъ     любовь     къ    прекраснымъ
                        есть       какъ   самый     высшій     предмете,      какъ   верховная,      конеч-                     душамъ     человѣческимъ,        сперва    къ   одной    душѣ,    а   потомъ,    все
                        ная   ц ль    всего    стремлеиія—добро,          благо;   точнѣ е— цѣль       этого                    болѣе   и   болѣе    расширяясь,       и  ко  всѣ мъ.    Такая    любовь      выра-
                                ѣ
                        влеченія.    этой   любви     есть  обладаніе     добромъ,     какъ    верховным!                      жается,      проявляется      во   всемъ    томъ,     отчего   душа     становится
                        благомъ,     есть   блаженство.      Въ   самомъ     дѣлѣ,    его-то     всѣ   люди                    прекрасною,       именно     въ   нравствепныхъ        р чахъ,     бесЕдахъ,      ко-
                                                                                                                                                                                        ѣ
                        себѣ   и  желаютъ,       къ    нему-то     и  стремятся,       имъ-то    и   хотятъ                    торыя     мы     имѣемъ     съ   кЕмъ-либо       для    того,   чтобы    душу    его
                       владѣть;     эта   любовь    всегда    устремлена        къ   безсмертному,       не-                   сдѣлать     прекрасною;       эта  любовь     проявляется      еще    и  въ   нрав-

                       преходящему,        ибо    съ  влеченіемъ      къ   верховному       благу    нераз-                    ственномъ       воспитаніи,      въ    такомъ     законодательств'!;,      которое
                       дѣльно      соединено      желаніе      обладать      этимъ     добромъ,       чтобы                    учите    народъ      нравственному,       въ   изящныхъ        искусствах!;      это
                       благо,   блаженство       были    вѣ чны.   Итакъ     любовь    въ  этомъ    смыслѣ                     та  любовь,      которую      Платонъ       называете      истинной       дружбой,
                       есть   вообще     стремленіе       конечнаго      существа      расширить       свое                    говоря,    что    дружба      состоитъ    въ   томъ,    чтобы     рѣчами     и   по-
                       бытіе    до  безконечности,       наполнить      себя   непреходящим!,        боже-                     ступками     сдѣлать     своего   друга    прекраснымъ,        нравствен    по-вос-

                       ственным!,      абсолютнымъ        содержаніемъ        и  осуществить       это   со-                   нитаннымъ.
                       держаніе—добро,         благо.   Вн шнія       условія    такого    философскаго
                                                            ѣ
                       влеченія,    т.-е.   то,  чтб   должно     существовать        для    того,   чтобы                          3.  Эта   любовь     является     какъ    любовь    къ   знанію      прекрас-
                       могла    возникнуть       любовь,      есть    прекрасное      и  стремленіе      къ                    на™,     выражающемуся           въ    сознаніи     изящнаго,       гдѣ  бы    и  въ
                       нему.    Любовь     есть   желаніе     прекраснаго,       тоска    по    безконеч-                     чемъ    бы   оно    ни    заключалось,       т.  е.  въ  отдѣленіи      отъ    всего
                       номъ;    любовь     есть    слѣ дствіе    той   гармонической         формы,     ко-                   прекрасна™        того,   чтб   въ   немъ   не  прекрасно;      это   есть   любовь
                       торая    есть    существенная         принадлежность,         содержаніе      всего                    къ   идеѣ    красоты     въ   ея  изображеніяхъ,        природѣ,      искусствах!,

                       прекрасна™,       и   которая     соотв тствуетъ      тому,    чтб  въ   насъ    бо-                   наукахъ,     художествах!        и  людяхъ.
                                                               ѣ
                      жественно,      безсмертно,      идеально.     Но    такъ   какъ   само   прекрас-                           4.   Эта    любовь      является     самою      высшею,       совершенною,
                      ное   различно      по  своему      роду   и   по  степени      своего    развитія,                     самою     чистою,    истинно    философскою       любовью,     безъ   всякой   прн-
                      то   поэтому     и  влечепіе    къ   нему,   стремленіе,     любовь    также    раз-                    мѣси    чувственна™.       Эта   любовь     устремляется        уже   къ   красотЕ
                                                                                                                                                              ѣ
                      личны     по  своему     роду   и   по   степени    своего    развитія.     Любовь                      чистой,    совершенной,       в чной,     не   смѣшанной       ни   съ   чѣмъ    ви-
                      не   является    съ   самаго     начала    совершенною,       чистою,    безъ   при-                    димымъ,     конечнымъ;       словомъ,     устремляется      къ    идеѣ    красоты.
                      мѣси    чувственна™,       а   становится      такою     постепенно,       проходя                      Такая-то     истинно-философская          любовь     и  родите     истинное     зна-
                      цѣлый      рядъ    разнообразных!          формъ,     родовъ      и   степеней     и                    ніе  и   истинную      добродЕтель      и  виолнЕ     достигаете      своей   цЕли,
                      лишь     мало-по-малу        возвышаясь      къ   любви     чистой,    идеальной.                      т.-е.   безсмертія.     Это   есть   любовь     къ   идеЕ  красоты     въ   особен-
                      Такъ    любовь     является:                                                                           ности    и  ко   всЕмъ    идеямъ     вообще,     какъ     къ    истинно-сущему,
                                                                                                                             пребывающему.
                           1.  Какъ    стремленіе     къ  прекраснымъ,        изящнымъ,      видимымъ,                             Итакъ    любовь     на   этой   послЕдней      ступени     своего    развитія
                      чувственным!       формамъ,      образамъ,     и  притомъ     сперва    къ   одной                     есть    полное     осуществленіе       того,    къ    чему   стремится       всякая
                     какой-нибудь        изящной      формѣ,     а  потомъ,      все   болѣе    и   болѣе                    любовь      на   всЕхъ     ступенях!      своего     развитія,    такъ    что    всЕ
                     расширяясь,       и  ко   всѣмъ    вообще.     Эта   любовь     есть   то,   чтб  мы                    предыдущія       ступеии     суть   только     неясно-созиаваемыя         попытки
                     теперь    называем!      эстетическим!        чувством! ;     ибо    изящное,      въ                   стремленія     къ   идеѣ    красоты    и  къ   идеЕ   вообще.      СлЕдовательно

                     смыслѣ     эстетическаго,       есть   чувственная       форма     нечувственной                        предмете     любви     съ  самой    первой     ступеии    до   послЕдней     одипъ
                                                                                                                             и  тотъ    же:   прекрасное,      пребывающее,         какъ    вЕчное,     истинно
   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281   282