Page 255 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 255
только одного философа, по и многихъ философовъ, при избран-
Соперники,
Эриксій,
Гипиархъ,
Клитофонъ,
ной нами методѣ, кажется воиросомъ слишкомъ второстеігеи- Менексенъ, Ѳ еагъ, Эпииомисъ, О гіраведномъ. О добродетели,
Аксіохъ,
Миносъ,
ІІЫМЪ. 1 Іер в о степей н ымъ мы считаемъ вопросъ о иостегіеиномъ Демодокъ, Сизифъ и Тимей Локрійскій.
историко-геиетическомъ развитіи философіи, а вовсе не о хро-
нологіи; этой точки зр нія мы и держались до сихъ поръ. При
ѣ
изложены Платонова ученія мы должны держаться также этого
историко-генетическаго развитія; но мы будемъ держаться его II. Систематическое изложение философскаго ученія
только для нашего спеціальнаго предмета, философіи права, Платона.
а для общ ихъ осповъ философы будемъ держаться система-
тическаго порядка. Поэтому мы намерены изложить обіція Ияложспіе сущности Платоновой философы вообще, какъ
философскія основы въ началѣ Платоновой философы, а за- основы для философы права, мы должны начать съ того, съ
тѣмъ изложимъ существенное содержаніе т хъ разговоровъ, чего до сихъ поръ всегда начинали изложеніе ученій филосо-
ѣ
которые преимущественно относятся къ нашему предмету. Но фов'/ а именно съ общаго для всей Платоновой философы вор-
прежде я считаю необходимымъ сказать и о томъ порядке, въ ховнаго принципа.^ Мы видели, что Сократъ постаішлъ верхов-
какомъ слѣдовало бы разсматривать разговоры такъ, чтобы они ным!» принципом!»' умъ человека вообще, какъ разумиаго, мы-
были размѣ щены въ порядке генетическаго развитія философіи сля ща го существа, следовательно умъ субъективный съ его все-
Платона. В ъ этомъ отношены можно следовать порядку, при- общими понятіями, также субъективными. Платонъ же возвелъ
веденному ІІІтейхартомъ и Миллеромъ, и разделить все разго- этотъ субъективный умъ въ умъ абсолютный, присущи! міру,
воры на пять группъ: 1) разговоры сократическіе, обличительные, какъ душа міра, и вместе съ тѣмъ возвелъ Сократовы субъек-
написанные въ сущности согласно съ ученіемъ Сократа и съ тивным всеобщія понятія въ абсолютным міровыя идеи, ири-
его діалектикою; они могутъ быть названы обличительными, су щія абсолютному міровому уму. Такимъ образомъ верховный
потому что показываютъ несостоятельность ходячихъ взглядовъ принципъ Платона составляют!» именно эти идеи въ значены
и другихъ учеиій; 2) разговоры переходные отъ сократическихъ чистыхъ умозрительныхъ поиятій ума человека, какъ разумиаго,
къ діалектическимъ; 3) разговоры діалектическіе, въ духе свое- мыслящаго существа, какъ познающаго субъекта, и въ этомъ
образной Платоновой діалектики; 4) разговоры законченные, въ смысле субъективным, но, вместе съ тѣмъ, ізъ значепіи само-
которыхъ діалектика Платона доходмтъ до высшей степени совер- сущихъ, следовательно объективныхъ родовъ единичпостей, суб-
шенства въ формалыюмъ и матеріальномъ отношспіяхъ; 5) раз- станцій, сущности вещей, умозрительныхъ единицъ и жиішхъ,
говоры гілатоническіе, т.-е. прииадлежащіе если не самому Пла- деятелыіыхъ силъ. Чтобы взойти къ такому верховному прин-
тону, то платоникамъ. Къ первой группе относятся следующіе ципу, Платонъ долженъ былъ положить для него новым основы;
восемь разговоровъ: Іоиъ, Гиггпій Большой, Гиппій Малый, Алки- а чтобы положить эти новым основы, оиъ долженъ былъ раз-
ыадъ 1-й, Лизисъ, Хармидъ, Лахесъ и Протагоръ; ко второй рушить прежнія основы, заключавшіяся въ ходячихъ въ обще-
группе относятся слѣдующіе семь разговоровъ: Эвоидемъ, Ме- ств е обыкновенных! воззреніяхъ и учепіяхъ софистовъ, окон-
иоиъ, Эвфифронъ, Апологія Сократа, Критонъ, Горгій и Кра- чательно разрушивъ, опровергнув!» въ нихъ все TÎ>, чт?) начала,
тилъ; къ третьей группе относятся четыре разговора: ГІарме- разрушать, опровергать уже его учитель Сократъ. Въ этомъ
иидъ, Ѳ еететъ, Софистъ, ІІолитикъ; къ четвертой группе отно- состоитъ отрицательная или критическая сторона Платоновой
сятся восемь разговоровъ: Федръ, Застольный пиръ, Федопъ, философы. (Эта сторона имѣетъ такое ваяшое зиаченіе в г» его
Фил объ, Государство, Тимсй, Критій и Законы; къ пятой группе философы, что Лыоисъ и два другіе англійскіе мыслителя, гораздо
относятся остальные пятнадцать разговоровъ: Алкивіадъ 2-й, более знаменитые, но по своему направленно также позитивисты,
какъ и Лыоисъ, обратили вниманіе преимущественно на эту