Page 265 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 265
достатки челов ка вытекают* изъ незнанІя, а всякая нравствен-
ѣ
ная деятельность выходит* из* знанія. Никто не бывает* злым* а следовательно и содержаніе философской, истинной доброде-
по волѣ нам ренно, сознательно, добровольно; отсюда ясно тели, всегда есть добро, а не что-либо постороннее; она желает*
ѣ
почему Платонъ такъ далек* отъ извиненія пороков* незна- добра только ради самого добра.
ніемъ, что говоритъ вм стѣ съ Сократом*: лучше погрѣшить Такъ, например*, къ обычной добродѣтели обыкновенно от-
ѣ
сознательно и намѣ ренно-еслибы только это было возможно носят* какъ деланіе добра, такъ и деланіе зла, и говорят*,
—нежели безсознательно и ненамѣ ренно. Безсознательная не- что добродѣтель состоитъ въ том*, чтобы дѣлать добро друзьям*
намеренная ложь несравненно хуже, нежели сознательная на- и зло врагам*; такъ, например*, побужденія, мотивы для добро-
мѣрениая ложь; ибо у того, кто не созиаетъ, н тъ орудія детели берут* не из* нея самой, а изъ внешних* для нея
ѣ
истины, возможности истины, возможности изб гнуть ненам - ц лей, или изъ того пріятнаго ощущенія, чувствованія, удо-
ѣ
ѣ
ѣ
ренной, безсознательной лжи. Отсюда же слѣдуетъ и то что вольствія, которое доставляет* добрая деятельность, или изъ
пороки, недостатки, погрешности человѣ ка знающаго не'суть пользы, выгоды, которая есть ея слѣдствіе; так*, например*,
реальныя погрешности, а только преступленія противъ обычной советуют* быть праведным* ради тѣ х* наград*, которыя ожи-
добродѣтели, которыя могут* быть даже оправдываемы съ истин- дают* праведника отъ людей и боговъ въ этой и будущей
нои точки зр нія на добродѣтель. Такъ Платонъ допускает* жизни, а не ради самой праведности, добродетели; такъ, напри-
ѣ
ложь, обман*, какъ средство для достиженія высшей цѣли, хотя мер*, восхваляют* счастье неправедных* и даже завидуют*
и считает* вообще ложь, обман* порожденіемъ одного только ему; такъ, напримѣръ, ожидают* от* боговъ, что они умилости-
незнанія. Дал е, обычная добродѣтель состоитъ из* совокуп- вятся, если неправедный, продолжая быть неправедным*, бу-
ѣ
ности многихъ добрых* д яній, отдельных* одно отъ другого детъ приносить богам* жертвы. Но Платонъ говоритъ, что
ѣ
часто даже противоречащих* самимъ себе. Напротив* фию- истинная философская добродѣтель не дозволяет* причинять зла
софская добродетель есть единство: она есть внутреннее еди- и врагам*, ибо кто истинно добродѣтеленъ, тот* не можетъ
неше многихъ добрых* д яній, добродетелей, какъ ея состав- причинять зла никому. Добрый въ истинном* смыслѣ не бу-
ѣ
ных* частей, ибо истинная философская добродѣтель имеет* детъ добръ для достиженія выгоды, награды, пользы въ этой
одну основу—знаше, какъ единое, следовательно она и сама или будущей жизни; если бы онъ делал* такъ, то значитъ
едина. Поэтому,-говоритъ Платонъ,-добродетели не могут* не былъ бы добрымъ въ истинном* смысле, ибо любилъ бы
быть различны ни по лицам*, ни по своему содержанію- добродѣтель не ради иея самой, а ради чего-либо иного,
по лицам*—такъ какъ то, что челов к* дѣлаетъ согласно съ постороння™. Такая добродѣтель можетъ быть названа при-
ѣ
добродетелью, должно быть одним* и тЫъ же, добродѣтелью зрачной, рабской, ибо здйсь человек* подчиняется внѣ шнему;
для вс хъ; по содержанію — ибо содержаніе добродетелей со- въ этой призрачной добродетели н тъ ничего здороваго,—все
ѣ
ѣ
стоитъ въ знаніи сущности добра, а эта сущность едина. Такъ болезненно; въ этой ложной, призрачной праведности гнѣздится
—по ученіго Платона—обычная добродетель несовершенна уже неправедность, эгоизм*. Въ этомъ же смысле показывает* Пла-
потому, что ей недостает* истиннаго уразуменія причинъ дея- тонъ, что изъ побуждений, мотивов*, по которым* сов туютъ
ѣ
тельности и сущности добра, а также недостает* и внутрен- быть праведным*, последовательно выходит* теорія крайняго
ней связи, единства ея частей, отдельных* добродѣтелей. эгоизма. Въ этомъ же смыслѣ то большинство, которое господ-
надъ
и
Съ матеріальной стороны обычная добродетель недоста- ствовало въ и его время въ народных* собраніяхъ людьми, госу-
истинно
государственными
онъ
дарствомъ,
надъ
точна, ибо она частью ставит* себе целью не только добро, называет* настоящим* развратителем* юношества, великим*,
но и зло, принимая зло за добро, частью если и желает*' истинным* софистом*. Но словам* Платона, такъ-называемые
добра, то не ради его, а ради посторонних* цѣлей. Ц ль же,
ѣ
софисты—это только мелкіе софисты, лишь повторяющіе TÖ,
17*