Page 262 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 262

знаніе  съ  истинною  смыслѣ,  когда  можно  привести  причины  съ  объективной  стороны,  т.-е.  по  различно  ихъ  объектовъ,  по-

 которыя  убѣждаютъ  насъ,  что  не  можетъ  быть  иначе,  какъ  мимо  субъектовъ,  Платонъ  доказываетъ  въ  разговорахъ  „ІІо-
 такъ  именно,  какъ  мы  себѢ  представляемъ.  Итакъ  знаніе
 отличается  отъ  в рнаго  представлены  тѣмъ,  что  представле-  литикъ"  и  „Государство"  второстепенную  важность  вЬрнаго
 ѣ
                                  и
             представленія
                                      первостепенную
                                                                           знапія
                                                                                     темъ,
                                                                                              что
                                                              важность
 шю  иедостаетъ  уразумѣнія  причипъ,  а  потому  если  нред-
                                  своимъ
                                                                                               су-
                                                            содержаніемъ
                       имеетъ
                                                                                абсолютно
 ставлеше  и  будетъ  далее  в рпымъ,  то  оно  все-таки  не  есть  знапіе какъ  самосущее;  объектомъ,  представленіе  имеетъ  своимъ
 ѣ
             щее,
                                                 верное
                                             а
 прочное,  не  есть  такое,  которое  не можетъ  измениться.  Только
                              содержаніемъ
             объектомъ,
                                                                                              не-
 зпаніе,  воснолнениое  тѣмъ,  чего  иедостаетъ  вѣрному  пред-  суіцимъ;  поэтому  и  само ігЬчто  среднее  между  сущимъ  и быть
                                                              представленіе
                                                                                  можетъ
                                                   верное
 ставленио  (уразумѣпіемъ  причппъ),  есть  прочное,  неизмен-  только  чемъ-то  среднимъ  между  знаніемъ  и  незнаніемъ.  Въ
 ное  достояніе  наше,  какъ  обладапіе  истиною.  В ъ  самомъ  дфлф
                                                                идеи,
                                                                            содержапіе
             самомъ
                                                знанія
                                                          есть
                       деле,
 когда  мы  не  знаемъ  причины,  то  наше  представленіе  мо-  ставления  есть содержаніе  идеи,  первообразы a  выразились,  пред-
                                                                                            отпе-
                                        какъ
                                 т5,
 жетъ  быть  изменено;  а  когда  мы  знаемъ  причины,  то  чатались  въ  видимыхъ,  чувственныхъ  предметахъ,  которые  не
 измѣиспш  быть  Ііс  можетъ;  чтобы  произошло  это  измѣне-  суть  уже  чисто  суіцес,  но  и  не  суть  несущее,  а  отчасти  су-
 ше,  надо  изменить  и  причины.  Этимъ  же  самымъ  призпа-  щее  —поскольку  идеи  выразились  въ  чувственныхъ  предметахъ
 комъ  отличаете  ІІлатонъ  истинное  искусство,  науку,  фило-  —  и  отчасти  несущее  —  поскольку  one  не  выразились.  На
 софно  отъ  простой  эмпиріи,  навыка,  т мъ.  что  наука  имеете  этомъ  основапіи  Платонъ  и  относите  область  всего  видимаго,
 ѣ
 своимъоснованіемъ  уразумѣніе  причинъ,  а  въ  эмпиріи  этого  чувственна™,  преходяща™,  изменяющегося  къ  области  нред-
 нетъ.  Шводя  въ  единство  показанный  различія  междѵ  знапіемъ  ставленія,  а  область  невидима™,  нечувствепиаго,  умозритель-
 и  ьѣрньгмъ  представленіемъ,  Платопъ  выражается  такъ:  знаніе
                                                   неизменяющагося—къ
                                                                                  области
                                                                                             зна-
                    сущаго
                              прсбывающаго,
            на™,
 возпикаетъ  посредствомъ  ученія,  науки,  философіи,  а  верное  нія,  философіи,  науки.  Таково  отрицательное  отношение Пла-
 представленіе—посредствомъ  убежденія  словомъ,  речью,  красно-
 речіемъ.  Съ  зпаніемъ  всегда  соединяется  уразуменіе  истшпшхъ  тона  къ  ходячимъ  теоретическимъ  воззреніямъ  на  знаніе.
 причинъ,  a  представленію  иедостаетъ  этого.  Знаніе  не  можетъ  Отрицательное  отношеніе  Платона  къ практическимі
 быть  поколеблено  словомъ,  речью,  а  верное  представленіе  мо-  ходячимъ воззрѣнгямъ  на  добродѣтель.  Какъ  въ  теоретической
 жетъ  быть  поколеблено}  Все  люди  могутъ  иметь  болѣе  и м  области  Платонъ  отличаете  вЬрное  представленіе  отъ  знапія,
 менее  верное  лредставленіе;  знанію  же  въ  истинномъ  смысле  такъ  и въ  практической  области  опт.  отличаете  обычпую  доброде-
 причастны  одни  боги,  а  родъ  человеческій  имеетъ  въ немъ  са-  тель,  народную,  какъ  ие-философскую,  отъ  философской,  истин-
 мое  малое  участіе.  Это  значите,  что  зианіе  есть  свойство  абсо-  ной.  Отношение  между  ними  онъ разематриваетъ  съ  двухъ  сто-
 люта,  абсолютна™  мірового  ума;  ему  присуще  знаніе,  ему  ронъ:  съ  формальной  и  матеріальной.
 присущи  идеи,  а  не  уму  субъективному.  Только  объективная  Въ  формальномъ отвошеніи  онъ  признаетъ  обычпую  добро-
 мысль,  идея  содержите  въ  себе  истину,  а  не мысль  субъектив-  детель  недостаточною.  Въ  самомъ  д л ,  вместо  того,  чтобы
                                                                  ѣ
                                                               ѣ
 ная,  не  представленіе,  которое  можетъ  быть  и  верное,  и  лож-  руководствоваться  знаніемъ,  основываться  на  немъ,  какъ  осно-
 ное;  ибо  даже  то,  что  Сократъ  называете  всеобщимъ  поня-  вывается  философская  добродетель,  обычная  добродетель  руко-
 тіемъ,  какъ  субъективнымъ,  Платонъ  низводить  на  степень  водится  представленіемъ,  основывается  на  немъ,  а  не  на  зна-
 верпаго  представлепія,  а  не  знанія.  (Разсмотримъ  теперь  отно-  ніи.  Это  видно  изъ  того,  что  обладаніе  обычною  доброде-
 шеше  между  верпымъ  представлепіемъ  и  знаніемъ  съ  объек-  телью  не сопряжено  со  способностью  учить  ей  другихъ,  между
 тивной  стороны,  т.-е.  отношеніе  ихъ  самихъ  по  себе?  Раз-  темъ  какъ  знанію  молено  учить  другихъ,  ибо  можно  при-
 сматривая  различіе  между  знаніемъ  и вѣрнымъ  представленіемъ  вести  причины.  Поэтому  обычная  добродетель  есть  дело  про-
           стой,    безеознательной        привычки,      между     тѣмъ    какъ     философ-
   257   258   259   260   261   262   263   264   265   266   267