Page 261 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 261

знаніе    съ   истинною       смыслѣ,     когда    можно     привести     причины                       съ   объективной      стороны,     т.-е.   по   различно    ихъ   объектовъ,     по-

                         которыя      убѣждаютъ       насъ,    что    не   можетъ     быть    иначе,     какъ                    мимо    субъектовъ,       Платонъ      доказываетъ       въ   разговорахъ       „ІІо-
                         такъ     именно,      какъ    мы     себѢ    представляемъ.        Итакъ      знаніе
                         отличается      отъ    в рнаго     представлены         тѣмъ,    что   представле-                      литикъ"      и    „Государство"        второстепенную        важность       вЬрнаго
                                                 ѣ
                                                                                                                                                     и
                                                                                                                                 представленія
                                                                                                                                                                                                                  что
                                                                                                                                                                                               знапія
                                                                                                                                                                                                         темъ,
                                                                                                                                                          первостепенную
                                                                                                                                                                                 важность
                         шю     иедостаетъ       уразумѣнія      причипъ,       а   потому     если     нред-
                                                                                                                                          имеетъ
                                                                                                                                                                                                                  су-
                                                                                                                                                                                содержаніемъ
                                                                                                                                                                                                    абсолютно
                                                                                                                                                     своимъ
                         ставлеше       и   будетъ    далее   в рпымъ,       то  оно    все-таки     не   есть                   знапіе  какъ   самосущее;      объектомъ,     представленіе       имеетъ     своимъ
                                                               ѣ
                                                                                                                                                                 а
                                                                                                                                 щее,
                                                                                                                                                                    верное
                         прочное,     не  есть  такое,    которое     не можетъ      измениться.      Только
                                                                                                                                 объектомъ,
                                                                                                                                                                                                                  не-
                                                                                                                                                 содержаніемъ
                         зпаніе,   воснолнениое        тѣмъ,     чего    иедостаетъ       вѣрному      пред-                     суіцимъ;     поэтому      и   само  ігЬчто   среднее     между    сущимъ      и быть
                                                                                                                                                                                                     можетъ
                                                                                                                                                                       верное
                                                                                                                                                                                 представленіе
                        ставленио       (уразумѣпіемъ         причппъ),      есть    прочное,      неизмен-                      только    чемъ-то     среднимъ      между     знаніемъ      и   незнаніемъ.      Въ
                        ное    достояніе    наше,     какъ    обладапіе    истиною.     В ъ  самомъ    дфлф                      самомъ    деле,   содержаніе      знанія    есть   идеи,   a   содержапіе      пред-
                        когда     мы    не    знаемъ      причины,      то   наше     представленіе      мо-                    ставления     есть   т5,   какъ    идеи,     первообразы       выразились,      отпе-
                        жетъ      быть     изменено;       а   когда     мы     знаемъ      причины,       то                   чатались     въ   видимыхъ,      чувственныхъ        предметахъ,       которые     не
                        измѣиспш        быть    Ііс   можетъ;      чтобы     произошло       это    измѣне-                     суть   уже    чисто     суіцес,   но   и  не   суть   несущее,     а   отчасти    су-
                        ше,    надо   изменить       и   причины.       Этимъ    же     самымъ      призпа-                     щее   —поскольку        идеи   выразились      въ   чувственныхъ       предметахъ
                        комъ     отличаете      ІІлатонъ      истинное      искусство,      науку,     фило-                     —   и  отчасти     несущее     —   поскольку       one    не   выразились.       На
                        софно    отъ   простой     эмпиріи,      навыка,    т мъ.     что  наука     имеете                     этомъ    основапіи      Платонъ     и   относите     область     всего    видимаго,
                                                                              ѣ
                        своимъоснованіемъ           уразумѣніе      причинъ,      а   въ   эмпиріи     этого                    чувственна™,        преходяща™,         изменяющегося         къ   области     нред-
                        нетъ.  Шводя      въ  единство     показанный       различія     междѵ    знапіемъ                      ставленія,     а  область    невидима™,        нечувствепиаго,         умозритель-
                        и  ьѣрньгмъ     представленіемъ,       Платопъ      выражается       такъ:    знаніе
                                                                                                                                                                                                      области
                                                                                                                                                  прсбывающаго,
                                                                                                                                                                       неизменяющагося—къ
                                                                                                                                        сущаго
                                                                                                                                                                                                                 зна-
                       возпикаетъ      посредствомъ       ученія,     науки,     философіи,      а   верное                     на™,  философіи,      науки.     Таково     отрицательное        отношение Пла-
                                                                                                                                нія,
                       представленіе—посредствомъ              убежденія     словомъ,    речью,    красно-
                       речіемъ.     Съ   зпаніемъ     всегда   соединяется      уразуменіе      истшпшхъ                        тона   къ   ходячимъ      теоретическимъ        воззреніямъ      на   знаніе.
                       причинъ,      a  представленію       иедостаетъ      этого.   Знаніе     не  можетъ                           Отрицательное           отношеніе        Платона        къ практическимі
                       быть    поколеблено      словомъ,     речью,     а  верное    представленіе      мо-                     ходячимъ воззрѣнгямъ           на   добродѣтель.       Какъ     въ   теоретической
                       жетъ    быть    поколеблено}       Все    люди     могутъ    иметь     болѣе     и м                     области    Платонъ      отличаете      вЬрное      представленіе      отъ   знапія,
                       менее    верное     лредставленіе;      знанію     же   въ   истинномъ       смысле                      такъ   и въ  практической       области   опт.  отличаете     обычпую     доброде-
                       причастны      одни    боги,   а  родъ   человеческій      имеетъ     въ немъ    са-                     тель,  народную,     какъ    ие-философскую,         отъ  философской,       истин-
                      мое    малое    участіе.    Это   значите,     что  зианіе   есть  свойство     абсо-                     ной.   Отношение      между     ними    онъ разематриваетъ          съ  двухъ   сто-
                      люта,    абсолютна™         мірового     ума;    ему    присуще       знаніе,    ему                     ронъ:    съ   формальной       и   матеріальной.
                      присущи      идеи,    а  не   уму   субъективному.         Только      объективная                             Въ   формальномъ отвошеніи             онъ   признаетъ      обычпую     добро-

                      мысль,    идея    содержите      въ   себе   истину,    а  не мысль     субъектив-                       детель     недостаточною.        Въ   самомъ      д л ,     вместо     того,   чтобы
                                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                  ѣ
                      ная,   не   представленіе,      которое     можетъ     быть   и  верное,     и  лож-                     руководствоваться         знаніемъ,     основываться      на   немъ,    какъ   осно-
                      ное;    ибо   даже    то,    что   Сократъ      называете      всеобщимъ       поня-                     вывается     философская        добродетель,      обычная     добродетель      руко-
                      тіемъ,    какъ    субъективнымъ,         Платонъ       низводить      на    степень                      водится     представленіемъ,       основывается       на   немъ,    а  не   на   зна-
                      верпаго     представлепія,      а  не   знанія.  (Разсмотримъ        теперь    отно-                     ніи.   Это    видно     изъ   того,    что    обладаніе      обычною      доброде-

                      шеше      между     верпымъ      представлепіемъ        и  знаніемъ      съ  объек-                      телью    не сопряжено        со  способностью       учить    ей  другихъ,     между
                      тивной    стороны,      т.-е.   отношеніе     ихъ     самихъ      по   себе?   Раз-                      темъ    какъ    знанію     молено     учить     другихъ,      ибо    можно    при-
                      сматривая      различіе    между     знаніемъ    и вѣрнымъ       представленіемъ                         вести    причины.      Поэтому     обычная     добродетель       есть   дело   про-
                                                                                                                               стой,   безеознательной        привычки,       между     тѣмъ    какъ     философ-
   256   257   258   259   260   261   262   263   264   265   266