Page 263 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 263

екая    добродѣтель      есть   результате      иегшшаго      знанія,    есть   дея-                    этомъ    смысле,     какъ     изъ    абсолюта.     Но    когда    божественному

                      тельность,     соединенная       съ   уразумѣиіемъ       ігричшіъ;     поэтому    же                    року   Платонъ      противополагаете         истинное     знаніе,    тогда    боже-
                      обычная      добродетель       не  заключаете       въ  себѣ    ручательства       въ                   ственнымъ      рокомъ     онъ   означаете      все  то,   чемъ    бываете     одол-
                      своемъ    постоянстве,       твердости,     прочности,     какъ   не   заключаете,                      жена    человеческая        деятельность       помимо     сознанія,    знанія;    въ
                      его   въ   себе   и  верное     представление,      на  которомъ     основывается                       этомъ    смысле     божественный        рокъ    и  есть    прирожденный         осо-
                      эта   обычная     добродетель.       Напротивъ,       и  начало,     и  продолже-                       бенный     даръ    того   или   другого     человека,      какъ    бы   инстинкте
                      ние,  и   конецъ     ея  отданы     на   гіроизволъ     случая. 5 с ѣ    люди,   до-                    добродетели,      внешнее       обстоятельство,       благоприятно      направив-
                                                                                       (
                      вольствующіеся         обычною      добродетелью,        не   исключая      и  т хъ                     шее   его   къ   добродетели,      и  вместе—такая         внутренняя       востор-
                                                                                                       ѣ
                      государственных!,        мужей,     которые      прославились       своею    добро-                    женность,       подъ    вліяніемъ      которой     челов къ     не   можетъ     дать
                                                                                                                                                                                       ѣ
                      детелью,      добродетельны        только    въ   силу    божественна™        рока,                    себе    отчета,   почему     онъ   д лаетъ     такъ,    а  не  иначе;    однако   же
                                                                                                                                                                  ѣ
                      судьбы.    Подъ     божественнымъ        рокомъ     Платонъ      разумеете,     слу-                   обычную      добродетель,      Платонъ      считаетъ     случайностью       относи-

                      чайность;    оиъ    определяете      этотъ   рокъ   какъ   божественное       пред-                    тельною,     а  не   абсолютною,       ибо   вообще    Платонъ     не  принимаетъ
                     определеніе,       выражающееся          или   въ   томъ    иаітравленіи,      какое                    случая    для   объясненія      явленій    и  деятельности.      Эта   относитель-
                     даютъ     человеческой       деятельности      выѣшпія      обстоятельства,      или                    ная   случайность       состоитъ    въ   томъ,    что   человѣ къ,     обладаюіцій
                         въ   особенномъ,      прирожденном'!,       тому    или   другому      человеку                     обычною       добродетелью,        не   имѣетъ     средствъ     возродить     ее   въ
                     даре,    безеознательномъ        инстинкте      къ   добродетели;      или  же,   на-                   другихъ     людяхъ     и   вместе    съ   тѣмъ    не  имѣетъ    средствъ    прочно,
                     конецъ,     въ   маиіи    и  эптузіазмѣ.     Мапія     есть   сильное     душевное                      твердо     сохранить      ее  и   въ   себе,    быть     добродетельнымъ.         В ъ

                     внутреннее      волненіе,     ощущепіе,      изступленіе,      при  которомъ      че-                   этомъ    смысле      божественный        рокъ    тождественъ       у  Платона      со
                     лоь къ    выходите      изъ   себя,   забываете     себя.  Подъ    имеиемъ     энту-                    случайностью.       Въ   самомъ     деле,    самый     опыте     показываете,—
                         ѣ
                     зіаз.ча   Платонъ     разумеете,      божественное       вдохновеніе,       присут-                     говоритъ     Платонъ,—что         люди,    прославившіеся       обычною      добро-
                     ствіе   въ  человеке      божества.     То   и  другое   вообще,    маиія   и  энту-                    детелью,     одолжены      случайности,      такъ    что.въ    этомъ    отнонтеніи
                     зіазмъ,   значатъ     восторженность,       восторженное       состояніе;     итакъ                     они   стоять    на   той   же   самой    ступени,   на  которой     стоять   поэты,

                    добродѣ тель      является    въ   человеке      вслѣдствіе    такого    состоя иія                      рапсоды,     прорицатели,       вообще     все,   воспроизводящіе         прекрас-
                    а   не   всл дствіе    сознаиія,     уразумѣнія       причииъ     своей    деятель-                      ное,   изящное,     все   художники.       Все   это   они   дѣлаютъ     не  вслѣ д-
                                 ѣ
                    ности.     Впрочемъ,       когда     Платонъ      говоритъ     о   божественном!,                        ствіе   сознанія,     a  вследствіе      безеознательной        восторженности,
                    роке    самомъ     но   себе,   не   противополагая         его  истинному       зна-                    божественна го       вдохновенія,       маніи,    энгузіазма}      Единственное
                    нію,   то   подъ    такимъ     рокомъ     онъ   разумеете      все   божественное                        средство    для   того,   чтобы    не   предоставлять      добродетель     на  про-
                    въ    человеке,      т.-е.   существенное         ему    причастіе      его    всему                     изволъ    случайности,       состоитъ     въ    обоснованіи       ея   на   знаніи.

                    божественному,         абсолютному,       въ   силу    богоподобной        природы                       Вообще     только    знаніе,   какъ   теоретическая       деятельность,      уразу-
                    человека,      въ    силу    того,   что   и  оиъ    одаренъ      умомъ,    какъ    и                   мѣ ніе   причинъ       деятельности,       сущности      добра,     и   содержите
                    божество,       умомъ     способным!,      познавать    субстанціальпое,       идеи,                    въ   себе   единственно      твердое    основаніе    для  добродетельной,       пра-
                    абсолютное,      такъ    что   и  ему   присуща      самосущая,        абсолютная                       вильной,     разумной      деятельности.     Такъ    все  люди   желаютъ     добра,

                    идея,   какъ    и  божественному,         абсолютному       уму.    Въ    ІІлатоно-                     а   если   и  желаютъ       зла,   то   лишь     потому,     что    считаютъ      его
                    вомъ    выражении       „божественный        рокъ",      заключается      мысль     о                   добромъ;     следовательно,       гдѣ   есть    истинное      знаніе,   тамъ    есть
                    томъ,   что   хотя    человеческая        добродѣтель      и  отправляется       отъ                    и   добро,   т.-е.   въ  томъ    человеке,      который     сознаетъ     истинную
                    божества,     какъ    отъ   первопричины,        по  этимъ     вовсе   не   исклю-                      сущность      добра,   необходимо       есть   и  добрая   воля,   ибо  абсолютно
                    чается   сознательная       человеческая     деятельность;     напротивъ,      даже                     немыслимо,       чтобы    кто-либо   сознательно      и   намеренно      стремился
                   самое     знаніе     выводите      Платонъ      изъ    божественна™        рока    въ                    къ   тому,   чтЬ   для   него   есть   зло.   Все   пороки,    погрешности,       He-

                                                                                                                                    in                                                                   17
   258   259   260   261   262   263   264   265   266   267   268