Page 274 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 274

отличающаяся  отъ  нея  только  меньшимъ  размѣромъ,  именно  этимъ  двумъ  основамъ—воззреніямъ  на  знаніе  и  на  доброде-
 тѣмъ,  что  софистическая  реторика  имѣетъ  въ  виду  цѣлый  на-  тель;  показавши  ихъ несостоятельность,  мы  тѣ\ъ  самымъ  по-
 родъ,  а  эристическая  діалектика—индивидовъ.  Вотъ  почему  эти  казали,  что  оне  не  могутъ  быть  основами  для  философіи  въ

 искусства,  вмѣ стѣ  взятыя,  и  составляютъ  одно  и  то-же  искус-  истинномъ  смысле.  Но  Платонъ  не  ограничился  отрицаніемъ
 ство-софистику,  состоящую,  по словамъ  Платона,  въ  изученін  ходячихъ  воззреній  и  ученія  софистовъ;  опровергну въ  ихъ,  онъ
 прихотей,  капризовъ  великаго  зверя-народа  и  въ  ловкомъ  съ  поставилъ  новыя  основы  для  своей  философіи;  (онъ  призналъ
 нимъ  обращеніи.  Поэтому  софисты,  не имѣя  истиннаго  знанія,  два  существенный  условія  необходимыми  для  философской,  тео-
 ничего  не  разумѣя  въ  добродѣтели,  и  не  обладаютъ  ею;  со-  ретической  и  практической  деятельности,  т.-е.  для  того,  чтобы
 фисте—это  лавочиикъ,  который  хвалите  свой  товаръ,  кккого  наше  знаыіе  было  истинно-философскимъ,  и  чтобы  основанная

 бы  качества  онъ ни  былъ;  онъ  не  болѣе  какъ  ораторъ,  а  не  на  немъ  наша  добродетель  была  также  истинно-философскою.
 руководитель  народа  къ  добру  онъ  унижаете  себя  передъ  Эти  два  условія  суть:  1)  философское  влеченіе,  стремленіе,
 народомъ  до  раболепства;  вмѣсто  того,  чтобы—какъ  подобаете  любовь  къ  мудрости,  состоящей  въ  знаніи,  и  следовательно—въ
 истинно  знающему—исправлять  народъ  нравственно,  онъ  только  добродетели;  2)  философская  метода,  или  Платонова  діалек-
 развращаете  его.  Будучи  сами  незнающими,  софисты  поль-  тика,  основанная  на  первомъ  условіи.

 зуются  незнаніемъ  другихъ,  чтобы  привлечь  ихъ  на свою сто-
 рону,  безсов стно  льстя  ихъ  прихотямъ.  Поэтому  софистиче-  Когда  оба эти  условія  будутъ  соединены  вместе  въ  чело-
 ѣ
 ская  реторика  и  эристическая  діалектика  не  суть  истинныя  веке,  то  его  мышленіе  будетъ  философскимъ,  и  философскою
 искусства,  предмете  которыхъ  есть  знаніе,  а  просто  ремесла  же  будете  его  жизнь,  деятельность.  Результатом!»  этого  соеди-
 или,  точн е,  онѣ  суть  составиыя  части  софистики,  въ  смыслѣ  нен!^  будетъ  философія  какъ  наука,  единое  всецелое,  въ
 ѣ
 искусства  льстить;  слѣдовательно  онѣ  суть  ложныя  искусства  смысле  Платона.  Поэтому  мы  должны  сказать  сперва  о  пер-
 карикатуры  на  искусства  законодательное  и  судебное, юри-  вомъ  условіи  философскаго  мышленія  и  философской  деятель-

 дическое.   ности—о   ф ил о соф скомъ    влеченіи,    любви    къ  мудрости,     и  затемъ
         —о     второмъ,     о  философской       методе,      Платоновой       діалектикѣ.
 Таково  отрицательное  отношеніе  Платона  и  къ  ходячимъ  Эти-то  два  условія,  вместе  взятыя,  и  служатъ  новыми  положи-
 воззрѣніямъ,  и  къ  ученіто  софистовъ;  этимъ  отношеніемъ  Пла-  тельными  основами  для  философіи  Пдатона  въ  томъ  зньченіи,
 тонъ  окончательно  сокрушаете  ихъ  основы,  какъ  иесостоя-  какое  онъ  придавалъ  слову  „философія".
 тельныя,  сокрушаете  для того,  чтобы  можно  было  основать  Философское  влечете.  стремленге,  любовь  къ  мудрости.
 философио  уже  какъ  понималъ  ее  самъ  Платонъ.  Какъ  же
                   положительная
                                        основа
         Общая
 понималъ  онъ  ее?  тона,  особенная  практическая  философіи   есть,   по  ученію    Пла-
                                                                                         осо-
                                                                                   его
                                                    потребность
                                                                     человека,
 Со  времени  Аристотеля  мы  привыкли  понимать  подъ  фило-  бенный  инстинкте,  побужденіе,  влеченіе,  стремленіе;  но  мнѣнію
 софіего  только  теоретическую  деятельность,  а  ие  практическую  Платона,  основа  эта  не  только  теоретическая;  она  состоите  не
 Метафизики  понимаютъ  ее  какъ  познаваніе  сущаго,  позити-  только  во  влеченіи,  стремленіи  къ  познаванію  сущаго  и ы-
                                                                                        в
 висты—какъ  познаваніе  законовъ  явленій,  всеобщихъ  фактовъ.  текающей  изъ  этого  иознаваиія  истинной  добродетели,  но  пре-
 Платонъ  же  принималъ  философію  не  только  какъ  теоретиче-  имущественно  въ  томъ,  чтобы  и  въ  другихъ  людяхъ  возродить
 скую  деятельность—позиаваніе  сущаго—но  и  какъ  деятельность  это  истинное  знаніе  и  основанную  на  немъ  добродетель;  дру-

 практическую,  основанную  на  знаніи;  гакимъ  образомъ  фило-  гими  словами,  она  состоите  преимущественно  въ  стремленіи
 софія  Платона  была  и  философскимъ  знаніемъ,  и  философскою  къ  осуществлению  истины  какъ  теоретической,  такъ  и  практи-
 деятельностью,  именно  философскою  добродѣтелью.  Вотъ  по-  ческой,  т.-е.  добра  какъ  правды.  Но  такъ  какъ  мудрость,  по
 чему  мы  и  представили  отрицательное  отношеніе  Платона  къ  ученію  Платона,  какъ  и  по  учепію  Сократа,  состоите  въ
   269   270   271   272   273   274   275   276   277   278   279