Page 266 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 266

достатки  человѣ ка  вытекают*  изъ  незнанІя,  а  всякая  нравствен-
 ная  деятельность  выходит*  из*  знанія.  Никто  не бывает*  злым*  а  следовательно  и  содержаніе  философской,  истинной  доброде-
 по  волѣ  нам ренно,  сознательно,  добровольно;  отсюда  ясно  тели,  всегда  есть  добро,  а  не что-либо  постороннее;  она  желает*
 ѣ
 почему  Платонъ  такъ  далек*  отъ  извиненія  пороков*  незна-  добра  только  ради  самого  добра.
 ніемъ,  что  говоритъ  вм стѣ  съ  Сократом*:  лучше  погрѣшить  Такъ,  например*,  къ  обычной  добродѣтели  обыкновенно  от-
 ѣ
 сознательно  и  намѣ ренно-еслибы  только  это  было  возможно  носят*  какъ  деланіе  добра,  такъ  и  деланіе  зла,  и  говорят*,
 —нежели  безсознательно  и  ненам ренно.  Безсознательная  не-  что  добродѣтель  состоитъ  въ  том*,  чтобы  дѣлать  добро  друзьям*
 ѣ
 намеренная  ложь  несравненно  хуже,  нежели  сознательная  на-  и  зло  врагам*;  такъ,  например*,  побужденія,  мотивы  для  добро-
 мѣрениая  ложь;  ибо  у  того,  кто  не  созиаетъ,  н тъ  орудія  детели  берут*  не  из*  нея  самой,  а  изъ  внешних*  для  нея
 ѣ
 истины,  возможности  истины,  возможности  изб гнуть  ненам -  ц лей,  или изъ того  пріятнаго  ощущенія,  чувствованія,  удо-
             ѣ
 ѣ
 ѣ
 ренной,  безсознательной  лжи.  Отсюда  же  слѣдуетъ  и  то  что  вольствія,  которое  доставляет*  добрая  деятельность,  или  изъ
 пороки,  недостатки,  погрешности  человѣ ка  знающаго  не'суть  пользы,  выгоды,  которая  есть  ея  слѣдствіе;  так*,  например*,
 реальныя  погрешности,  а  только  преступленія  противъ  обычной  советуют*  быть  праведным*  ради  тѣ х*  наград*,  которыя  ожи-
 добродѣтели,  которыя  могут*  быть  даже  оправдываемы  съ  истин-  дают*  праведника  отъ  людей  и  боговъ  въ  этой  и  будущей
 нои  точки  зр нія  на  добродѣтель.  Такъ  Платонъ  допускает*  жизни,  а не ради  самой  праведности,  добродетели;  такъ,  напри-
 ѣ
 ложь,  обман*,  какъ  средство  для  достиженія  высшей  цѣли,  хотя  мер*,  восхваляют*  счастье  неправедных*  и  даже  завидуют*
 и  считает*  вообще  ложь,  обман*  порожденіемъ  одного  только  ему;  такъ,  напримѣръ,  ожидают*  от*  боговъ,  что они  умилости-
 незнанія.  Дал е,  обычная  добродѣтель  состоитъ  из*  совокуп-  вятся,  если  неправедный,  продолжая  быть  неправедным*,  бу-
 ѣ
 ности  многихъ  добрых*  д яній,  отдельных*  одно  отъ  другого  детъ  приносить  богам*  жертвы.  Но  Платонъ  говоритъ,  что
 ѣ
 часто  даже  противоречащих*  самимъ  себе.  Напротив*  фию-  истинная  философская  добродѣтель  не  дозволяет*  причинять зла
 софская  добродетель  есть  единство:  она  есть  внутреннее  еди-  и  врагам*,  ибо  кто  истинно  добродѣтеленъ,  тот*  не  можетъ
 неше  многихъ  добрых*  д яній,  добродетелей,  какъ  ея  состав-  причинять  зла  никому.  Добрый  въ  истинном*  смыслѣ  не  бу-
 ѣ
 ных*  частей,  ибо истинная  философская  добродѣтель  имеет*  детъ  добръ  для  достиженія  выгоды,  награды,  пользы  въ  этой
 одну  основу—знаше,  какъ  единое,  следовательно  она  и  сама  или  будущей  жизни;  если  бы  онъ  делал*  такъ,  то  значитъ
 едина.  Поэтому,-говоритъ  Платонъ,-добродетели  не  могут*  не  былъ  бы  добрымъ  въ  истинном*  смысле,  ибо любилъ бы

 быть  различны  ни  по  лицам*,  ни  по  своему  содержанію-  добродѣтель  не  ради  иея  самой,  а  ради  чего-либо  иного,
 по  лицам*—такъ  какъ  то,  что  челов к*  дѣлаетъ  согласно  съ  постороння™.  Такая  добродѣтель  можетъ  быть  названа  при-
 ѣ
 добродетелью,  должно  быть  одним*  и  тЫъ  же,  добродѣтелью  зрачной,  рабской,  ибо здйсь  человек*  подчиняется  внѣ шнему;
 для  всѣ хъ;  по  содержанію  —  ибо  содержаніе  добродетелей  со-  въ  этой  призрачной  добродетели  нѣ тъ  ничего  здороваго,—все

 стоитъ  въ  знаніи  сущности  добра,  а  эта  сущность  едина.  Такъ  болезненно;  въ  этой  ложной,  призрачной  праведности  гнѣздится
 —по  ученіго  Платона—обычная  добродетель  несовершенна  уже  неправедность,  эгоизм*.  Въ  этомъ  же  смысле  показывает*  Пла-
 потому,  что  ей  недостает*  истиннаго  уразуменія  причинъ  дея-  тонъ,  что изъ  побуждений,  мотивов*,  по  которым*  сов туютъ
                                                                                     ѣ
 тельности  и  сущности  добра,  а  также  недостает*  и  внутрен-  быть  праведным*,  последовательно  выходит*  теорія  крайняго
 ней  связи,  единства  ея  частей,  отдельных*  добродѣтелей.  эгоизма.  Въ  этомъ  же  смыслѣ  то большинство,  которое  господ-
                                                                                надъ
                                                                              и
 Съ  матеріальной  стороны  обычная  добродетель  недоста-  ствовало  въ и его  время  въ  народных*  собраніяхъ  людьми,  госу-
                                                   государственными
                             надъ
                                      истинно
                                                                                         онъ
         дарствомъ,
 точна,  ибо она  частью  ставит*  себе  целью  не  только  добро,  называет*  настоящим*  развратителем*  юношества,  великим*,
 но  и  зло,  принимая  зло  за  добро,  частью  если  и  желает*'  истинным*  софистом*.  Но  словам*  Платона,  такъ-называемые
 добра,  то  не  ради  его,  а  ради  посторонних*  цѣлей.  Ц ль же,
 ѣ
         софисты—это         только    мелкіе    софисты,      лишь     повторяющіе       TÖ,
                                                                                   17*
   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271