Page 270 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 270

Таково  отрицательное  отношеніе  Платона  къ  ученію  софи-
 стовъ  съ  теоретической  стороны.  праведное  и справедливое,  находимъ  мы  въ  разговорЕ  „Филебъ".
 ІІринцинъ  софистовъ  съ  практической  стороны  Платонъ  ЗдЕсь  изслЕдуется  вопросъ,  есть  ли  добро пріятное,  какъ  говорили

 рассматриваете  неразд лыю  съ  гедонизмомъ,  который  образо-  офисты,  или  же  оно  тождественно  съ  знаоіемъ,  какъ  утверждал!
 ѣ
                                                                                   и
                                                              добродЕтелыо,
                                                знаыіе
                                                                                             это
                                                          съ
           Сократъ,
                                                                                     какъ
                        отождествлявшій
 вался  подъ  сильнымъ  вліяніемъ  ученія  софистовъ.  Софисты  точно  опредЕлили  циники  и  мегарики?  ОтвЕтъ  на  этотъ  во-
 утверждали,  что  верховное  благо,  добро,  счастье  для  человѣ ка
                        Платона
           просъ
                                                       и
 состоитъ  въ  возможности  дѣлать  все,  что  сможете  сдѣлать  инди-  знаніе  у необходимы таковъ:  хотя  т.-е. удовольствіе,  наслажденіе  и
                                                             для
                                                                                  верховнаго
                                                                  достижеиія
                                            добра,
                                      для
 видъ,  и  что  это  счастье  есть  единственная,  прирожденная  чело-  блага,  для  совершеннаго  счастья,  но  знаніе  есть  несравненно
 в ку,  существенная  цѣль  его  дѣятельности;  а  потому  есте-  высшее  условіе  такого  счастія,  ибо  знаніе  наиболЕе  сродно
 ѣ
 ственное  право  человѣ ка  есть  право  сильпѣйшаго.  Напротивъ,  съ  истиннымъ  добромъ,  верховным!  благомъ.  Въ  самомъ  дЕлЕ,
 Платонъ  доказывал!,  что  счастье  состоитъ  въ  томъ,  чтобы
                                                                                    становле-
 дѣлать  все,  чего  захочетъ,  чего  пожелаете  иидивидъ;  это  удовольствіе,  наслажденіе  принадлежите  къ  области  по  самой
                                                         напротивъ,
                                                                          добро,
                                         преходящи;
                 ибо
           нія,
                       удовольствія
 значите,  —  чтобы  дѣлать  все,  чтб  есть  въ  самомъ  д лѣ  сущности  своей,  должно  быть  пребывающим!,  а  СлЕдовательно
 ѣ
 доброе  для  самого  дБятеля;  ибо  всЕ  люди  въ  сущности  и  само  по  себЕ  сущимъ,  субстанціальнымъ.  Все,  что  стано-
 хотятъ  добра,  а  не  зла;  однако  доброе  не  есть  еще  пріятное  вится,  становится  для  того,  чтобы  быть,  такъ  что  бытіе  есть
 ощущеніе,  чувствованіе,  удовольствіе;  даже  и  ходячими  воз-
                                                            конечная,
 зрЕніями  доброе  отличается  отъ  пріятиаго,  и  дурное,  по-  цЕль  становленія;  но  добро  есть  добро-то  и верховная  цЕль
                    становленія;
                                                                                    истинное
                                                                             есть
                                      СлЕдовательно
          всего
 стыдное  —  отъ  непріятнаго.  Но  кромЕ  этихъ  ходячихъ  воз-  бытіе;  оно-то  и  есть  само  по  себЕ  сущее.  Удовольствіе,  на-
 зрЕній  гораздо  важнѣ е  тб,  что  это  противорѣчитъ  самой
                                                          неограниченным!,
                                                     съ
                                         сродно
          слажденіе
 сущности  добраго,  ибо  доброе  и  злое  необходимо  исключают!  дЕльнымъ,  наиболЕе  можетъ  въ  каждый  моменте  то  безпре-
                                                                                       усили-
                                 оно
                          ибо
 себя:  доброе  пе  можетъ  быть  злымъ;  удовольствіе  же  и  не-  ваться,  то  ослабЕвать;  СлЕдовательно  удовольствія,  наслажденія,
 удовольствіе  взаимно  предполагают!  себя.  Дал е,  удовольствіе  будучи  безпредѣльными,  измЕнчивы.  Напротивъ,  знаніе  наи-
 ѣ
 и  неудовольствіе  равно  приложимы  и  къ  злому,  и  къ  доброму,  болЕе  сродно  съ  божественным!  міровымъ  умомъ,  какъ  все
 т.-е.  пріятиое  можетъ  быть  и  добрымъ,  и  злымъ,  ненріятное—
                               всеобразующею
 также.  ДобродЕтель  же  и  порочность  неприложимы  вмЕстЕ  устрояющею  и  божественному,  первопричиною,  ибо  знаніе  при-
                                                                                              а
                                                                                      уму;
                                                                    абсолютному
          суще
                   такому
                                                     міровому,
 и  къ  доброму,  и  къ  злому;  добродЕтель  прилагается  только  СлЕдовательно  оно  неизмЕнно,  какъ  и  все  божественное,
 къ  добру,  а  порочность  только  ко  злу;  СлЕдовательно  не  только  абсолютное;  оно  есть  самосущее,  субстанціальное,  ибо  со-
 иріятное,  удовольствіе  не  есть  добро  и  не  только  исканіе  пріят-  держаніе  знанія  есть  истина  теоретическая  и  практическая,
 наго  не  есть  естественное  право  человЕка,  а  совершенно  иа-  чтб  и  есть  добро.  Удовольствіе  и  неудовольствіе  часто  осно-
 оборотъ:  лучше  тергіЕть  пеудовольствіе,  неправду  и  несправедли-  вываются  только  на  лжи,  обмаиЕ,  самооболыценіи,  иллюзіи;
 вость,  чЕмъ  дЕлать  и  причинять  ее;  лучше  излечиться  отъ  напротивъ,  зианіе  не  можетъ  основываться  на  нихъ,  ибо  знаніе
 порочности,  т.-е.  исправиться  наказаніемъ,  нежели  остаться  содержит!  въ  себЕ  истину.  Удовольствіе  въ  больгиинствЕ  слу-
 порочпымъ,  ибо  добрымъ  можетъ  быть  только  т5,  чтЪ  праведно.  чаев!  бываетъ  сопряжено  съ  неудовольствіемъ,  ибо  самыя
 Хотя  въ  разговорЕ  „ІІротагоръ"  Платонъ  повидимому  еще  нріятныя  оіцуіценія,  исиытываемыя  нами  при  сильныхъ  движе-
 отождествляете  доброе  и  пріятное,  но—только  повидимому,  а  ніяхъ  души,  страстяхъ,  аффектахъ,  истекаютъ  именно  изъ  болЕз-
 собственно  онъ  становится  здЕсь  на  точку  зрЕнія  своихъ  про-  пеннаго  состоянія  нашего  душевнаго  и  т лесиаго.  Поэтому,
                                                                     ѣ
 тивников!,  чтобы  опровергнуть  ихъ.  БолЕе  глубокое  основополо-  если  мы  исключим!  изъ  у д о в о л ь ств і я  все  т б,  чтб  ему  противо-
 женіе  Платона,  а  именно,  что  добрымъ  можетъ  быть  только
         положно,      т.-е.  исключим!       иеудовольствіе,      то   удовольствіе,     на-
   265   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275