Page 264 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 264
екая добродѣтель есть результате иегшшаго знанія, есть дея- этомъ смысле, какъ изъ абсолюта. Но когда божественному
тельность, соединенная съ уразумѣиіемъ ігричшіъ; поэтому же року Платонъ противополагаете истинное знаніе, тогда боже-
обычная добродетель не заключаете въ себѣ ручательства въ ственнымъ рокомъ онъ означаете все то, чемъ бываете одол-
своемъ постоянстве, твердости, прочности, какъ не заключаете, жена человеческая деятельность помимо сознанія, знанія; въ
его въ себе и верное представление, на которомъ основывается этомъ смысле божественный рокъ и есть прирожденный осо-
эта обычная добродетель. Напротивъ, и начало, и продолже- бенный даръ того или другого человека, какъ бы инстинкте
(
ние, и конецъ ея отданы на гіроизволъ случая. 5 с ѣ люди, до- добродетели, внешнее обстоятельство, благоприятно направив-
вольствующіеся обычною добродетелью, не исключая и тѣ хъ шее его къ добродетели, и вместе—такая внутренняя востор-
государственных!, мужей, которые прославились своею добро- женность, подъ вліяніемъ которой челов къ не можетъ дать
ѣ
детелью, добродетельны только въ силу божественна™ рока, себе отчета, почему онъ д лаетъ такъ, а не иначе; однако же
ѣ
судьбы. Подъ божественнымъ рокомъ Платонъ разумеете, слу- обычную добродетель, Платонъ считаетъ случайностью относи-
чайность; оиъ определяете этотъ рокъ какъ божественное пред- тельною, а не абсолютною, ибо вообще Платонъ не принимаетъ
определеніе, выражающееся или въ томъ иаітравленіи, какое случая для объясненія явленій и деятельности. Эта относитель-
даютъ человеческой деятельности выѣшпія обстоятельства, или ная случайность состоитъ въ томъ, что челов къ, обладаюіцій
ѣ
въ особенномъ, прирожденном'!, тому или другому человеку обычною добродетелью, не имѣетъ средствъ возродить ее въ
даре, безеознательномъ инстинкте къ добродетели; или же, на- другихъ людяхъ и вместе съ тѣмъ не имѣетъ средствъ прочно,
конецъ, въ маиіи и эптузіазмѣ. Мапія есть сильное душевное твердо сохранить ее и въ себе, быть добродетельнымъ. В ъ
внутреннее волненіе, ощущепіе, изступленіе, при которомъ че- этомъ смысле божественный рокъ тождественъ у Платона со
лоьѣ къ выходите изъ себя, забываете себя. Подъ имеиемъ энту- случайностью. Въ самомъ деле, самый опыте показываете,—
зіаз.ча Платонъ разумеете, божественное вдохновеніе, присут- говоритъ Платонъ,—что люди, прославившіеся обычною добро-
ствіе въ человеке божества. То и другое вообще, маиія и энту- детелью, одолжены случайности, такъ что.въ этомъ отнонтеніи
зіазмъ, значатъ восторженность, восторженное состояніе; итакъ они стоять на той же самой ступени, на которой стоять поэты,
добродѣ тель является въ человеке вслѣдствіе такого состоя иія рапсоды, прорицатели, вообще все, воспроизводящіе прекрас-
а не вслѣ дствіе сознаиія, уразумѣнія причииъ своей деятель- ное, изящное, все художники. Все это они дѣлаютъ не вслѣ д-
ности. Впрочемъ, когда Платонъ говоритъ о божественном!, ствіе сознанія, a вследствіе безеознательной восторженности,
роке самомъ но себе, не противополагая его истинному зна- божественна го вдохновенія, маніи, энгузіазма} Единственное
нію, то подъ такимъ рокомъ онъ разумеете все божественное средство для того, чтобы не предоставлять добродетель на про-
въ человеке, т.-е. существенное ему причастіе его всему изволъ случайности, состоитъ въ обоснованіи ея на знаніи.
божественному, абсолютному, въ силу богоподобной природы Вообще только знаніе, какъ теоретическая деятельность, уразу-
человека, въ силу того, что и оиъ одаренъ умомъ, какъ и м ніе причинъ деятельности, сущности добра, и содержите
ѣ
божество, умомъ способным!, познавать субстанціальпое, идеи, въ себе единственно твердое основаніе для добродетельной, пра-
абсолютное, такъ что и ему присуща самосущая, абсолютная вильной, разумной деятельности. Такъ все люди желаютъ добра,
идея, какъ и божественному, абсолютному уму. Въ ІІлатоно- а если и желаютъ зла, то лишь потому, что считаютъ его
вомъ выражении „божественный рокъ", заключается мысль о добромъ; следовательно, гдѣ есть истинное знаніе, тамъ есть
томъ, что хотя человеческая добродѣтель и отправляется отъ и добро, т.-е. въ томъ человеке, который сознаетъ истинную
божества, какъ отъ первопричины, по этимъ вовсе не исклю- сущность добра, необходимо есть и добрая воля, ибо абсолютно
чается сознательная человеческая деятельность; напротивъ, даже немыслимо, чтобы кто-либо сознательно и намеренно стремился
самое знаніе выводите Платонъ изъ божественна™ рока въ къ тому, чтЬ для него есть зло. Все пороки, погрешности, He-
in 17