Page 269 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 269

Таково     отрицательное       отношеніе      Платона      къ  ученію    софи-
                   стовъ    съ  теоретической        стороны.                                                                  праведное     и справедливое,      находимъ      мы   въ  разговорЕ     „Филебъ".
                        ІІринцинъ       софистовъ       съ   практической       стороны      Платонъ                           ЗдЕсь   изслЕдуется     вопросъ,    есть  ли  добро пріятное,      какъ   говорили

                   рассматриваете        неразд лыю       съ   гедонизмомъ,       который      образо-                         офисты,    или  же   оно   тождественно       съ  знаоіемъ,    какъ    утверждал!
                                                 ѣ
                                                                                                                                                                             съ
                                                                                                                                                                                  добродЕтелыо,
                                                                                                                                                                    знаыіе
                                                                                                                               Сократъ,
                                                                                                                                            отождествлявшій
                                                                                                                                                                                                      и
                                                                                                                                                                                                         какъ
                                                                                                                                                                                                                это
                   вался    подъ     сильнымъ       вліяніемъ      ученія    софистовъ.      Софисты                           точно    опредЕлили      циники      и    мегарики?      ОтвЕтъ    на   этотъ    во-
                   утверждали,      что   верховное     благо,    добро,    счастье    для   человѣ ка
                                                                                                                               просъ
                                                                                                                                                                           и
                                                                                                                                           Платона
                  состоитъ     въ   возможности      дѣлать    все,  что  сможете     сдѣлать    инди-                         знаніе   у необходимы    таковъ:    хотя  т.-е. удовольствіе,     наслажденіе      и
                                                                                                                                                         для
                                                                                                                                                                                 для
                                                                                                                                                                                                      верховнаго
                                                                                                                                                                                      достижеиія
                                                                                                                                                               добра,
                  видъ,    и  что   это  счастье    есть  единственная,      прирожденная        чело-                         блага,   для   совершеннаго        счастья,    но   знаніе    есть   несравненно
                  вѣ ку,    существенная        цѣль     его   дѣятельности;       а   потому     есте-                        высшее     условіе    такого     счастія,     ибо    знаніе    наиболЕе     сродно
                  ственное     право    челов ка     есть   право    сильпѣйшаго.        Напротивъ,                            съ  истиннымъ       добромъ,     верховным!       благомъ.     Въ  самомъ     дЕлЕ,
                                               ѣ
                  Платонъ      доказывал!,       что   счастье     состоитъ      въ    томъ,    чтобы
                                                                                                                                                                                                        становле-
                  дѣлать     все,   чего    захочетъ,      чего     пожелаете       иидивидъ;      это                        удовольствіе,      наслажденіе      принадлежите          къ   области   по   самой
                                                                                                                               нія,
                                                                                                                                                            преходящи;
                                                                                                                                                                             напротивъ,
                                                                                                                                                                                             добро,
                                                                                                                                    ибо
                                                                                                                                          удовольствія
                  значите,    —    чтобы      дѣлать     все,    чтб    есть   въ    самомъ       д лѣ                        сущности      своей,    должно     быть   пребывающим!,         а  СлЕдовательно
                                                                                                   ѣ
                  доброе     для     самого     дБятеля;      ибо    всЕ    люди     въ    сущности                           и   само   по   себЕ    сущимъ,       субстанціальнымъ.         Все,   что   стано-
                  хотятъ    добра,    а  не   зла;   однако    доброе     не  есть   еще    пріятное                          вится,    становится     для   того,   чтобы    быть,    такъ   что   бытіе     есть
                  ощущеніе,       чувствованіе,       удовольствіе;      даже    и  ходячими      воз-
                                                                                                                                                                                конечная,
                  зрЕніями     доброе     отличается      отъ    пріятиаго,       и   дурное,      по-                        цЕль    становленія;      но    добро     есть   добро-то     и верховная      цЕль
                                                                                                                                       становленія;
                                                                                                                              всего
                                                                                                                                                                                                 есть
                                                                                                                                                                                                        истинное
                                                                                                                                                          СлЕдовательно
                  стыдное    —    отъ    непріятнаго.       Но   кромЕ     этихъ    ходячихъ      воз-                        бытіе;   оно-то     и  есть  само    по    себЕ    сущее.     Удовольствіе,      на-
                  зрЕній     гораздо     важн е      тб,   что     это    противорѣчитъ         самой                         слажденіе       наиболЕе      сродно      съ    неограниченным!,            безпре-
                                               ѣ
                  сущности     добраго,     ибо   доброе    и   злое   необходимо       исключают!                            дЕльнымъ,       ибо   оно     можетъ     въ   каждый      моменте      то    усили-
                  себя:   доброе     пе   можетъ     быть   злымъ;      удовольствіе     же    и   не-                        ваться,   то  ослабЕвать;     СлЕдовательно      удовольствія,      наслажденія,
                 удовольствіе      взаимно     предполагают!         себя.  Дал е,     удовольствіе                           будучи     безпредѣльными,          измЕнчивы.      Напротивъ,       знаніе    наи-
                                                                                 ѣ
                 и   неудовольствіе      равно    приложимы        и  къ   злому,   и  къ   доброму,                          болЕе    сродно    съ  божественным!         міровымъ       умомъ,      какъ     все
                 т.-е.   пріятиое    можетъ     быть    и  добрымъ,      и  злымъ,   ненріятное—
                                                                                                                                                  всеобразующею
                 также.     ДобродЕтель        же    и   порочность       неприложимы         вмЕстЕ                          устрояющею        и  божественному,      первопричиною,         ибо  знаніе    при-
                                                                                                                                                                                        абсолютному
                                                                                                                                                                         міровому,
                                                                                                                              суще
                                                                                                                                                                                                                 а
                                                                                                                                       такому
                                                                                                                                                                                                          уму;
                 и   къ  доброму,     и   къ   злому;     добродЕтель        прилагается      только                          СлЕдовательно        оно    неизмЕнно,        какъ     и   все     божественное,
                 къ   добру,    а  порочность      только   ко  злу;  СлЕдовательно       не  только                         абсолютное;        оно    есть    самосущее,      субстанціальное,         ибо    со-
                 иріятное,     удовольствіе     не   есть  добро    и  не  только   исканіе    пріят-                        держаніе      знанія    есть   истина     теоретическая        и    практическая,
                 наго   не   есть   естественное      право    человЕка,     а   совершенно       иа-                        чтб   и  есть    добро.    Удовольствіе       и  неудовольствіе       часто    осно-
                 оборотъ:    лучше    тергіЕть   пеудовольствіе,      неправду     и  несправедли-                           вываются      только     на  лжи,     обмаиЕ,      самооболыценіи,         иллюзіи;
                 вость,    чЕмъ     дЕлать     и   причинять       ее;   лучше    излечиться      отъ                        напротивъ,     зианіе    не   можетъ     основываться      на  нихъ,   ибо    знаніе
                 порочности,      т.-е.   исправиться       наказаніемъ,       нежели       остаться                         содержит!      въ   себЕ   истину.     Удовольствіе      въ   больгиинствЕ      слу-
                 порочпымъ,       ибо   добрымъ     можетъ     быть   только   т5,  чтЪ   праведно.                          чаев!     бываетъ      сопряжено       съ    неудовольствіемъ,        ибо    самыя
                 Хотя     въ   разговорЕ      „ІІротагоръ"        Платонъ      повидимому        еще                         нріятныя      оіцуіценія,    исиытываемыя        нами    при  сильныхъ      движе-
                 отождествляете       доброе     и  пріятное,     но—только        повидимому,       а                       ніяхъ    души,   страстяхъ,    аффектахъ,      истекаютъ     именно    изъ   болЕз-
                 собственно     онъ    становится     здЕсь    на  точку    зрЕнія    своихъ    про-                         пеннаго      состоянія      нашего      душевнаго      и  т лесиаго.      Поэтому,
                                                                                                                                                                                        ѣ
                 тивников!,     чтобы    опровергнуть      ихъ.  БолЕе    глубокое     основополо-                           если   мы   исключим!       изъ   у д о в о л ь ств і я  все  т б,  чтб  ему  противо-
                женіе     Платона,     а  именно,      что    добрымъ     можетъ      быть   только
                                                                                                                             положно,     т.-е.   исключим!      иеудовольствіе,       то  удовольствіе,      на-
   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273   274