Page 255 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 255

только    одного    философа,     по и   многихъ     философовъ,      при   избран-
                                                                                                                                                          Соперники,
                                                                                                                                                                           Эриксій,
                                                                                                                                                                                                        Гипиархъ,
                                                                                                                                                                                       Клитофонъ,
                    ной    нами    методѣ,     кажется     воиросомъ      слишкомъ       второстеігеи-                          Менексенъ, Ѳ еагъ,       Эпииомисъ,        О   гіраведномъ.      О   добродетели,
                                                                                                                                            Аксіохъ,
                                                                                                                                Миносъ,
                    ІІЫМЪ.    1 Іер в о степей н ымъ   мы    считаемъ     вопросъ     о  иостегіеиномъ                         Демодокъ,       Сизифъ     и  Тимей     Локрійскій.
                    историко-геиетическомъ           развитіи    философіи,      а  вовсе    не  о  хро-
                    нологіи;    этой   точки    зр нія    мы    и  держались     до  сихъ   поръ.   При
                                                   ѣ
                    изложены      Платонова       ученія    мы   должны     держаться     также    этого
                    историко-генетическаго          развитія;     но   мы   будемъ     держаться его                            II.  Систематическое             изложение         философскаго            ученія
                    только     для    нашего     спеціальнаго       предмета,     философіи      права,                                                            Платона.
                    а  для   общ  ихъ   осповъ      философы        будемъ     держаться      система-
                   тическаго       порядка.      Поэтому      мы     намерены       изложить      обіція                             Ияложспіе      сущности      Платоновой        философы       вообще,     какъ
                   философскія       основы      въ  началѣ     Платоновой       философы,        а  за-                       основы     для   философы       права,     мы   должны      начать    съ   того,   съ
                   тѣмъ     изложимъ       существенное         содержаніе      т хъ     разговоровъ,                          чего   до   сихъ    поръ    всегда    начинали     изложеніе      ученій    филосо-
                                                                                  ѣ
                   которые     преимущественно          относятся     къ   нашему     предмету.     Но                         фов'/    а  именно     съ   общаго    для   всей  Платоновой      философы       вор-
                   прежде     я  считаю     необходимымъ         сказать    и  о томъ    порядке, въ                           ховнаго     принципа.^     Мы     видели,    что  Сократъ     постаішлъ     верхов-
                   какомъ     слѣдовало     бы   разсматривать        разговоры     такъ,  чтобы    они                        ным!»    принципом!»'     умъ    человека     вообще,     какъ    разумиаго, мы-
                   были    размѣ щены       въ  порядке      генетическаго     развитія    философіи                           сля ща го    существа,     следовательно       умъ   субъективный       съ его   все-
                   Платона.     В ъ  этомъ     отношены       можно     следовать     порядку,    при-                         общими      понятіями,      также    субъективными.        Платонъ     же   возвелъ

                   веденному      ІІІтейхартомъ      и   Миллеромъ,       и  разделить     все  разго-                         этотъ    субъективный       умъ    въ   умъ    абсолютный,       присущи!      міру,
                   воры   на пять    группъ:    1) разговоры     сократическіе,      обличительные,                            какъ    душа    міра,   и   вместе    съ   тѣмъ   возвелъ    Сократовы      субъек-
                   написанные       въ  сущности      согласно      съ   ученіемъ     Сократа     и съ                         тивным     всеобщія      понятія      въ  абсолютным       міровыя     идеи, ири-
                  его   діалектикою;       они    могутъ     быть    названы       обличительными,                             су щія   абсолютному        міровому     уму.   Такимъ     образомъ     верховный
                  потому     что   показываютъ       несостоятельность        ходячихъ      взглядовъ                          принципъ       Платона     составляют!»     именно      эти   идеи    въ   значены
                  и  другихъ      учеиій;   2)  разговоры     переходные      отъ   сократическихъ                             чистыхъ     умозрительныхъ         поиятій    ума  человека,    какъ    разумиаго,
                  къ   діалектическимъ;        3)  разговоры      діалектическіе,     въ  духе   свое-                         мыслящаго       существа,      какъ    познающаго       субъекта,     и  въ   этомъ

                  образной     Платоновой       діалектики;      4)  разговоры    законченные,      въ                         смысле     субъективным,       но,   вместе    съ   тѣмъ,    ізъ  значепіи    само-
                  которыхъ     діалектика     Платона     доходмтъ    до  высшей    степени    совер-                          сущихъ,     следовательно        объективныхъ      родовъ    единичпостей,      суб-
                  шенства     въ   формалыюмъ        и  матеріальномъ       отношспіяхъ;       5)  раз-                        станцій,    сущности      вещей,     умозрительныхъ        единицъ      и  жиішхъ,
                  говоры    гілатоническіе,      т.-е.  прииадлежащіе        если  не  самому    Пла-                          деятелыіыхъ       силъ.    Чтобы     взойти    къ  такому     верховному      прин-
                  тону,   то   платоникамъ.       Къ первой      группе     относятся     следующіе                            ципу,    Платонъ      долженъ     былъ    положить     для  него   новым    основы;

                  восемь   разговоровъ:     Іоиъ,   Гиггпій   Большой,    Гиппій    Малый,     Алки-                           а  чтобы    положить      эти   новым    основы,     оиъ долженъ        былъ   раз-
                  ыадъ    1-й,   Лизисъ,     Хармидъ,      Лахесъ      и  Протагоръ;      ко второй                            рушить     прежнія     основы,     заключавшіяся        въ  ходячихъ     въ   обще-
                  группе    относятся     слѣдующіе       семь   разговоровъ:      Эвоидемъ,     Ме-                           ств е  обыкновенных!         воззреніяхъ      и  учепіяхъ     софистовъ,      окон-
                 иоиъ,    Эвфифронъ,       Апологія      Сократа,     Критонъ,     Горгій     и  Кра-                          чательно     разрушивъ,      опровергнув!»       въ  нихъ    все  TÎ>,  чт?)  начала,
                 тилъ;    къ  третьей       группе     относятся     четыре    разговора:    ГІарме-                           разрушать,       опровергать      уже    его   учитель     Сократъ.     Въ    этомъ
                 иидъ, Ѳ еететъ,       Софистъ,     ІІолитикъ;    къ четвертой        группе    отно-                          состоитъ    отрицательная         или критическая         сторона     Платоновой

                 сятся    восемь     разговоровъ:      Федръ,     Застольный       пиръ,    Федопъ,                            философы.     (Эта    сторона     имѣетъ    такое    ваяшое     зиаченіе     в г»  его
                 Фил объ,   Государство,      Тимсй,   Критій     и  Законы;   къ пятой       группе                           философы,      что  Лыоисъ     и  два  другіе  англійскіе    мыслителя,     гораздо
                 относятся      остальные      пятнадцать      разговоровъ:       Алкивіадъ     2-й,                           более   знаменитые,      но по своему      направленно      также    позитивисты,
                                                                                                                               какъ    и  Лыоисъ,      обратили      вниманіе     преимущественно          на   эту
   250   251   252   253   254   255   256   257   258   259   260