Page 264 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 264

екая  добродѣтель  есть  результате  иегшшаго  знанія,  есть  дея-  этомъ  смысле,  какъ  изъ  абсолюта.  Но  когда  божественному

 тельность,  соединенная  съ  уразумѣиіемъ  ігричшіъ;  поэтому  же  року  Платонъ  противополагаете  истинное  знаніе,  тогда  боже-
 обычная  добродетель  не  заключаете  въ  себѣ  ручательства  въ  ственнымъ  рокомъ  онъ  означаете  все  то,  чемъ  бываете  одол-
 своемъ  постоянстве,  твердости,  прочности,  какъ  не  заключаете,  жена  человеческая  деятельность  помимо  сознанія,  знанія;  въ
 его  въ  себе  и  верное  представление,  на  которомъ  основывается  этомъ  смысле  божественный  рокъ  и  есть  прирожденный  осо-
 эта  обычная  добродетель.  Напротивъ,  и  начало,  и  продолже-  бенный  даръ  того  или  другого  человека,  какъ  бы  инстинкте
 (
 ние,  и  конецъ  ея  отданы  на  гіроизволъ  случая. 5 с ѣ  люди,  до-  добродетели,  внешнее  обстоятельство,  благоприятно  направив-
 вольствующіеся  обычною  добродетелью,  не  исключая  и  тѣ хъ  шее  его  къ  добродетели,  и  вместе—такая  внутренняя  востор-
 государственных!,  мужей,  которые  прославились  своею  добро-  женность,  подъ  вліяніемъ  которой  челов къ  не  можетъ  дать
                                                                   ѣ
 детелью,  добродетельны  только  въ  силу  божественна™  рока,  себе  отчета,  почему  онъ  д лаетъ  такъ,  а  не  иначе;  однако  же
                                              ѣ
 судьбы.  Подъ  божественнымъ  рокомъ  Платонъ  разумеете,  слу-  обычную  добродетель,  Платонъ  считаетъ  случайностью  относи-

 чайность;  оиъ  определяете  этотъ  рокъ  какъ  божественное  пред-  тельною,  а  не  абсолютною,  ибо  вообще  Платонъ  не  принимаетъ
 определеніе,  выражающееся  или  въ  томъ  иаітравленіи,  какое  случая  для  объясненія  явленій  и  деятельности.  Эта  относитель-
 даютъ  человеческой  деятельности  выѣшпія  обстоятельства,  или  ная  случайность  состоитъ  въ  томъ,  что  челов къ,  обладаюіцій
                                                                        ѣ
 въ  особенномъ,  прирожденном'!,  тому  или  другому  человеку  обычною  добродетелью,  не  имѣетъ  средствъ  возродить  ее  въ
 даре,  безеознательномъ  инстинкте  къ  добродетели;  или  же,  на-  другихъ  людяхъ  и  вместе  съ  тѣмъ  не  имѣетъ  средствъ  прочно,
 конецъ,  въ  маиіи  и  эптузіазмѣ.  Мапія  есть  сильное  душевное  твердо  сохранить  ее  и  въ  себе,  быть  добродетельнымъ.  В ъ

 внутреннее  волненіе,  ощущепіе,  изступленіе,  при  которомъ  че-  этомъ  смысле  божественный  рокъ  тождественъ  у  Платона  со
 лоьѣ къ  выходите  изъ  себя,  забываете  себя.  Подъ  имеиемъ  энту-  случайностью.  Въ  самомъ  деле,  самый  опыте  показываете,—
 зіаз.ча  Платонъ  разумеете,  божественное  вдохновеніе,  присут-  говоритъ  Платонъ,—что  люди,  прославившіеся  обычною  добро-
 ствіе  въ  человеке  божества.  То  и  другое  вообще,  маиія  и  энту-  детелью,  одолжены  случайности,  такъ  что.въ  этомъ  отнонтеніи
 зіазмъ,  значатъ  восторженность,  восторженное  состояніе;  итакъ  они  стоять  на  той  же  самой  ступени,  на  которой  стоять  поэты,

 добродѣ тель  является  въ  человеке  вслѣдствіе  такого  состоя иія   рапсоды,  прорицатели,  вообще  все,  воспроизводящіе  прекрас-
 а  не  вслѣ дствіе  сознаиія,  уразумѣнія  причииъ  своей  деятель-  ное,  изящное,  все  художники.  Все  это  они  дѣлаютъ  не  вслѣ д-
 ности.  Впрочемъ,  когда  Платонъ  говоритъ  о  божественном!,  ствіе  сознанія,  a  вследствіе  безеознательной  восторженности,
 роке  самомъ  но  себе,  не  противополагая  его  истинному  зна-  божественна го  вдохновенія,  маніи,  энгузіазма}  Единственное
 нію,  то  подъ  такимъ  рокомъ  онъ  разумеете  все  божественное  средство  для  того,  чтобы  не  предоставлять  добродетель  на  про-
 въ  человеке,  т.-е.  существенное  ему  причастіе  его  всему  изволъ  случайности,  состоитъ  въ  обоснованіи  ея  на  знаніи.

 божественному,  абсолютному,  въ  силу  богоподобной  природы  Вообще  только  знаніе,  какъ  теоретическая  деятельность,  уразу-
 человека,  въ  силу  того,  что  и  оиъ  одаренъ  умомъ,  какъ  и  м ніе  причинъ  деятельности,  сущности  добра,  и  содержите
           ѣ
 божество,  умомъ  способным!,  познавать  субстанціальпое,  идеи,  въ  себе  единственно  твердое  основаніе  для  добродетельной,  пра-
 абсолютное,  такъ  что  и  ему  присуща  самосущая,  абсолютная  вильной,  разумной  деятельности.  Такъ  все  люди  желаютъ  добра,

 идея,  какъ  и  божественному,  абсолютному  уму.  Въ  ІІлатоно-  а  если  и  желаютъ  зла,  то  лишь  потому,  что  считаютъ  его
 вомъ  выражении  „божественный  рокъ",  заключается  мысль  о  добромъ;  следовательно,  гдѣ  есть  истинное  знаніе,  тамъ  есть
 томъ,  что  хотя  человеческая  добродѣтель  и  отправляется  отъ  и  добро,  т.-е.  въ  томъ  человеке,  который  сознаетъ  истинную
 божества,  какъ  отъ  первопричины,  по  этимъ  вовсе  не  исклю-  сущность  добра,  необходимо  есть  и  добрая  воля,  ибо  абсолютно
 чается  сознательная  человеческая  деятельность;  напротивъ,  даже  немыслимо,  чтобы  кто-либо  сознательно  и  намеренно  стремился
 самое  знаніе  выводите  Платонъ  изъ  божественна™  рока  въ  къ  тому,  чтЬ  для  него  есть  зло.  Все  пороки,  погрешности,  He-

                in                                                                   17
   259   260   261   262   263   264   265   266   267   268   269