Page 256 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 256

только  одного  философа,  по и  многихъ  философовъ,  при  избран-
                                       Соперники,
                                                       Эриксій,
                                                                                     Гипиархъ,
                                                                    Клитофонъ,
 ной  нами  методѣ,  кажется  воиросомъ  слишкомъ  второстеігеи-  Менексенъ, Ѳ еагъ, Эпииомисъ,  О  гіраведномъ.  О  добродетели,
            Миносъ,
                         Аксіохъ,
 ІІЫМЪ.  1 Іер в о степей н ымъ  мы  считаемъ  вопросъ  о  иостегіеиномъ  Демодокъ,  Сизифъ  и  Тимей  Локрійскій.
 историко-геиетическомъ  развитіи  философіи,  а  вовсе  не  о  хро-
 нологіи;  этой  точки  зр нія  мы  и  держались  до  сихъ  поръ.  При
 ѣ
 изложены  Платонова  ученія  мы  должны  держаться  также  этого
 историко-генетическаго  развитія;  но  мы  будемъ  держаться его   II.  Систематическое  изложение  философскаго  ученія
 только  для  нашего  спеціальнаго  предмета,  философіи  права,  Платона.
 а  для  общ ихъ  осповъ  философы  будемъ  держаться  система-
 тическаго  порядка.  Поэтому  мы  намерены  изложить  обіція  Ияложспіе  сущности  Платоновой  философы  вообще,  какъ
 философскія  основы  въ  началѣ  Платоновой  философы,  а  за-  основы  для  философы  права,  мы  должны  начать  съ  того,  съ
 тѣмъ  изложимъ  существенное  содержаніе  тѣ хъ  разговоровъ,  чего  до  сихъ  поръ  всегда  начинали  изложеніе  ученій  филосо-

 которые  преимущественно  относятся  къ  нашему  предмету.  Но  фов'/  а  именно  съ  общаго  для  всей  Платоновой  философы  вор-
 прежде  я  считаю  необходимымъ  сказать  и  о томъ  порядке, въ   ховнаго  принципа.^  Мы  видели,  что  Сократъ  постаішлъ  верхов-
 какомъ  слѣдовало  бы  разсматривать  разговоры  такъ,  чтобы  они  ным!»  принципом!»'  умъ  человека  вообще,  какъ  разумиаго, мы-
 были  размѣ щены  въ  порядке  генетическаго  развитія  философіи  сля ща го  существа,  следовательно  умъ  субъективный  съ его  все-
 Платона.  В ъ  этомъ  отношены  можно  следовать  порядку,  при-  общими  понятіями,  также  субъективными.  Платонъ  же  возвелъ

 веденному  ІІІтейхартомъ  и  Миллеромъ,  и  разделить  все  разго-  этотъ  субъективный  умъ  въ  умъ  абсолютный,  присущи!  міру,
 воры  на пять  группъ:  1) разговоры  сократическіе,  обличительные,  какъ  душа  міра,  и  вместе  съ  тѣмъ  возвелъ  Сократовы  субъек-
 написанные  въ  сущности  согласно  съ  ученіемъ  Сократа  и съ   тивным  всеобщія  понятія  въ  абсолютным  міровыя  идеи, ири-
 его  діалектикою;  они  могутъ  быть  названы  обличительными,  су щія  абсолютному  міровому  уму.  Такимъ  образомъ  верховный
 потому  что  показываютъ  несостоятельность  ходячихъ  взглядовъ  принципъ  Платона  составляют!»  именно  эти  идеи  въ  значены
 и  другихъ  учеиій;  2)  разговоры  переходные  отъ  сократическихъ  чистыхъ  умозрительныхъ  поиятій  ума  человека,  какъ  разумиаго,
 къ  діалектическимъ;  3)  разговоры  діалектическіе,  въ  духе  свое-  мыслящаго  существа,  какъ  познающаго  субъекта,  и  въ  этомъ

 образной  Платоновой  діалектики;  4)  разговоры  законченные,  въ   смысле  субъективным,  но,  вместе  съ  тѣмъ,  ізъ  значепіи  само-
 которыхъ  діалектика  Платона  доходмтъ  до  высшей  степени  совер-  сущихъ,  следовательно  объективныхъ  родовъ  единичпостей,  суб-
 шенства  въ  формалыюмъ  и  матеріальномъ  отношспіяхъ;  5)  раз-  станцій,  сущности  вещей,  умозрительныхъ  единицъ  и  жиішхъ,
 говоры  гілатоническіе,  т.-е.  прииадлежащіе  если  не  самому  Пла-  деятелыіыхъ  силъ.  Чтобы  взойти  къ  такому  верховному  прин-
 тону,  то  платоникамъ.  Къ первой  группе  относятся  следующіе  ципу,  Платонъ  долженъ  былъ  положить  для  него  новым  основы;

 восемь  разговоровъ:  Іоиъ,  Гиггпій  Большой,  Гиппій  Малый,  Алки-  а  чтобы  положить  эти  новым  основы,  оиъ долженъ  былъ  раз-
 ыадъ  1-й,  Лизисъ,  Хармидъ,  Лахесъ  и  Протагоръ;  ко второй   рушить  прежнія  основы,  заключавшіяся  въ  ходячихъ  въ  обще-
 группе  относятся  слѣдующіе  семь  разговоровъ:  Эвоидемъ,  Ме-  ств е  обыкновенных!  воззреніяхъ  и  учепіяхъ  софистовъ,  окон-
 иоиъ,  Эвфифронъ,  Апологія  Сократа,  Критонъ,  Горгій  и  Кра-  чательно  разрушивъ,  опровергнув!»  въ  нихъ  все  TÎ>,  чт?)  начала,
 тилъ;  къ  третьей  группе  относятся  четыре  разговора:  ГІарме-  разрушать,  опровергать  уже  его  учитель  Сократъ.  Въ  этомъ
 иидъ, Ѳ еететъ,  Софистъ,  ІІолитикъ;  къ четвертой  группе  отно-  состоитъ  отрицательная  или критическая  сторона  Платоновой

 сятся  восемь  разговоровъ:  Федръ,  Застольный  пиръ,  Федопъ,  философы.  (Эта  сторона  имѣетъ  такое  ваяшое  зиаченіе  в г»  его
 Фил объ,  Государство,  Тимсй,  Критій  и  Законы;  къ пятой  группе  философы,  что  Лыоисъ  и  два  другіе  англійскіе  мыслителя,  гораздо
 относятся  остальные  пятнадцать  разговоровъ:  Алкивіадъ  2-й,  более  знаменитые,  но по своему  направленно  также  позитивисты,
           какъ    и   Лыоисъ,      обратили     вниманіе      преимущественно         на    эту
   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261