Page 265 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 265

достатки     челов ка     вытекают*      изъ    незнанІя,    а  всякая   нравствен-
                                            ѣ
                        ная   деятельность      выходит*      из*  знанія.   Никто    не  бывает*     злым*                    а   следовательно       и  содержаніе     философской,       истинной     доброде-
                       по   волѣ     нам ренно,       сознательно,       добровольно;       отсюда     ясно                    тели,   всегда   есть   добро,   а  не что-либо     постороннее;     она   желает*
                                          ѣ
                       почему     Платонъ       такъ    далек*    отъ   извиненія      пороков*      незна-                    добра    только    ради    самого    добра.
                       ніемъ,     что    говоритъ     вм стѣ    съ   Сократом*:      лучше     погрѣшить                            Такъ,    например*,     къ   обычной      добродѣтели     обыкновенно       от-
                                                         ѣ
                       сознательно      и  намѣ ренно-еслибы            только    это   было     возможно                      носят*    какъ    деланіе      добра,    такъ   и   деланіе    зла,   и  говорят*,
                       —нежели        безсознательно       и  ненамѣ ренно.      Безсознательная        не-                    что   добродѣтель      состоитъ     въ  том*,   чтобы   дѣлать   добро    друзьям*
                       намеренная       ложь    несравненно       хуже,    нежели     сознательная      на-                    и  зло  врагам*;    такъ,   например*,      побужденія,      мотивы    для   добро-
                       мѣрениая       ложь;     ибо   у  того,    кто    не   созиаетъ,     н тъ     орудія                    детели     берут*     не    из*   нея   самой,    а   изъ   внешних*      для    нея
                                                                                              ѣ
                       истины,    возможности       истины,      возможности       изб гнуть      ненам -                      ц лей,    или изъ того        пріятнаго      ощущенія,       чувствованія,    удо-
                                                                                                                                ѣ
                                                                                        ѣ
                                                                                                          ѣ
                       ренной,    безсознательной        лжи.     Отсюда     же   слѣдуетъ     и   то  что                     вольствія,     которое     доставляет*      добрая     деятельность,      или     изъ
                       пороки,    недостатки,      погрешности        человѣ ка     знающаго      не'суть                      пользы,     выгоды,    которая     есть   ея   слѣдствіе;    так*,    например*,
                       реальныя     погрешности,        а  только    преступленія     противъ     обычной                      советуют*      быть   праведным*       ради    тѣ х*  наград*,     которыя     ожи-
                      добродѣтели,       которыя     могут*    быть   даже   оправдываемы       съ  истин-                     дают*     праведника        отъ   людей      и  боговъ    въ   этой   и   будущей
                       нои   точки     зр нія    на   добродѣтель.       Такъ    Платонъ      допускает*                      жизни,    а не ради     самой   праведности,      добродетели;       такъ,   напри-
                                         ѣ
                      ложь,    обман*,     какъ    средство    для  достиженія     высшей     цѣли,   хотя                    мер*,     восхваляют*       счастье     неправедных*         и  даже     завидуют*
                      и  считает*     вообще     ложь,     обман*    порожденіемъ        одного     только                    ему;   такъ,   напримѣръ,      ожидают*      от*    боговъ,   что они    умилости-
                      незнанія.     Дал е,    обычная       добродѣтель       состоитъ    из*    совокуп-                     вятся,    если   неправедный,        продолжая       быть   неправедным*,        бу-
                                         ѣ
                      ности    многихъ     добрых*      д яній,    отдельных*      одно    отъ   другого                      детъ     приносить      богам*      жертвы.      Но   Платонъ      говоритъ,    что
                                                         ѣ
                      часто   даже    противоречащих*          самимъ      себе.   Напротив*      фию-                        истинная      философская       добродѣтель     не  дозволяет*     причинять зла
                      софская     добродетель      есть   единство:     она   есть   внутреннее      еди-                     и  врагам*,      ибо    кто   истинно     добродѣтеленъ,        тот*   не   можетъ
                      неше    многихъ     добрых*      д яній,    добродетелей,       какъ   ея   состав-                     причинять      зла   никому.     Добрый     въ   истинном*      смыслѣ     не   бу-
                                                         ѣ
                      ных*    частей,    ибо истинная        философская        добродѣтель       имеет*                      детъ   добръ    для   достиженія       выгоды,     награды,     пользы     въ  этой
                     одну    основу—знаше,          какъ    единое,     следовательно      она    и  сама                     или   будущей       жизни;     если    бы    онъ   делал*     такъ,   то   значитъ
                     едина.     Поэтому,-говоритъ            Платонъ,-добродетели            не   могут*                      не   былъ    бы    добрымъ       въ   истинном*      смысле,     ибо любилъ бы

                     быть     различны      ни    по    лицам*,      ни    по   своему     содержанію-                        добродѣтель       не    ради    иея    самой,     а  ради     чего-либо      иного,
                     по   лицам*—такъ         какъ    то,  что   челов к*      дѣлаетъ     согласно    съ                     постороння™.        Такая      добродѣтель      можетъ      быть   названа    при-
                                                                        ѣ
                     добродетелью,       должно     быть    одним*     и  тЫъ      же,   добродѣтелью                         зрачной,    рабской,     ибо здйсь      человек*     подчиняется       внѣ шнему;
                     для   вс хъ;    по   содержанію      —  ибо   содержаніе       добродетелей      со-                    въ   этой   призрачной       добродетели      н тъ     ничего    здороваго,—все
                                                                                                                                                                             ѣ
                             ѣ
                     стоитъ    въ  знаніи    сущности      добра,    а  эта  сущность     едина.    Такъ                     болезненно;      въ   этой   ложной,    призрачной      праведности      гнѣздится
                     —по     ученіго    Платона—обычная           добродетель     несовершенна       уже                     неправедность,       эгоизм*.     Въ   этомъ    же  смысле    показывает*      Пла-
                     потому,    что   ей   недостает*     истиннаго      уразуменія     причинъ     дея-                     тонъ,    что изъ     побуждений,       мотивов*,     по   которым*      сов туютъ
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                    тельности      и  сущности      добра,    а  также     недостает*      и   внутрен-                      быть    праведным*,       последовательно         выходит*      теорія    крайняго
                    ней    связи,   единства     ея   частей,    отдельных*       добродѣтелей.                              эгоизма.    Въ    этомъ    же   смыслѣ     то большинство,       которое    господ-
                                                                                                                                                                                                    надъ
                                                                                                                                                                                                 и
                          Съ   матеріальной         стороны      обычная     добродетель       недоста-                      ствовало     въ и его  время    въ   народных*       собраніяхъ    людьми,     госу-
                                                                                                                                                          истинно
                                                                                                                                                                       государственными
                                                                                                                                                                                                            онъ
                                                                                                                             дарствомъ,
                                                                                                                                                 надъ
                    точна,    ибо она      частью    ставит*     себе    целью     не  только    добро,                      называет*       настоящим*        развратителем*       юношества,       великим*,
                    но   и  зло,    принимая       зло    за   добро,     частью    если   и   желает*'                      истинным*       софистом*.     Но    словам*     Платона,      такъ-называемые
                    добра,    то   не  ради    его,   а  ради    посторонних*      цѣлей.    Ц ль   же,
                                                                                               ѣ
                                                                                                                             софисты—это         только    мелкіе    софисты,      лишь     повторяющіе       TÖ,
                                                                                                                                                                                                       17*
   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270